Свято-Успенская Почаевская Лавра является одной из пяти лавр Русской Православной Церкви. Лаврами называются особенно известные большие и почитаемые монастыри. Такой статус монашеской обители лавры присваивает только патриарх. Исторически Почаевская лавра — оплот Православия на юго-западной части Руси. Сейчас она находится на территории Украины (Тернопольская область). Здесь на протяжении многих столетий происходило столкновение различных государств, культур, конфессий. Святыни Почаевской обители известны по всему православному миру.
Почаевская Лавра расположена на естественном холме с природными скальными гротами. По преданию, здесь остановились монахи-отшельники из Киево-Печерского монастыря, которые в 1240 году бежали от татар. Однажды два монаха увидели Пресвятую Богородицу, стоящую в огненном столпе на вершине горы. Божья Матерь стояла с короной на голове и скипетром в руке. Монахи расценили видение как благословение Пресвятой Богородицы на основание здесь новой монашеской обители. На камне остался отпечаток от правой стопы Божией Матери. Из него стала истекать целебная вода, от которой многие верующие получали исцеление от различных болезней. Вскоре на южном склоне Почаевской горы построили Успенскую церковь (сейчас здесь стоит часовня). Так началась история Почаевского монастыря.
Существует несколько версий происхождения названия данного места. Согласно одной, киевские монахи назвали гору своего уединения в память о реке Почайне, правом притоке Днепра. По другим сведениям, после явления Пресвятой Богородицы на вершине горы среди местного населения распространилась присказка: «Поча Діва творити чудеса» («Начала Дева творить чудеса»). Из слов «Поча» и «Діва» сложилось название — «Почаів» (Почаев).
В 14 веке большая часть Киевской Руси оказалась под властью литовских князей, изначально покровительствовавших Православной Церкви. Однако в 15-16 веках ситуация изменилась — на западно-русских землях насильно стало насаждаться католичество. В этих условиях Почаевский монастырь становиться оплотом Православия в Волынских землях.
Впервые о существовании Почаевского монастыря упоминается в Летописях 1597 года. Местная помещица Анна Гойская подарила монастырю земельные угодья и чудотворный образ Божьей Матери. Ее завещанием было сохранение Православный веры и обрядов восточной Церкви.
С игуменства Иова Почаевского (1617/1623 — 1649) отсчитывается новая эпоха в истории Почаевской обители. Преподобный Иов Почаевский (1551-1651) был великим аскетом, сторонником безмолвия и уединения. Сохранилась пещера, в которой святой подолгу молился. В Житии преподобного описан случай озарения этой пещеры необычным светом на протяжении более двух часов. У святого игумена под схимнической (монашеской) одеждой была власяница (рубашка из грубой ткани) с веригами (железными цепями, носимыми для смирения плоти). Настоятель обители обладал кротким и ласковым нравом.
Трудами и заботами преподобного Иова обитель Почаевская преобразилась. Были открыты школа и типография, построены оборонительная стена вокруг обители, множество келий и хозяйственных построек. К тому времени относится строительство Свято-Троицкой церкви на месте явления Божией Матери (сейчас на этом месте Свято-Успенский храм). Игумен Иов выкопал на горе колодец с кристально чистой водой.
На время игуменства преподобного пришелся конфликт с наследником помещицы Анны Гойской — протестантом Андреем Фирлеем. У монастыря отобрали часть угодий, похитили церковную утварь и чудотворную икону Божией Матери. Только после наказания Божьего в виде беснования жены Фирлей согласился вернуть Почаевский образ в обитель. Это произошло не позднее 1641 года.
Распространение православной литературы в то время служило средством защиты Православия от влияния католицизма. На этом поприще много потрудился преподобный Иов Почаевский. Он был автором сборника сочинений, посвященных Православной вере. Его сочинения долгое время хранились в Почаевской Лавре под названием «Книга Иова Железа, игумена Почаевскаго, властною его рукою написанная». В 1884 году ее перепечатали в книгу «Пчела Почаевская».
