Покровский собор Москвы — история и архитектура

Символ России

Храм Василия Блаженного — одна из главных достопримечательностей Москвы. Этот архитектурный и исторический памятник России наряду с Кремлем является ее визитной карточкой. Первое, что приходит на ум о Париже — Эйфелева башня, о Лондоне — башня Биг Бен, о Риме — Колизей. Так и говоря о Москве, сначала вспоминают именно ансамбль Красной площади и храмовой комплекс Василия Блаженного. Однако не все знают, что в действительности он называется по-другому — Покровский собор на рву. Сегодня это филиал Государственного исторического музея, однако Православная Церковь совершает в нем богослужения.

Покровский собор
Покровский собор Москвы

Покровский собор на рву: история создания

Московский князь Василии III (1479-1533) в честь победы над Литовским княжеством и возвращения Смоленска в 1514 году построил возле Кремля деревянный храм. Его основной придел посвятили празднику Происхождения Креста Господня. Другие же приделы (с отдельными алтарями для совершения богослужений) посвятили святым, память которых приходилась в решающие дни сражений.

Продолжил традицию празднования победы строительством церквей сын Василия III, Иоанн IV. После присоединения Казанского ханства к Московскому государству по указу царя началось строительство нового собора на рву около стен Кремля. Русские войска взяли Казань 2 октября (по старому стилю) 1552 года, когда Церковь вспоминает священномученика Киприана и Иустину. Накануне же этого события отмечался праздник Покрова Богоматери.

В 1554 году на площади около Кремля построили первоначально деревянную Покровскую церковь. Уже через год заложили каменный собор, строительство которого завершили в 1561 году. Центральный престол храма освятили в честь Покрова Божией Матери. Другие приделы посвятили значимым событиям похода на Казань и особочтимым святым. В их числе константинопольские патриархи Иоанн, Александр и Павел, святым Киприан и Иустине, преподобные Александр Свирский и Григорий Армянский.

Один из приделов был посвящен святителю Николаю Мирликийскому. Также создали придел в честь святого Варлаама Хутынского. Его особо почитал князь Василий III, так как по молитвам к этому святому у него родился наследник. 

Восточный придел посвятили Пресвятой Троице, западный освятили в память Входа Господня в Иерусалим. Позднее к собору пристроили приделы Василия Блаженного (1588) и Иоанна Блаженного (1672). Именно эти приделы составляют собор в наши дни.

Символизм собора

Считается, что идею создания многопридельного церковного комплекса выдвинул митрополит Макарий (1482-1563). Первоначально предполагалось устроить 7 приделов, как во Влахернском монастыре (Константинополь). Но, согласно выражению летописи, зодчие построили собор не по велению государя, а по Божьему вразумлению. 

Устройство нескольких церквей в одном сооружении символически должно было указывать на Небесный Иерусалим. По мнению русского писателя Николая Александровича Чаева (1824-1914), многоцветная раскраска куполов связана со сновидением блаженного Андрея (см. Житие блаженного Андрея), свидетеля Покрова Богоматери в Константинополе. Однажды святой подвижник во сне увидел обители Небесного Иерусалима с различными деревьями. Одни из них цвели. Другие — украшались яркой листвой. Третьи — имели прекрасные плоды. Сад поражал разнообразием красок.

Покровский собор: преображение во времени

Собор Василия Блаженного многократно достраивался и переделывался. В 17 столетии в собор Покрова добавили дополнительные приделы. К 1722 году их насчитывалось уже 18.

В первой трети XVIII века собор сильно пострадал от пожара, его частично восстановили. Императрица Екатерина II в 1784 году выделила значительные денежные средства на проведение ремонтных работ. Некоторые престолы упразднили и освятили новые. Так, в 1786 году придел Киприана и Иустины переосвятили в память святых Адриана и Наталии. Так выполнили просьбу благотворительницы, помещицы Натальи Михайловны Хрущевой, пожертвовавшей большую сумму для храма. В советское время церкви возвратили ее первое название.

По легенде, в 1812 году красота Покровского собора поразила Наполеона. Он даже хотел перевезти архитектурный комплекс к себе во Францию. Но убедившись, что это не возможно, приказал уничтожить его. Когда французы уже направили свои пушки на собор, пошел сильный ливень, погасивший огонь фитилей пушек. Храм подвергся сильному разорению, но после освобождения Москвы его восстановили.

Новые масштабные реконструкции начались на рубеже 19-20 веков. По их результатам собор приобрел современный вид.

