Отношение Церкви к ЭКО — проблемы и решения

Что такое ЭКО

Сегодня около 15% российских семейных пар сталкиваются с проблемой бесплодия. Её решение многие находят в медицинской технологии экстракорпорального (совершаемого вне тела, искусственного) оплодотворения – ЭКО. Однако вот уже несколько десятилетий не утихают дискуссии вокруг морально-этического аспекта данной процедуры. Каково же отношение Церкви к ЭКО? Можно ли православным христианам прибегать к искусственному оплодотворению? Чтобы получить обоснованные ответы на эти вопросы, необходимо ознакомиться с сутью ЭКО и мнениями медиков.

отношение Церкви к ЭКО
Экстракорпоральное оплодотворение (ЭКО)

Процедура ЭКО

ЭКО осуществляется в специальных медицинских учреждениях в несколько этапов:

  • получение яйцеклеток и сперматозоидов (могут быть донорскими);
  • искусственное оплодотворение яйцеклеток «в пробирке»;
  • развитие полученных эмбрионов в инкубационных условиях в течение нескольких дней;
  • перенос наиболее благополучных эмбрионов в маточную полость, где происходит их дальнейшее развитие. В некоторых случаях ребёнка вынашивает суррогатная мать.

В процессе ЭКО для «подстраховки» оплодотворяют больше яйцеклеток, чем необходимо перенести в матку. Поэтому после процедуры обычно остаётся некоторое количество неиспользованных эмбрионов. Они замораживаются для повторного применения или утилизируются. 

Обычно в утробу матери для надёжности переносят несколько эмбрионов. Если все они прижились и развиваются, то мать может выносить и родить их всех. Или же она может провести операцию по удалению лишних.

Впервые технология ЭКО была успешно применена в 1977 году в Великобритании. В 2014 году в мире насчитывалось не менее 7 миллионов людей, которые были зачаты искусственно. В России с 1995 по 2017 год было рождено более двухсот тысяч таких детей.

Мнения медиков об ЭКО

Медики-сторонники ЭКО отмечают, что данная процедура имеет как достоинства, так и ряд недостатков. С одной стороны, она зачастую является единственным шансом для бесплодных и одиноких людей. Яйцеклетки, мужское семя и еще не перенесённые в матку эмбрионы можно подвергнуть криоконсервации. Это позволяет отложить беременность на подходящее время или повторить процедуру в случае неудачной первой беременности. Врач репродуктолог Анна Мгоян приводит ещё одно преимущество ЭКО:

«ЭКО помогает парам с наследственными заболеваниями стать родителями здорового ребенка. Генетическое исследование позволяет отобрать для ЭКО эмбрионы с нормальным набором хромосом».

С другой стороны, технология связана с определёнными рисками. Среди них внематочная или многоплодная беременность, синдром гиперстимуляции яичников, побочные эффекты от гормонов. Не все знают, что приём гормонов обязателен при ЭКО. Наконец, стоит отметить, что процедура на сегодняшний день не имеет высокого уровня эффективности. С первой попытки она приводит к беременности лишь в одном из трёх случаев. Рождение ребёнка происходит в одном из четырёх случаев. Врач-репродуктолог Ирина Боброва объясняет:

«Даже самая передовая клиника и лучшие врачи-эмбриологи и репродуктологи не могут гарантировать успех. Если с первого раза беременность не наступила, то в среднем требуется еще одна-две процедуры ЭКО».

Интересующимся темой «ЭКО и Православие» следует знать, что противники данной технологии обращают внимание и на её этическую проблему. Так, профессор Ирина Силуянова отмечает, что доступность ЭКО для одиноких людей заранее лишает их детей права на полноценную семью. Акушер-гинеколог Роман Гетманов расценивает отсеивание ненужных эмбрионов как акт убийства. И добавляет:

«Я обнаружил, что никакой медицинской статистики по детям, зачатым методом ЭКО, не опубликовано. Для меня это признак того, что здесь не всё благополучно. Нет уверенности, что после ЭКО рождаются совершенно обычные дети».

