Для каждого человека естественно любить своих близких. И даже после того, как они уже отошли в мир иной. У христиан эта любовь проявляется в молитве за души умерших. По Православному учению, окончательно загробная участь будет решена на Страшном Суде. Это будут вечная радость и блаженство в Царстве Божием, или вечные мучения в аду. До этого времени живущие на земле своими молитвами и милостынями могут облегчить участь усопших людей. И панихида это действенный способ сделать это для ожидающих своей участи душ.
«Долг любви к ближним обязывает нас молиться за усопших, которые отошли в вечность. Участь их нам неизвестна, но мы непременно должны молиться за них. Потому что для них это очень хорошо и для нас от сего великая польза. Совершая молитвы за усопших, мы тем самым свидетельствуем свою любовь к ним, выражаем сострадание, милосердие. А Господь сказал, что блаженны милостивые, ибо они помилованы будут (Евангелие от Матфея, 5:7). К тому же, если наш ближний, за кого мы молимся, угодил Господу, то он уже сам имеет пред Господом дерзновение и за нас может возносить пред Ним свои молитвы» (архимандрит Кирилл Павлов, 1919-2017).
В раннехристианские времена, когда Церковь подвергалась гонениям, погребение умерших христиан происходило ночью. Совершаемое при этом богослужение в буквальном смысле являлось всенощным. То есть оно длилось в течение всей ночи. После отделения чина погребения от всенощного богослужения за ними обоими в сохранились одинаковые названия. Слово «панихида» происходит с древнегреческого «παννυχίς» («паннихис») — «всенощная».
Панихида представляет собой сокращенную форму чина погребения (особого богослужения, совершенного единожды над телом усопшего).
«Мы прощаемся с человеком один раз, и чин отпевания совершается только один раз. Но потребность в молитве о тех, кто нам дорог, остается на всю жизнь. Именно для этого служат панихиду. Это богослужение имеет утешительное содержание для нас, живущих здесь, а для умерших — духовную пользу» (священник Филипп Ильяшенко).
Что такое панихида? Когда служится? Такие вопросы закономерно возникают среди людей, потерявших своих близких. Для молитвенного поминовения усопших в Православной Церкви имеется особая поминальная служба — панихида. Она совершается в значимые для почившего христианина дни. Согласно Апостольским Постановлениям, такими днями считаются — 3-й, 9-й, 40-й, годовщина смерти.
«Совершайте же и третины почивших в псалмах, чтениях и молитвах ради Воскресшего в третий день, и девятины в воспоминание сущих здесь почивших, и сорокоуст по древнему образцу, ибо так народ израильский оплакивал Моисея, и годовщину о памяти почившего. И пусть раздают из имения его нищим в поминовение его» (Книга Апостольских Постановлений, 8:42).
Также особыми днями поминовения усопших являются Вселенские родительские субботы, Радоница.
Но панихида может совершаться не только в вышеуказанные дни. Во многих храмах она служится по окончании Литургии (например, еженедельно по воскресным дням). Основное содержание заупокойной службы — это моление Господа об отпущении грехов умершего христианина. С православной точки зрения до Страшного Суда возможна перемена участи усопших. Святые Отцы свидетельствуют, что даже души грешников можно вымолить, избавить от мучительного состояния. Усопшие уже не принесят покаяние Господу. Отпущения грехов они могут получить только посредством молитв живых за них. Поэтому и совершаются заупокойные службы.
Порядок совершения панихиды описан в Требнике (богослужебной книге).
Священник надевает епитрахиль (длинную ленту, огибающую шею и обоими концами спускающуюся на грудь) и фелонь (верхнее богослужебное облачение без рукавов). Панихида совершается в притворе храма перед специальным столиком с изображением распятия Иисуса Христа. На панихиде читаются начальные молитвы, псалом 90, заупокойные ектении (молитвенные прошения), заупокойные тропари, псалмы 118 и 50, заупокойный канон. Панихида сопровождается малым каждением (возжиганием ладана).