После блаженной кончины в столетнем возрасте преподобный Иов стал небесным заступником и хранителем Православной веры на западно-русских землях. Народная память хранит множество примеров помощи святого. Например, чудо спасения монастыря во время Збаражской войны в 1675 году.
Обитель была окружена 50-тысячным отрядом турок и татар под предводительством Нуреддина. Над Свято-Троицким храмом было явление Божией Матери, небесных ангелов и преподобного Иова, молящегося Пресвятой Деве Марии, «да не предаст в неволю его монастыря». Воины противника выпустили множество стрел, однако те чудесным образом возвращались и поражали их самих. В итоге враги обратились в бегство.
Под влиянием польских властей в начале 18 века Почаевский монастырь официально отошел к Униатской Церкви. В ней при сохранении византийских обрядов главой Церкви почитался Папа Римский. Однако в числе братии оставались противники латинизации. Пришедшая униатская власть стремилась искоренить почитание преподобного Иова Почаевского. К его нетленным мощам был ограничен доступ для православных.
Но вскоре униаты стали сами свидетелями чудес преподобного. В 1719 году святой Иов наказал параличом монаха Паисия, взявшего без благословения игумена деньги из кружки у раки с мощами. В 1737 году сына местной помещицы Понтовской парализовало у мощей Иова за хулу на святого. При этом искренне верующие паломники, католики и православные, по молитвам преподобному Иову исцелялись от своих болезней.
Сохранились записи об исцелении Агнессы Пражмовской от головных болей (1748), Григория Волынского от ревматизма (1778), австрийского графа Иосифа Яворского от смертельной горячки (1800). Всего за период с 1719 по 1830 годы зафиксировано было 539 чудес по молитвам перед Почаевской иконой Божией Матери и перед мощами преподобного Иова Почаевского.
В греко-католический период на территории обители возводились каменные кельи с трапезной. При содействии польского графа Николая Потоцкого (1706-1782) был построен Свято-Успенский храм (1771-1791).
В 1795 году произошел раздел польско-литовских земель, в результате которого земли Волыни и Почаевский монастырь отошел к России. В 1830-1831 годах на территории Польши и Правобережной Украины произошло антироссийское восстание. Монахи, населявшие в то время Почаевскую обитель, поддержали повстанцев. Последовало распоряжение императора Николая I (1796-1855) о возвращении монастыря в лоно Русского Православия. Монахи ордена василиан покинули Почаев.
В 1833 году обители был дарован статус Лавры как одному из крупнейших мужских монастырей. Постройки обители были отремонтированы, построены свечной завод и паломническая гостиница. В 1842 году на средства графини Анны Алексеевны Орловой-Чесменской (1785-1848) для мощей преподобного Иова в Санкт-Петербурге изготовили серебряную раку.
До 1917 года в Лавре велась запись чудес, происходящих от нетленных мощей преподобного Иова Почаевского. Составлялись особые акты, подтверждающие исцеление. Так, в 1848 году произошло исцеление католика генерал-майора Филиппа Кейсера. В 1855 году — излечение одержимой 60-летней крестьянки Устиньи Кирихиной из Елабужского уезда. В 1870 году получила исцеление от беснования Ирина Волошинова из Екатеринославской губернии.
В начале 20 века территория, где находится Почаевская Лавра, поочередно захватывалась австрийцами, большевиками, польскими войсками.
В 1920 году Почаевская обитель оказалась под юрисдикцией Польской Православной Церкви. Попытки передачи Почаева Католической Церкви не увенчались успехом. С приходом в 1939 году советской власти Почаевская Лавра оставалась действующей. Но ей пришлось пережить лишение всего сельскохозяйственного имущества. Закрытие детского приюта и церковно-приходской школы. Преобразование гостиничного корпуса для паломников в психиатрическую лечебницу. Выселение всех послушников и молодых монахов. Однако духовная жизнь в Лавре сохранялась. Продолжалась она и в период немецкой оккупации во время Великой Отечественной войны.
