Что означает Божья заповедь «почитай отца и мать»? Какое место она занимает в перечне ветхозаветных предписаний Всевышнего? Бывают ли случаи, когда её позволяется не исполнять? Для ответа на эти вопросы расскажем об истории появления и значении десяти Божьих заповедей. Без этого невозможно понять православный взгляд на отношения между родителями и детьми.
Согласно Библии, вскоре после Исхода евреев из египетского рабства Бог призвал их предводителя пророка Моисея на гору Синай. Там, спустя 40 дней общения со Всевышним, праведник получил от Него свод из десяти законов, по которым должен был жить богоизбранный народ (Исх. 20:2-17). Эти заповеди стали для человека базовым духовным ориентиром, не позволяющим упасть в пучину греха и разорвать связь с Богом.
Пришедший спустя тысячу лет Спаситель Иисус Христос не отменил ветхозаветный закон (Мф.5:17). Господь неукоснительно исполнил его и дополнил заповедями блаженства. Они стали более высокой духовно-нравственной планкой для человека, указали ему путь к единению с Богом и наследованию Его Царствия. Но это невозможно без «фундамента» спасения – соблюдения Моисеева закона. Святитель Николай Сербский говорит о нём:
«Тот, кто не поймет сердцем этот главный Божий закон, не сможет принять ни Христа, ни Его учения. Кто не научится плавать на мелководье, тот не сможет плавать на глубине… И кто прежде не научится считать до десяти, никогда не сможет сосчитать тысячи».
Ветхозаветные заповеди были высечены на двух каменных плитах (скрижалях). Таким образом Бог разделил закон на две «рубрики» по темам. Первые четыре заповеди учат человека любви ко Творцу. В них содержатся предостережения от идолопоклонства и напрасного произнесения священного имени Всевышнего. А также предписание раз в неделю откладывать житейские дела и посвящать день Богу.
Другие же шесть заповедей учат человека любви к ближнему. А именно не убивать, не изменять жене или мужу, не красть, не клеветать, не завидовать. Но всё это предваряется пятой заповедью – почитай родителей своих. Данное предписание является первым и главным в межчеловеческих отношениях. Ведь у каждого из нас есть отец и мать, которые дали нам жизнь. Именно через почитание родителей мы учимся любить и уважать всех других ближних.
Что такое почитание отца и матери? Это уважительное отношение, благодарность, забота и молитва о них. А также отсутствие осуждения, терпеливое перенесение их немощей. И так до самой смерти родителей. Но молитвенная забота об отце и матери должна продолжаться и после их кончины. Ведь в загробной жизни душа уже не может повлиять на свою судьбу. Только поминовения живых людей способны облегчить участь усопшего. Святитель Феофан Затворник учит:
«Участь отшедших не считается решенною до всеобщего суда. Дотоле мы никого не можем считать осужденными окончательно; и на сем основании молимся, утверждаясь надеждою на безмерное милосердие Божие».
Почитать родителей необходимо потому, что они являются причиной нашего бытия. Благодаря им мы появились на свет. Путь нашего взросления полит слезами матери и потом отца. Они вскормили и воспитали нас. Любили даже тогда, когда мы были никому не нужны. Любили и любят, зная о всех наших недостатках. Преподобный Макарий Оптинский (Иванов) отмечает:
«Долг естества и закон духовный повелевают любить родителей и дорожить их благословением, ибо оно доставляет детям всякое благо – и временное, и вечное».
Приведём также слова святителя Николая Сербского:
«Их любовь к тебе имеет святой корень в вечности. Через нежность свою к тебе твои родители постигают нежность Господа ко всем чадам Его».
И мы, в свою очередь, почитая родителей, оказываем почтение Господу. Ведь отец и мать подарили нам жизнь по Его воле, таинственному промышлению. Родители являются соработниками Богу в творении нас. Они дали нам плоть, а Всевышний – бессмертную душу.
«Если чтишь Бога, то почитай и родивших тебя»
– учит преподобный Нил Синайский.
Пятая заповедь уникальна тем, что за её исполнение Бог обещает награду ещё в земной жизни. В Библии указано, что почитающий родителей обретает житейские блага и долголетие (Еф.6:3). Нарушение же заповеди строго осуждается:
«Злословящий отца или мать смертью да умрет» (Мф.15:4).
