Византия – одна из наиболее долгоживущих империй в истории человечества. Она существовала тысячу лет, на протяжении всего Средневековья. С военно-политической и экономической точек зрения в 6-7 веках Византия являлась самым могущественным государством Европы. В культурном же плане это государство доминировало вплоть до своей гибели в 15 веке. Почему и как произошло падение Византийской империи? В чём заключается историческая и духовная связь России и Византии? Какие уроки мы сегодня можем извлечь из судьбы этой великой средневековой державы?
Термин «Византия» произошёл от названия древнего города Византий, который расположен на берегах пролива Босфор. В первой половине 4 века н.э. император Константин Великий сделал этот город столицей Римской империи. Некоторое время он именовался Новым Римом, но впоследствии прижилось другое название – Константинополь.
В конце 4 века произошёл распад империи на Западную (с центром Риме) и Восточную (с центром в Константинополе). Первая вскоре была захвачена варварами и прекратила своё существование. Восточная же стала единственной наследницей распавшейся Римской империи.
Стоит отметить, что понятие «Византия» закрепилось лишь в 16 веке, уже после падения этой державы. Её жители именовали себя ромеями (римлянами), а свою империю – государством Ромеев или Романией. На Западе её называли Империей греков, а в Древней Руси – Греческим царством. Столицу Византии наши предки нарекли Царьградом.
Основным языком в Византии был среднегреческий, государственной религией – Православие. Византийские императоры именовались василевсами. Историк Александр Дворкин отмечает:
«Византийский император, в отличие от западных монархов, был не просто “начальником над аристократами”. В Византии император воспринимался как представитель народа перед Богом и представитель Бога перед народом. Именно поэтому сама императорская должность воспринималась как святая. Заметьте: не личность императора, а только его должность».
Максимального расцвета Византийская империя достигла при Юстиниане I в середине 6 века. Государство тогда имело наибольшую площадь и включало почти всё Средиземноморье, а также большую часть Причерноморья. В последующие столетия под натиском многочисленных завоевателей (славяне, булгары, лангобарды, арабы, османы и др.) государство постепенно теряло свои территории. Примерно половина населения империи погибла при эпидемии чумы в 6-7 веках.
Официальный раскол христианской Церкви на латинскую (Католичество) и греческую (Православие) в 1054 году усугубил и без того плохие отношения с Западом. В 1204 году Константинополь был разорён крестоносцами (Четвёртый крестовый поход), Византийская империя распалась на несколько государств. Отвоевание столицы и изгнание латинян произошло спустя полвека силами Никейского правителя Михаила III Палеолога. Однако вернуться к былому величию Византия уже не смогла.
Из-за непрекращающихся войн с многочисленными враждебными соседями экономика империи веками находилась в упадке. Торговля почти полностью перешла под контроль западноевропейских купцов. Обнищание населения вызывало народные восстания. Государство ослабевало из-за коррупции чиновников, внутренних заговоров и междоусобных конфликтов.
К 14 веку главным врагом Византии стала активно растущая Османская империя. Находящееся в глубоком кризисе, раздробленное государство Ромеев не могло справиться с этой угрозой самостоятельно и пыталось заручиться поддержкой Запада. Однако его помощь была незначительной и не могла предотвратить крах греческого государства.
На протяжении десятилетий турецкие султаны постепенно захватывали византийские земли. К середине 15 века от некогда могущественной империи остались лишь столица и несколько островов. Когда пал Константинополь? Это произошло 29 мая 1453 года после двухмесячной осады города Мехмедом II. При обороне столицы погиб последний византийский император Константин XI. Тысячелетняя Ромейская империя окончательно угасла.
Православная традиция усматривает не только материальные, но и глубинные, духовные причины гибели Византии. Постепенное ослабление империи и её крах стали закономерным итогом духовно-нравственного разложения и предательства истинной веры.
Так, несмотря на сопротивление большинства церковных иерархов, византийские императоры ради военно-экономической помощи Запада заключили с католической церковью Лионскую (1274 г.) и Флорентийскую (1439 г.) унии. Формально это был акт объединения церквей, фактически же – подчинение греческого христианства латинскому с признанием католических догматов. Первая уния не была принята византийским духовенством. Вторую осудили Иерусалимский (1443 г.) и Константинопольский (1484 г.) Соборы Православной церкви. Прекратила общение с униатами и Русская митрополия.
Заключение уний не только не оправдало прагматических ожиданий византийских правителей, но и обернулось пагубными для государства последствиями. Императоры-изменники внесли раскол и смуту в общество, подорвали свой авторитет в народе.
