Покров Пресвятой Богородицы – великий православный праздник, который ежегодно отмечается Русской Церковью в неизменяемую дату (14 октября). Он не входит в число двунадесятых (то есть двенадцати главных после Пасхи православных праздников). Но в России день Покрова не уступает им по уровню церковного почитания и народной популярности. Богослужения в этот день подобны тем, что проводятся на двунадесятые праздники.
Праздник был установлен в память явления Божьей Матери византийскому святому Андрею Юродивому. Чудесное видение произошло в Константинополе на рубеже 9-10 веков. Богородица явила Себя во Влахернском храме. Здесь хранились Её риза и пояс, привезённые со Святой Земли.
Согласно церковному преданию, Святой Андрей и его ученик Епифаний молились на всенощном бдении. И в это время увидели парящую в воздухе Богородицу. Она появилась из царских врат. Ее сопровождали пророк Иоанн Предтеча, апостол Иоанн Богослов и другие святые. Все они горячо возносили молитвы Богу. Остановившись возле алтаря, Божья Матерь сняла со Своей головы сияющий покров (по-гречески – «омофор») и распростёрла его над всеми людьми в храме. Вскоре Богородица и святые исчезли, но прихожане ещё долго чувствовали великую благодать.
Предание гласит, что чудо произошло, когда Константинополь был осаждён вражескими войсками. После явления Богородицы они отступили и город был спасён. От кого же Божья Матерь защитила византийскую столицу? Версии разнятся: это могли быть сарацины или же языческие славянские племена. Так или иначе, явление Девы Марии было воспринято жителями города как спасительное знамение. А Покров Богородицы для православных христиан стал символом Её покровительства и защиты от зла.
Возможно, Покров Пресвятой Богородицы начали отмечать ещё в самой Византии. Однако там этот день не был широко почитаемым праздником. Достоверно известно, что таковым день Покрова стал, лишь придя на Русь. Церковный праздник был окончательно утверждён во второй половине 12 века во Владимирском княжестве. Активную роль в этом сыграл князь Андрей Боголюбский.
В 1165 году князь возвел первую в мире церковь в честь праздника – храм Покрова на Нерли. Действующий и поныне, он находится в селе Боголюбово Владимирской области. Церковь была возведена на берегу реки Нерль. Однако за долгие столетия она поменяла своё русло и теперь течёт в стороне от храма. От былого водоёма остался лишь живописный пруд. Храм славится своим простым, но глубоко символичным фасадным декором с барельефами. Изображён, например, ветхозаветный царь Давид – символ мудрого и благочестивого правителя. Окружающие его львы означают силу, могущество и стойкость, а голуби – Святого Духа и кротость. Несущий лань грифон символизирует Господа, спасающего христианскую душу.
Массово храмы в честь праздника Покрова Пресвятой Богородицы начали строить только с 14 века. Один из них – возведённый Иваном Грозным в Москве Покровский собор на Красной Площади. В народе его называют собором Василия Блаженного. Великому дню Покрова Богородицы посвящены 7,5% всех храмов и монастырей России. Чаще культовые сооружения возводили только в честь святого Николая Чудотворца. Также праздник Покрова отразился в названиях множества городов, сёл, районов и улиц.
Иерей Александр Пикалёв подчёркивает, что Православие не обожествляет Деву Марию. Она человек. Вместе с тем священник говорит следующее:
«Христос назвал Ее матерью, а Она Его – Сыном. Что может быть ближе этого? И, будучи в Таинстве Крещения связанными со Христом, христиане тем самым теснейшим образом духовно связаны с Его Матерью».
Праздник Покрова Пресвятой Богородицы напоминает нам о близости Божьей Матери к каждому из нас. Она является покровительницей, защитницей и утешительницей для всех верующих, которые доверяют Ей и искренне обращаются в молитвах.
Опираясь на версию о защите Богородицей Константинополя именно от славянских племён, священник Валерий Духанин отмечает:
«Язычникам не дали разорить христиан, зато впоследствии их самих привели к славе веры Христовой, наверное, тоже по молитвам Божией Матери».