Вице-президент РАМН, главный педиатр России Александр Баранов утверждает, что две трети искусственно зачатых детей рождаются инвалидами.

Отношение Церкви к ЭКО

Как Церковь относится к ЭКО? Мнение Церкви о данной технологии выражено в официальном документе РПЦ «Основы социальной концепции». Отношение Церкви к ЭКО учитывает права не только матери, но и зачатого ребёнка. Ведь христианство учит, что эмбрион уже является человеком с душой. Не имеет значения срок развития плода – это личность, которая имеет право на жизнь. Исходя из этого, РПЦ выступает против тех вариантов искусственного оплодотворения, в процессе которых возможен абортивный эффект:

«Нравственно недопустимыми с православной точки зрения являются все разновидности ЭКО, предполагающие заготовление, консервацию и намеренное разрушение „избыточных“ эмбрионов. Именно на признании человеческого достоинства даже за эмбрионом основана моральная оценка аборта, осуждаемого Церковью».

Церковь не одобряет практику суррогатного материнства, а также донорства яйцеклеток и мужского семени.

«Суррогатное материнство травмирует как вынашивающую женщину, материнские чувства которой попираются, так и дитя, которое впоследствии может испытывать кризис самосознания… Использование донорского материала подрывает основы семейных взаимосвязей. Это предполагает наличие у ребёнка, помимо „социальных“, ещё и так называемых биологических родителей».

Отношение Церкви к ЭКО терпимо лишь к происходящему в контексте супружеских отношений искусственному оплодотворению. В данном случае не используются вышеуказанные методы. Женщиной вынашивается плод, зачатый клетками её законного мужа. И при этом не происходит отсеивание «ненужных» эмбрионов.

Православным христианам следует помнить, что любая разновидность ЭКО является вмешательством в волю Бога. Медицинские технологии не способны заменить естественное зачатие и развитие ребёнка в утробе матери. Об этом говорит епископ Пантелеимон (Шатов), отвечая на вопрос, каково отношение Церкви к ЭКО:

«Люди хотят контролировать все стороны жизни, не давая воле Божией участвовать в судьбе человека… Даже если эмбрионы не убивают, то очень часто их консервируют. Замораживают в жидком азоте, чтобы использовать в случае неудачи цикла ЭКО. Это совершенно бесчеловечное отношение. С эмбрионом обращаются как с чем-то неодушевленным».

Православный взгляд на бесплодие

Согласно Православному вероучению, деторождение является желательной и благословенной, но не главной целью семейного союза. По теме «Отношение Церкви к ЭКО» познавательны и полезны слова святителя Иоанна Златоуста:

«Две цели, для которых установлен брак: чтобы мы жили целомудренно, чтобы делались отцами; но главнейшая из этих двух целей — целомудрие».

Супружество, в первую очередь, призвано направить человеческое естество в целомудренное русло. Задача — объединить мужа и жену в их деле душеспасения. Пребывая в тесной взаимосвязи, они духовно совершенствуются и приближаются к Богу.

Священник Валерий Духанин отмечает, что дитя – Божий дар. И он не должен становится продуктом современных медицинских технологий. А бесплодие, часто воспринимаемое как кара, может быть заботой Всевышнего о человеке:

«Если Господь не дает детей, значит на то есть Его Промысл, который надо принять, а не впадать в отчаяние или думать, что жизнь закончилась. Важно не терять голову, не кидаться панически за любыми средствами во что бы то ни стало заполучить дитя, а постараться прислушаться к Промыслу Господа».

Епископ Пантелеимон (Шатов) отмечает, что если человек смиряется перед Божьим Промыслом, доверяет ему (пусть и не всегда понимая), то Господь непременно даст сил для преодоления жизненных испытаний. А со временем придёт и понимание их значения.

Священники советуют бесплодным супругам не отчаиваться, молиться, стремиться к исполнению заповедей и исправлению жизни, участвовать в Церковных Таинствах. И конечно, прибегать к естественным средствам его лечения, вручая конечный результат в руки Господа. Также, посоветовавшись с духовником, супруги могут принять решение об усыновлении или удочерении приёмного ребёнка.