Если имеется поминальное коливо, то совершается его освящение.
По усопшим можно служить Великую панихиду (по гречески — парастас). В этом случае читается полный текст заупокойного канона. Краткий же чин панихиды называется заупокойной литией. По обычаю она читается дома (когда тело усопшего еще не доставили в храм). Лития совершается после погружения тела почившего в могилу. Также она служится дома после возвращения с кладбища, В случае необходимости литию читают и после окончания Литургии в храме.
При погребении панихида об упокоении может совершаться не только в храме, но и на кладбище. Обычно это частная панихида, совершаемая в памятные дни усопшего. Таковыми являются первые сорок дней после смерти или в день похорон, день рождения или смерти.
Существует русская традиция совершать общую панихиду на кладбище во вторник второй недели после праздника Пасхи. Это так называемая Радоница. По Уставу Русской Православной Церкви, на первой неделе после праздника Пасхи (Светлой седмице) не совершаются поминальные службы.
«Это время безграничной духовной радости о Воскресении Христа, поэтому заупокойный аспект исключается из всех видов богослужений данной Недели» (архимандрит Досифей Михайлюк).
По словам святителя Амвросия Медиоланского (4 век), христиане после празднования Пасхи должны разделить торжество и радость с умершими и им возвестить славу о Воскресшем Господе. От «радостного» поминовения и возникло название Радоница.
В этот день панихиде предшествует крестный ход, который по возможности совершается вокруг ограды кладбища. При этом поется Пасхальный Канон, а священник несет в руках кадило, крест и трисвечник. Панихида служится по общему уставу на приготовленном для этого месте. Для этого лицом обращаются в сторону востока, а если панихида совершается на могиле — то в сторону креста.
Заказать панихиду по умершему можно в любом православном храме и в любое время. Для этого достаточно обратиться в церковную лавку. Чтобы покойный был помянут на молитве, пишется записка с именем почившего. Во многих церквях панихида бывает не только в воскресенье после Литургии, но и в течении недели. Подобные детали необходимо уточнять на месте, в выбранном для панихиды храме.
Особенно важным является личное присутствие на панихиде, непосредственное участие в молитве.
«Некоторые говорят: к чему поминовение имен усопших при молитве за них? Бог, как всеведущий, и сам знает эти имена, знает и нужды каждого. Но так говорящие забывают или не знают важности молитвы, не знают, как важно от сердца сказанное слово, – забывают, что правосудие Божие и милость Божия преклоняются нашею сердечною молитвою, которую Господь, по благости Своей, вменяет как бы самим умершим или живым в заслугу, как членам единого тела Церкви.
Такие не знают, что и Церковь первородных, на небесех написанных, по любви своей постоянно молится за нас Богу, – и именно упоминает пред Богом особенно о именах тех людей, которые молятся им, – равное за равное. Мы поминали их, они – нас. А кто не поминает по любви своей ближних своих в молитве, тот сам не будет помянут и сам не удостоится поминовения. – Много значит на молитве одно слово веры и любви» (праведный Иоанн Кронштадтский, 1829-1908).
Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежди живота вечнаго усопшаго (до 40 дня со дня смерти — новопреставленнаго) раба Твоего (усопшую рабу Твою, усопших раб Твоих) (имя), и яко Благ и Человеколюбец, отпущаяй грехи, и потребляяй неправды, ослаби, остави, и прости вся вольная его (ея) согрешения и невольная, возставляя его (ю) во святое второе пришествие Твое в причастие вечных Твоих благ, ихже ради в Тя единаго верова, истиннаго Бога и Человеколюбца; яко Ты еси воскресение и живот, и покой рабу Твоему (имя), Христе Боже наш, и Тебе славу возсылаем, со безначальным Твоим Отцем, и с Пресвятым Духом, ныне и присно и во веки веков, аминь.