Иерей Александр Пикалёв говорит, что праздник Покрова в связи с этим имеет миссионерское значение. Он учит нас, что единство веры несравнимо выше национальных конфликтов. Священник отмечает:
«Именно понимание этой истины позволило русскому народу впоследствии воспринять праздник и сделать его частью своей православной традиции».
Священник Димитрий Шишкин обращает наше внимание на то, что и сам святой Андрей Юродивый, которому явилась Богородица, был славянином по происхождению:
«Он словно символизировал собой скорую перемену, должную случиться с его народом в таинстве святого Крещения».
Праздник Покрова Пресвятой Богородицы издревле глубоко почитаем в народе, который кратко называет его «Покров день», «Покров» или «Покрова». В крестьянской среде праздник обрастал собственным фольклором и обычаями. Например, традиционный христианский сюжет о явлении Богородицы в Константинополе был вытеснен народной легендой о происхождении праздника. В соответствии с ней, странствующей Богородице отказали в ночлеге в одном из селений. Его жители за это были наказаны пророком Ильёй. Но Божья Матерь пожалела и спасла людей. Она развернула над людьми Свой покров, после чего те стали добрыми и полюбили странников.
Также известно множество поговорок и примет, связанных с праздником Покрова. Считалось, что в этот день встречаются осень и зима. Название праздника народ ассоциировал с покрывающем землю первым снегом. Одна из примет гласит: чем больше снега выпадет на Покров, тем суровее будет зима. День Покрова выпадал на период окончания полевых работ, крестьяне сосредотачивались на подготовке к зиме. С Покрова начинался свадебный период, а одинокие девицы в этот день молились о счастливом замужестве. Некоторые из этих обычаев сохранились и по сей день.
Во время Крымской войны в 1855 году Одесса была осаждена вражеским флотом. При большом собрании народа местным архиепископом Иннокентием в день Покрова был отслужен молебен перед одной из икон Божьей Матери. Вскоре неприятель отступил. Подобно средневековому Константинополю, Одесса была спасена молитвами Богородицы.
В Греции после Второй мировой войны праздник Покрова Богородицы отмечается 28 октября. В этот день 1940 года фашистская Италия пригрозила стране войной и предложила сдаться без сопротивления. Греция отказалась и сражались в составе антигитлеровской коалиции. День отказа от капитуляции стал для нации праздником. Греческий архимандрит Иустин (Константас) отмечает:
«С тех пор Покров Пресвятой Богородицы мы отмечаем вместе с этим праздником, когда Божия Матерь спасла наш народ не только физически, но и от внутреннего поражения через соглашательство со злом».
Монах называет Богородицу величайшим Воином, который «побеждает там, где всё человеческое напрасно».
Архимандрит Илия (Рейзмир) вспоминает, что его мама знала наизусть акафист Покрову Богородицы и часто читала его в голодное послевоенное время. Монах говорит, что семья всегда чувствовала покровительство Божьей Матери.
Прихожанка винницкого храма святителя Луки Крымского рассказывает, что Покров – праздник, когда множество девушек приходит в её церковь помолиться Богородице о замужестве. Женщина отмечает, что после этого всем, даже безнадежным, удаётся найти супруга.
По словам схиархимандрита Илия (Ноздрина), знакомые участвовали в крестном ходе в Курской Коренной пустыни. И вся процессия наблюдала в небе образ Божьей Матери, держащей над крестным ходом Свой омофор.
Во второй половине 19 века явление Богородицы с простёртым омофором несколько раз наблюдали в Покровском соборе Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне. Происходило это на праздник Покрова. Во многих монашеских дневниках остались свидетельства о чуде. Иеросхимонах Иероним (Соломенцов) пишет, что в 1863 году одни иноки открыто видели Богородицу, а другие испытывали её присутствие и благодать. Третьи же, пока ещё духовно слабые, ощущали неземную радость и неимоверную легкость, с которой простояли все 12 часов богослужения.
Днесь благове́рнии лю́дие све́тло пра́зднуем/ осеня́еми Твои́м, Богома́ти, прише́ствием,/ и к Твоему́ взира́юще Пречи́стому о́бразу, уми́льно глаго́лем:/ покры́й нас честны́м Твои́м Покро́вом,/ и изба́ви нас от вся́каго зла,/ моля́щи Сы́на Твоего́, Христа́ Бо́га на́шего,// спасти́ ду́ши на́ша.
