Песнь Богородице — “Богородице Дево радуйся”

Узнайте все самое интересное и полезное о Песни Богородице, прочитав статью или посмотрев видео в конце текста

Праздник Благовещения

Песнь «Богородице Дево радуйся» связана с праздником Благовещения Пресвятой Девы Марии (7 апреля по новому стилю). Евангелист Лука описал это событие. Архангел Гавриил возвестил Деве Марии, что Она родит Сына Божия (Евангелие от Луки, 1:28-33). «Радуйся, Благодатная: Господь с тобою: благословенна ты в женах» — это ангельское приветствие. Такова первая «благая» весть для всего человечества со времен грехопадения.

Богородице Дево радуйся
Молитва Богородице

«Приветствие – величественное, но неопределенное; располагающее к ожиданию чудесного, но неизвестно – чего. Пресвятая Дева, знакомая с Священным Писанием, могла вспомнить, что когда к Гедеону Ангел приступил с приветствием: Господь с тобою (Книга Судей Израилевых, 6:12), то приготовлял его к делам чудесным и к спасению народа Израильского от врагов» (святитель Филарет Дроздов, 1782-1867).

На сомнения Девы Марии (по мнению Григория Неокесарийского, опасения о нарушении Ее девства) Архангел Гавриил рассказал о таинственном бессеменном зачатии. Также он сообщил, что родственница Марии, Елисавета, будучи в преклонном возрасте, ожидает ребенка. Ведь «у Бога не останется бессильным никакое слово» (Евангелие от Луки, 1:37). Видя в этих словах Божию волю, Пресвятая Дева в покорности произнесла: «се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему» (Евангелие от Луки, 1:38).

«Воплощение было не только делом Отца, Его Силы и Его Духа. Но также делом воли и веры Пресвятой Девы. Без согласия Непорочной, без содействия Её веры этот план остался бы неосуществленным так же, как и без действия Самих трёх Лиц Божественной Троицы. Лишь после того, как Бог наставил и убедил Святую Деву, Он принимает Её в Матери и заимствует у Неё плоть, которую Она Ему с радостью предоставляет. Как Он воплотился добровольно, так же было Ему угодно, чтобы и Его Матерь родила Его свободно и по Своей доброй воле» (праведный Николай Кавасила Хамает, 1322-1398).

Встреча Девы Марии с праведной Елисаветой

По прошествии нескольких дней Пресвятая Дева Мария отправилась навестить праведную Елисавету. Ей предстояло родить Иоанна, будущего Крестителя Господня. Услышав приветствие Марии, младенец Иоанн во чреве своей матери радостно заиграл. Сама Елисавета пророчески произнесла: «Благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего».

По толкованию блаженного Феофилакта Болгарского (11-12 век) эти слова означали, что

«голос Девы был голос воплощающегося в Ней Бога. А потому Он и Предтечу удостоил благодати еще во чреве и соделал пророком, ибо пророчественные слова Елисаветы к Марии были слова не Елисаветы, а младенца; а уста Елисаветы только послужили ему, подобно как и уста Марии послужили Сущему в утробе Ее — Сыну Божию. Ибо Елисавета тогда исполнилась Духом, когда младенец взыграл во чреве; если бы младенец не взыграл, она не пророчествовала бы. Как о пророках говорят, что они прежде приходили в вышеестественное состояние и вдохновлялись, а потом пророчествовали, так, может быть, и Иоанн, как бы вдохновившись, прежде взыграл, потом устами матери пророчествовал».

Песнь Богородице

Радостное приветствие, посвященное Богоматери получило название Песнь Богородице. Оно используется не только в богослужениях, но и в частном молении. Это молитвословие составлено из двух частей. Из слов, обращенных архангелом Гавриилом к Деве Марии в день Благовещения (Евангелие от Луки, 1:28) . И из обращения праведной Елизаветой, когда ее посетила Пресвятая Дева Мария (Евангелие от Луки, 1:42).