Православие учит, что через непочтение к родителям человек может легко прийти к попиранию Родины и Церкви, к бунту против Самого Бога. Приведём слова святителя Иоанна Златоуста:
«Воля Божия решительно требует, чтобы родители были почитаемы детьми, и исполняющих это награждает великими благами и дарами, а нарушающих этот закон наказывает великими и тяжкими несчастьями».
Нередко бывает, что дети находятся в напряжённых отношениях с родителями из-за обид и разногласий. Далеко не все достойно справляются с родительскими обязанностями. У многих отцов и матерей есть слабости, а некоторые и вовсе впадают в тяжкие грехи. Как же в таких случаях детям исполнить пятую заповедь?
Следует помнить, что родители у нас одни. Какие бы ни были отец с матерью – они дарованы нам Богом. Ему угодно, чтобы через немощи старших мы взращивали в себе высшие христианские качества. А именно терпение, смирение, умение прощать. Да, иногда родители неправы и ведут себя некрасиво. Христианство не требует всегда и во всём соглашаться с ними. В определённых ситуациях им можно отказать, ограничить общение с ними. Но всё это нужно делать без осуждения и пренебрежения, максимально деликатно и с любовью. Тогда пятая заповедь не будет нарушена.
Некоторые отцы и матери чрезмерно вмешиваются в жизнь уже взрослых чад, требуют беспрекословного послушания во всех вопросах. Послушание действительно является важной составляющей почитания. Особенно важно помнить об этом ещё не выросшим детям, которые находятся на обеспечении своих родителей. Но исполнение пятой заповеди не подразумевает слепого выполнения всех желаний родителей. Тем более, взрослыми детьми, которые уже сами стали отцами и матерями.
Наконец, точно не следует исполнять те прихоти старших, которые противоречат Закону Божьему. Например некоторые неверующие родители запрещают верующим детям молиться, посещать храм, участвовать в Церковных Таинствах. Протодиакон Сергий Шалберов отмечает:
«Повиновение родителям, простирается очень далеко, но не далее, чем Отцу нашему Небесному (Ин.10:37). Если мы живем с нашими близкими неверующими, то нужно быть твердыми в исповедании веры, но предельно мягкими в обращении с ними».
Бывает, что родители превращаются для своих детей в самых настоящих врагов. Например, мучают их равнодушием или злобой. Протоиерей Дмитрий Рощин говорит про почитание родителей в таких ситуациях:
«Здесь полезно вспомнить ещё одну заповедь – она уже не о родителях, но о людях вообще: “Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас” (Мф. 5:44). Если ненавидящими и обижающими оказались ваши родители – Господь заповедал благословлять их и творить им добро. Это высший идеал христианства, к которому нужно стремиться».
Го́споди и Бо́же мо́й Иису́се Христе́! Услы́ши моли́тву мою́ о роди́телех мои́х (имена). Да́руй и́м единомы́слие и любо́вь во вся́ дни́ жи́зни и́х. Укрепи́ те́ла и́х во здра́вии, да послу́жат Тебе́ дела́ми ми́лости и Ева́нгельскаго добра́. Научи́ мя́ всегда́ бы́ти послу́шным родительскому сло́ву, изба́ви мя́ от лицеме́рия и лука́вства в обраще́нии с ни́ми и не лиши́ на́с все́х оправда́ния на Стра́шном Суде́ Твое́м. Ами́нь.
О Пресвята́я Де́во, Мать Го́спода Вы́шнего, Скоропослу́шная Засту́пнице всех, к Тебе́ с ве́рою прибега́ющих, молю́ Тя: умоли́ Сы́на Твоего́, что́бы услы́шал Он моли́тву мою́. При́зри с высоты́ небе́сной и снизойди́ к сле́зному проше́нию моему́. Отпусти́, Го́споди, все грехи́ роди́телем мои́м, во́льныя и нево́льныя. Да́руй, Го́споди, им проще́ние Свое́ я́ко на земли́, так и на Небеси́. Удлини́ им век их на долголе́тие и укрепи́ их в здра́вии и уме́. Го́споди, как Ты лю́бишь Мать Свою́ и чтишь Отца́ Своего́. Во и́мя Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха. Ами́нь.
Упоко́й, Го́споди, ду́ши усо́пших родителей моих (имена), прости́ им вся согреше́ния во́льная и нево́льная, и да́руй им Ца́рствие Небе́сное