По рассказам местных жителей, в советское время существовало предписание закрыть монастырь, если монахи остановят служение хотя бы на 2 часа. Старожилы даже помнят время, когда Священное Писание непрестанно читали всего 2 сменяющих друг друга схимонаха.
Наиболее тяжелым испытаниям подверглась Почаевская обитель в 50-60 годах прошлого столетия. Множество монахов было отправлено в тюрьмы и психиатрические больницы. Некоторые были лишены прописки. Осенью 1962 года реальной была опасность закрытия Троицкого Собора. Но благодаря отцу Иосифу (будущему прославленному преподобному Амфилохию Почаевскому), выступившему на защиту храма и отобравшему у милиции ключи, собор не закрыли.
После распада СССР в 1992 году Почаевской Лавре частично возвратили сельскохозяйственные угодья и сады, некоторые монастырские постройки. Закрыли психиатрическую больницу, вернув здание под паломническую гостиницу. Открыли духовное училище, позднее преобразованное в семинарию.
В начале 21 века облик Почаевской Лавры полностью преобразился. Полностью восстановлены Успенский собор и колокольня, благоустроена монастырская территория, возведены 2 мельницы. Лавра имеет собственный сад, пасеку, различные мастерские.
Сейчас Почаевская обитель имеет статус ставропигиального монастыря и находится под непосредственным управлением непосредственно митрополита Киевского. К 2018 году в Лавре подвизались 200 монахов, 50 послушников. 23 ноября 2018 года Министерство юстиции Украины приняло решение вернуть Почаевский комплекс в распоряжение Кременецко-Почаевского государственного историко-архитектурного заповедника.
«Прежде всего, следует понимать, что место для создания обители здесь указала Сама Богородица, явившись в огненном столпе в 1240-м году на горе Почаевской, оставив на камне, как в воске, след Свой Стопы, откуда проистек источник, текущий по сей день. И Лаврой правит не Минкульт и не краеведческий заповедник, а Матерь Божия» (митрополит Почаевский Владимир Мороз).
Главными святынями Почаевской Лавры являются: отпечаток стопы Пресвятой Богородицы с источником целебной воды (Успенский собор), чудотворная Почаевская икона Богоматери (Успенский собор), мощи преподобных Иова Почаевского и Амфилохия Почаевского (Пещерный храм). Многие паломники стремятся посетить и пещерку Иова Почаевского. Попасть в нее можно через узкий лаз. По утверждениям монахов, пролезть через небольшое отверстие в скале может даже человек с тучной фигурой. Однако бывают случаи, когда худощавый человек не помещается в отверстии — преподобный не пускает.
До 2014 года Почаевскую Лавру посещали десятки тысяч паломников. В связи со сложившейся политической ситуацией в Украине в настоящее время существуют некоторые сложности для посещения россиянам. При посещении территории Украины для жителей России необходимо иметь определенный пакет документов. В их числе загранпаспорт, обратный билет, оплаченная туристическая путевка (если поездка осуществляется через туристическую фирму), документ, подтверждающий бронь жилья, оригинал нотариально заверенного приглашения и копию паспорта приглашающего лица (для частных визитов), подтверждение платежеспособности.
Приехать в Почаевскую Лавру можно как самостоятельно, так и с паломнической экскурсией, которую организуют во многих православных храмах. Почаевская обитель находится в 60-ти километрах от города Тернополь, до которого легко добраться поездом. От Тернополя до Лавры регулярно ходят автобусы.
Поселиться паломникам можно в гостиничном корпусе Лавры или у местных жителей Почаева.
Почаевская Лавра расположена по адресу: Украина, Тернопольская область, город Почаев, улица Воссоединения, дом 8.
Телефон: +38 (03546) 612-18 (привратник), +38 (03546) 625-47/8 (гостиница).
Web-сайт: www.pochaev.org.ua.