Во время революционных событий 1917 года Покровский собор оказался в бедственном положении. В некоторых местах была проломлена крыша и выбиты стекла на окнах. Для спасения памятника национального и мирового значения власти взяли собор под государственную охрану. Однако  богоборческая власть запретила совершать в соборе богослужения. С 1923 года здесь был основан исторический музей. И только в 1991 году в соборе возобновились службы.

Кто архитектор собора?

До сих пор достоверно неизвестно имя архитектора Покровского собора. Существует предположение, что зодчие были приглашены из Западной Европы. Аргументом в пользу этой версии может служить участие итальянских мастеров в сооружении Московского Кремля. Но документальных подтверждений этого мнения нет. 

В середине 20 века родилась версия о принадлежности авторства архитектурного ансамбля мастеру Постнику Яковлеву из Пскова, прозванного Бармой. По другому предположению, Постник и Барма — разные люди, принимавшие участие в строительстве. Имена архитекторов стали известны в 1895 году из рукописного сборника 17 века, обнаруженного в Румянцевском музее (Москва). Согласно записи летописца, царь Иоанн Грозный имел  «двух мастеров русских по реклу (то есть по прозвищу) Постник и Барма». Другой сборник летописей содержит в себе краткое сообщение о строителях собора: «мастер был Барма со товарищи».

Известна легенда, что после окончания строительства храма Иоанн Грозный приказал лишить зрения зодчих Барму и Постника. Якобы царь-деспот сделал это для того, чтобы в будущем мастера не могли построить что-либо подобное по красоте. Историю об ослеплении упоминает голштинский посол в Москве 17 века Адам Алеарий (Олеарий). Трагическую легенду опровергают исторические документы. Существуют записи об участии в восстановлении Казанского кремля псковских мастеров, среди них и зодчий Постник.

Почему Покровский собор связан с именем Василия Блаженного?

В 1557 году в столице скончался почитаемый москвичами блаженный по имени Василий. Юродивый Василий обладал даром предвидения будущего. Родом он был из подмосковного села Елохово (пределы современной Москвы). С юных лет он был отдан родителями на обучение сапожному делу. Отрок отличался трудолюбием и богобоязненностью. Однажды Василий предсказал скорую кончину одному человеку.

В 16 лет юноша взял на себя подвиг юродства — мнимого безумия, для обличения и наставления жителей столицы. Вместо одежды Василий носил железные вериги и не имел над головой крова. Святой блаженный мог смело обличать любого человека, не исключая царя. За эту смелость и честность его все любили и уважали.

Похоронен Василий Блаженный был около стен Покровского собора. Впоследствии здесь воздвигли новый придел, освященный в честь святого Василия. Первоначально отапливались не все приделы Покровского собора, а только церковь Василия Блаженного. Поэтому именно здесь стали совершать ежедневные богослужения. Благодаря этому верующие вскоре в бытовых разговорах стали именовать собор храмом Василия Блаженного. Постепенно это наименование закрепилось и стало общеупотребительным.

Архитектурные особенности собора

Центральная часть собора — шатровая Покровская церковь. Ее окружают 8 приделов с купольными завершениями. Восемь глав символизируют восьмиконечную звезду — путеводительницу для каждого христианина на пути в Царствие Небесное. Общее количество куполов Покровского собора — 11. Из них девять над приделами с одним общим основанием, две венчают церковь Василия Блаженного и колокольню.

«В храме не только молились – его считали иконой, запечатленной в камне. Восемь больших куполов – это и восемь побед русского оружия. Это и восьмиконечная путеводная вифлеемская звезда. А главный придел — в честь Покрова Богородицы — объединяет остальные главы, собирает их. Это — символ покровительства и заступничества Божией Матери над Церковью Христовой, над всей Русской землей» (священник Алексий Уминский).

Собор Покрова Пресвятой Богородицы абсолютно лишен симметрии. Однако декор и различные размеры приделов-церквей создают сбалансированную и гармоничную картину. 

Приделы собора внутри маленькие, вмещают весьма малое число молящихся. Между собой приделы соединены двумя узкими галереями.

«Храмина-домина вроде бы огромна, широка, размашиста, а войдёшь внутрь — так и помолиться-то особенно негде, малы и тесны клетушки-церквушки» (российский искусствовед, профессор Дмитрий Сергеевич Лихачёв, 1906-1999).

Следует отметить, что упоминаемый в полном названии храма ров ранее находился около стен Кремля. Его глубина была около 13 метров и ширина — около 36 метров.

Сейчас Покровский соборный комплекс признан объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Предыдущая запись Обрезание Господне – история и значение
Следующая запись Икона Покров Пресвятой Богородицы