Перевод: В сей день мы, правоверные люди, торжественно празднуем, осеняемые Твоим, Богоматерь, пришествием; и, взирая на Твой пречистый образ, со умилением взываем: «Покрой нас священным Твоим Покровом и избавь нас от всякого зла, умоляя Сына Твоего, Христа Бога нашего, спасти души наши».
Де́ва днесь предстои́т в це́ркви,/ и с ли́ки святы́х неви́димо за ны мо́лится Бо́гу,/ А́нгели со архиере́и покланя́ются,/ апо́столи же со проро́ки ликовству́ют:// нас бо ра́ди мо́лит Богоро́дица Преве́чнаго Бо́га.
Перевод: Сегодня Дева предстоит в храме и с сонмами святых невидимо за нас молится Богу. Ангелы со архиереями поклоняются, Апостолы же со пророками ликуют: ибо за нас молит Богородица Предвечного Бога.
Велича́ем Тя,/ Пресвята́я Де́во,/ и чтим Покро́в Твой святы́й:/ Тя бо ви́де святы́й Андре́й на возду́се,// за ны Христу́ моля́щуюся.
О, Пресвята́я Де́во, Ма́ти Го́спода вы́шних сил, Небесе́ и земли́ Цари́це, гра́да и страны́ на́шея Всемо́щная Засту́пнице! Приими́ хвале́бно благода́рственное пе́ние сие́ от нас, недосто́йных раб Твои́х, и вознеси́ моли́твы на́ша ко Престо́лу Бо́га Сы́на Твоего́, да ми́лостив бу́дет непра́вдам на́шим, и проба́вит благода́ть Свою́ чту́щим всечестно́е и́мя Твое́ и с ве́рою и любо́вию покланя́ющимся чудотво́рному о́бразу Твоему́. Не́смы бо досто́йни от Него́ поми́ловани бы́ти, а́ще не Ты уми́лостивиши Его́ о нас, Влады́чице, я́ко вся Тебе́ от Него́ возмо́жна суть.
Сего́ ра́ди к Тебе́ прибега́ем, я́ко к несомне́нней и ско́рой Засту́пнице на́шей: услы́ши нас, моля́щихся Тебе́, осени́ нас вседержа́вным покро́вом Твои́м, и испроси́ у Бо́га Сы́на Твоего́: па́стырем на́шим ре́вность и бде́ние о душа́х, градоправи́телем му́дрость и си́лу, судия́м пра́вду и нелицеприя́тие, наста́вником ра́зум и смиренному́дрие, супру́гом любо́вь и согла́сие, ча́дом послуша́ние, оби́димым терпе́ние, оби́дящим страх Бо́жий, скорбя́щим благоду́шие, ра́дующимся воздержа́ние, всем же нам дух ра́зума и благоче́стия, дух милосе́рдия и кро́тости, дух чистоты́ и пра́вды.
Ей, Госпоже́ Пресвята́я, умилосе́рдися на немощны́я лю́ди Твоя́; разсе́янныя собери́, заблу́ждшия на путь пра́вый наста́ви, ста́рость поддержи́, ю́ныя уцелому́дри, младе́нцы воспита́й, и при́зри на всех нас призре́нием ми́лостиваго Твоего́ заступле́ния, воздви́гни нас из глубины́ грехо́вныя и просвети́ серде́чныя о́чи на́ша ко зре́нию спасе́ния, ми́лостива нам бу́ди зде и та́мо, в стране́ земна́го прише́льствия и на стра́шнем суде́ Сы́на Твоего́; преста́вльшияся же в ве́ре и покая́нии от жития́ сего́ отцы́ и бра́тию на́шу в ве́чней жи́зни со А́нгелы и со все́ми святы́ми жи́ти сотвори́. Ты бо еси́, Госпоже́, Сла́ва Небе́сных и Упова́ние земны́х, Ты по Бо́зе на́ша Наде́жда и Засту́пница всех, притека́ющих к Тебе́ с ве́рою. К Тебе́ у́бо мо́лимся, и Тебе́, я́ко Всемогу́щей Помо́щнице, са́ми себе́ и друг дру́га и весь живо́т наш предае́м, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.