По своей форме Песнь Богородице является праздничным тропарем. Известно, что слова приветствия архангела Гавриила входят в состав гимнов Богоматери уже с 5 века. Так, в городе Луксор (Египет) был найден черепок от глиняного сосуда (6-7 век). На нем имелся греческий текст, близкий к песнопению «Богородице Дево, радуйся».

В Католической Церкви также имеется Песнь Богородице на латинском языке. Она называется по первым словам — «Ave Maria».

Молитва «Богородице Дево, радуйся»: история появления

Предположительно, автором составленного молитвенного приветствия Божьей Матери считается святитель Кирилл Александрийский (376-444). Прототипом песнопения «Богородице Дево, радуйся» послужила поминальная молитва литургии апостола Иакова. Так, древнейший список этой Литургии содержатся такие слова:

«Помяни, Господи, архангельский глас, говорящий: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою, благословенна Ты в женах и благословен плод чрева Твоего».

Со временем к этим словам стали прибавлять: «Яко Спаса родила еси душ наших». На литургии апостола Иакова тропарь произносился священником перед «Изрядно о Пресвятей…». Сейчас на литургии Василия Великого и Иоанна Златоуста молитва «Богородице, Дево» читается после слов «Изрядно».

Когда поется Песнь Богородице?

Российский православный богослов Михаил Николаевич Скабалланович (1871-1931) в Толковом Типиконе писал:

«Основная мысль песни, приглашающей Богоматерь к радости («радуйся» на еврейском и греческом языках, впрочем, имело значение вообще приветствия, соответственно латинское и русское «здравствуй», как и передано здесь это слово в латинском переводе), – не без отношения к событию воскресения, почему и усвоена исключительно воскресной и постной – по другим основаниям – вечерне».

Песнопение «Богородице Дево, радуйся» в воскресные дни поется трижды и сопровождается каждением. Напомним, что каждение это сжигание ладана, символизирующее присутствие Бога и возносимые к Нему молитвы. В день памяти великих святых сначала дважды поется тропарь святого, а «Богородице Дево» один раз. Если чествование святого приходится на воскресный день, то порядок обратный. «Богородице Дево» поют дважды, тропарь святого — один раз.

В настоящее время песнопение «Богородице Дево, радуйся» также используется в частной молитве. Оно по русского молитвослову входит в состав утреннего правила, по греческому — вечернего. Песнь Богородице содержится в правиле преподобного Серафима Саровского. Также в правиле под названием «Пяточисленные молитвы», составленном святителем Димитрием Ростовским. Песнопение является основным содержанием Богородичного правила. Некоторые христиане поют «Богородице Дево, радуйся» вместе с молитвой «Отче наш» перед трапезой.

«Для чего мы непрестанно восхваляем, по гласу и возбуждению Церкви Пренепорочную Владычицу Богородицу тьмами песней и молитв? Чтобы хотя отчасти воздать славу Ее величию, святыне, правде, изумительной чистоте, смирению любви к Богу и к нам, недостойным, Ее непрестанному ходатайству о нас; для того, чтобы знать и помнить те бесконечно великие благодеяния, которые излил чрез Нее Господь на род человеческий. Ибо чрез Нее мы сподобились вечно славословить Святую Живоначальную Троицу, чрез Нее оживотворены и спасены Триипостасным Божеством. Возвеличена Богородица выше Херувимов и Серафимов и всякой твари для Твоего, христианин, спасения и возвеличения, да тебя спасает и покрывает» (праведный Иоанн Кронштадтский, 1829-1908).

Молитва «Богородице Дево, радуйся»

Бо­го­ро­ди­це Дево, ра­дуй­ся, бла­го­дат­ная Ма­рие, Гос­подь с То­бою, Благословенна Ты в же­нах и бла­го­сло­вен Плод чрева Тво­его, яко Спа­са родила еси душ на­ших.

Предыдущая запись Как вернуть мужа в семью молитвами
Следующая запись Православные святые — кто это и что их объединяет