В последние столетия существования Византии её жители всё больше отступали от Православия. Одни были готовы стать католиками ради защиты от турок. Другие были не против перейти под власть мусульман и принять их веру, чтобы стать независимыми от Запада. Также распространились различные языческие течения и суеверия. Настолько разобщённое и духовно дезориентированное общество не могло защитить свою Родину. Поэтому падение Византии было неизбежным.
Духовные писатели того времени свидетельствовали о вопиющем падении нравов в империи. Усиливались разврат, пьянство, увлечение колдовством. Приведём слова монаха и проповедника 14-15 веков Иосифа Вриенния:
«Император виновен в несправедливых законах империи. Патриарх виновен в рукоположении многих недостойных людей. Воины виновны во всех незаконных действиях, насилиях, грабежах, совершаемых армией везде, куда бы они ни пошли. Родители и учителя виновны в дурных примерах, которые они устанавливают для своих детей… Такое положение вещей, если не изменится к лучшему, приведёт нас к заслуженной каре».
Уже в 9 веке между Византией и Древней Русью установились тесные военно-политические, экономические и культурно-религиозные связи. Эти отношения далеко не всегда были добрососедскими. Историк-византолог Геннадий Литаврин отмечает:
«Древняя Русь силой навязала себя Византии в качестве партнера в системе межгосударственных отношений. Но одновременно Русь попала в сферу влияния высокой византийской цивилизации».
Именно из Византии княгиня Ольга приняла христианство в середине 10 века. А в 988 году её внук Владимир избрал греческую веру в качестве государственной религии Руси. Этот выбор определил вектор становления и развития Древнерусского государства. В короткие сроки оно впитало богатую и глубокую культуру ромеев: от письменности и образования до архитектуры и иконописи.
После падения Константинополя среди русских людей сложилось представление о России как о духовной преемнице Византии. Москва воспринимала себя как третий Рим – новую и последнюю хранительницу истинной и неповреждённой Христовой веры. Предыдущие два Рима были покараны Богом за измену Православию. Если же и Москва отпадёт от Бога и погрязнет в грехах, то четвёртого Рима не будет, поскольку больше нет крупных православных государств. Следовательно, наступит конец времён.
Считается, что впервые данная религиозно-политическая концепция была сформулирована псковским старцем Филофеем в его посланиях Великому князю Василию Ивановичу в 1523-1524 годах. Однако существует версия, что подобные тезисы ещё в конце 15 века были изложены митрополитом Московским Зосимой.
Идея «Москва – Третий Рим» подкреплялась тем фактом, что одновременно с гибелью Византии происходило возвышение Московского княжества. А в 1472 году царь Иван III взял в жёны Софию Палеолог – племянницу последнего византийского императора Константина XI. В связи с этим утвердился обычай коронования московских правителей и присвоения им царского титула, был принят византийский герб (двуглавый орёл).
Падение Константинополя и Византийской империи описывают 5-я и 6-я серии документального фильма митрополита Илариона (Алфеева) «Церковь в истории» 2012 года. Данное произведение носит энциклопедический характер и практически не содержит личного мнения автора.
Наиболее же известная и резонансная работа на эту тему – документально-публицистический телефильм архимандрита (сейчас митрополита) Тихона (Шевкунова) «Гибель империи. Византийский урок» 2008 года. В нём автор даёт личную версию причин падения государства Ромеев, придерживаясь концепции «Москва – Третий Рим» и пропагандируя идею сильного имперского государства. Проводятся многочисленные аналогии с историей России. Отец Тихон заявлял:
«Мне хотелось в форме притчи предупредить, показать, что может случиться в России, если вовремя не предпринять соответствующие меры… Для нас необычайно значимы как история болезней и поражений Византии – нашего ближайшего исторического родственника, так и неоценимый опыт её взлетов и побед над вызовами истории».
Лента отца Тихона вызвала широкую общественную дискуссию и получила полярные оценки от историков, общественных и церковных деятелей. Одни нашли фильм талантливым и актуальным. Приведём слова доктора исторических наук Наталии Нарочницкой:
«Фильм архимандрита Тихона очень важен сегодня тем, что он приподнимает современного человека над его сегодняшними сиюминутными целями и показывает, куда течет река вселенской истории».
Другие же раскритиковали картину за предвзятость и намеренное «осовременивание» средневековой истории. Политический публицист Сергей Строев отмечает, что
«представленные исторические факты грубо вырваны из своего контекста и перетасованы в совершенно произвольном порядке в интересах пропагандистской манипуляции».