Протоиерей Павел Гумеров призывает молиться святым, которые долгое время со смирением переносили бесплодие и в итоге были вознаграждены Богом. Это праведные Иоаким и Анна, родившие Деву Марию в преклонном возрасте. Святые Захария и Елизавета – родители пророка Иоанна Предтечи. Авраам и Сарра – родители пророка Исаака. Также в бесплодии обращаются за помощью к преподобномученице Евдокии.

Значение Церковных Таинств

Молитве о даровании ребёнка должно сопутствовать регулярное участие в важнейших Церковных священнодействиях – Таинствах. Ведь без них невозможна полноценная христианская жизнь. Митрополит Иларион (Алфеев) в своём труде «Таинство веры» характеризует эти священнодействия следующим образом:

«В Таинствах происходит встреча Бога с человеком и наиболее полно, насколько возможно в земной жизни, осуществляется единение с Ним. В Таинствах благодать Бога нисходит на нас и освящает все наше естество (душу и тело), приобщая его к Божественному естеству, оживотворяя, обоготворяя и воссозидая в жизнь вечную».

Чаще всего православные христиане прибегают к Таинствам Исповеди (Покаяния) и Причастия (Евхаристии). На Исповеди мы в присутствии священника раскаиваемся перед Господом в своих грехах с твёрдой решимостью не возвращаться к ним и трудиться над исправлением жизни. Бог всегда принимает искреннее покаяние, очищает человека, даёт ему силы для противостояния греху. Святитель Игнатий (Брянчанинов) учит:

«Исповедь – это горячее покаяние сердца, жажда очищения, которая происходит от ощущения святыни, это второе крещение, и, следовательно, в покаянии мы умираем для греха и воскресаем для святости» (из книги «В помощь кающимся»).

Евхаристия – сердцевина и основа христианской Церкви. Это спасительное приобщение ко Христу путём вкушения Его Крови и Тела под видом хлеба и вина:

«Ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь во Мне пребывает и Я в нем» (Ин. 6:56).

Через соединение со Христом происходит преображение падшей человеческой природы, её исцеление от смертельной болезни греха. Совершается восстановление первозданного человека, который находился в тесной связи с Богом. Митрополит Иларион подчёркивает, что евхаристическое соединение человека с Господом является не символическим, а реальным:

«Как Христос пронизывает Собою хлеб и вино, наполняя их Своим Божеством, так Он входит в человека, наполняя его плоть и душу Своим животворным присутствием и Божественной энергией».

Молитвы в бесплодии

Молитва ко Господу

Услы́ши на́с, Милосе́рдный и Всемогу́щий Бо́же, да моле́нием на́шим ниспо́слана бу́дет благода́ть Твоя́. Бу́ди ми́лостив, Го́споди, к моли́тве на́шей, вспомни Зако́н Тво́й об умножении ро́да челове́ческаго и бу́ди ми́лостивым Покрови́телем, да Твое́ю помощью сохрани́тся Тобо́ю же устано́вленное. Ты́ властною си́лою Твое́ю из ничего́ все́ сотвори́л и положи́л нача́ло всего́ в ми́ре существующего – сотвори́л и челове́ка по о́бразу Своему́ и высо́кою та́йною освяти́л сою́з супру́жества и предуказа́ние та́йны едине́ния Христа́ с Церковью.

При́зри, Милосе́рдный, на рабо́в Твои́х си́х (имена́), сою́зом супружеским соедине́нных и умоля́ющих о Твое́й по́мощи, да бу́дет на ни́х ми́лость Твоя́, да бу́дут плодови́ты и да уви́дят они́ сы́на сыно́в свои́х да́же до тре́тьяго и четве́ртаго ро́да и до желаемой ста́рости доживут и войдут в Ца́рство Небе́сное через Го́спода на́шего Иису́са Христа́, Кото́рому вся́кая сла́ва, че́сть и поклоне́ние подоба́ет со Святы́м Ду́хом во ве́ки.

Молитва ко святым праведным Богоотцам Иоаки́му и А́нне

О, святи́и пра́ведницы, Богоотцы́ Иоаки́ме и А́нно! Моли́те Милосе́рдаго Го́спода, я́ко да отврати́т от на́с гне́в Сво́й, по дело́м на́шим пра́ведно на ны́ дви́жимый, и да безчи́сленная прегреше́ния на́ша презре́в, обрати́т на́с, ра́б Бо́жиих (имена́), на пу́ть покая́ния, и на стези́ за́поведей Свои́х да утверди́т на́с.

Та́же моли́твами ва́шими в ми́ре жи́знь на́шу сохрани́те, и во все́х благи́х благо́е поспеше́ние испроси́те, вся́ к животу́ и благоче́стию потре́бная на́м от Бо́га да́рующе, от вся́ких напа́стей и бе́д и внеза́пныя сме́рти предста́тельством ва́шим на́с избавля́юще и от все́х вра́г ви́димых и неви́димых защища́юще, и та́ко в ми́ре вре́менное сие́ житие́ преше́дше. в ве́чный дости́гнем поко́й, иде́же ва́шим святы́м умоле́нием да сподо́бимся Небе́снаго Ца́рствия Христа́ Бо́га на́шего, Ему́же, со Отце́м и Пресвяты́м Ду́хом, подоба́ет вся́кая сла́ва, че́сть и поклоне́ние во ве́ки веко́в.

Молитвы ко пророку Захарии и праведной Елисавете

О, преблаже́ннии уго́дницы Бо́жии, вси́ святи́и, предстоя́щии Престо́лу Пресвяты́я Тро́ицы и наслажда́ющиися неизрече́ннаго блаже́нства! Се́ ны́не, в де́нь о́бщаго ва́шего торжества́, ми́лостиво при́зрите на́с, ме́ньших бра́тий ва́ших, принося́щих ва́м сие́ хвале́бное пе́ние, и хода́тайством ва́шим прося́щих ми́лости и отпуще́ния грехо́в у Преблага́го Го́спода; ве́мы бо, вои́стину ве́мы, я́ко вся́, ели́ка восхо́щете испроси́ти у Него́ мо́жете.

Те́мже у́бо смире́нно мо́лимся ва́м, и проро́к Заха́рия и пра́ведная Елисаве́та, моли́те Ми́лостиваго Влады́ку, да пода́ст на́м ду́х ва́шея ре́вности ко хране́нию святы́х Его́ за́поведей, я́ко, да те́кше по стопа́м ва́шим, возмо́жем земно́е по́прище в доброде́тельном житии́ без поро́ка преити́, и в покая́нии дости́гнути пресла́вных селе́ний ра́йских, и та́мо ку́пно с ва́ми прославля́ти Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Молитва преподобномученице Евдокии

О, свята́я уго́днице Бо́жия, преподобному́ченице Евдоки́е! По́двигом до́брым подвиза́вшися на земли́, восприя́ла еси́ на Небесе́х вене́ц пра́вды, его́же угото́вал е́сть Госпо́дь все́м лю́бящим Его́. Те́мже взира́юще на святы́й тво́й о́браз, ра́дуемся о пресла́внем сконча́нии жи́тельства твоего́ и чте́м святу́ю па́мять твою́.

Ты́ же, предстоя́ Престо́лу Бо́жию, приими́ моле́ния на́ша и ко Всеми́лостивому Бо́гу принеси́, о е́же прости́ти на́м вся́кое прегреше́ние и по́мощи на́м ста́ти проти́ву ко́знем диа́вольским, да изба́вльшеся от скорбе́й, боле́зней, бе́д и напа́стей и вся́каго зла́, благоче́стно и пра́ведно поживе́м в ны́нешнем ве́це и сподо́бимся предста́тельством твои́м, а́ще и недосто́йни есмы́, ви́дети блага́я на земли́ живы́х, сла́вяще Еди́наго во святы́х Свои́х сла́вимаго Бо́га, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, ны́не и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Предыдущая запись 1 Коринфянам 13 глава – послание апостола Павла
Следующая запись Молитва за самоубиенного – как помочь душе