Полгода со дня смерти — как поминать

Переход в вечность

Согласно Православному учению, смерть человека не является его полным и окончательным исчезновением. Сотворенная Богом душа живёт вечно. Поэтому у христиан подлинная цель земной жизни — это обретение бессмертия, встреча с Создателем. Смерть воспринимается как день рождения в новую жизнь. Но от того, какой была земная жизнь, напрямую зависит участь души в вечности. Что ее ждет — райское блаженство или вечные мучения? Поэтому людей волнуют самые разные вопросы, связанные с загробной участью души. В частности, что происходит с душой полгода со дня смерти — как поминать и помочь ей.

полгода со дня смерти - как поминать?
Полгода со дня смерти — как поминать?

Святые Отцы Церкви призывали иметь всегда «память смертную»,. Нужно было постоянно помнить о временности и конечности  земной жизни. И быть готовым к переходу в иной мир. Из жизнеописания святых известно, что ожидание смерти было для многих из них долгожданным и радостным. Преподобный Паисий Святогорец (1924-1994), узнавший о своем диагнозе (рак), от радости готов был плясать. 

«Конец настоящей жизни несправедливо, думаю, называть смертью, а скорее избавлением от смерти, удалением из области тления, освобождением от рабства, прекращением тревог, пресечением брани, выходом из тьмы, отдохновением от трудов, укрытием от стыда, убежанием от страстей, и вообще, пределом всех зол» (преподобный Максим Исповедник, 580-662).

Участь души человека после смерти

Смерть близких — это всегда печальное расставание. Но даже после кончины земной их жизни Церковь не оставляет молитвы за христиан. Верующие молятся о прощении согрешений усопшего для упокоения в раю со святыми. Эти молитвы способны повлиять на загробную участь умершего: изменить от худшего к лучшему.

Большое значение для души почившего имеет усиленная молитва на протяжении определенных дней после смерти. Это связано с тем, что первые три дня душа не покидает землю. Она находится рядом со своим телом, родными и близкими. Затем до девятого дня душа находится в райских обителях. После чего до сорокового дня после смерти видит наказания грешников в аду. Через сорок дней по смерти происходит частный Суд. На нем решается, где будет пребывать душа до Второго пришествия в мир Спасителя. Это может быть наслаждение в райских обителях или мучения в аду. Но даже после совершения частного Суда христиане способны вымолить у Господа помилование усопшего, изменение его участи. 

«Несомненно, что только Господь может определить загробную участь человека, и несомненно, что участь эта напрямую зависит от образа веры и жизни человека здесь, на земле. Но несомненно также и то, что возможно и даже необходимо молиться за наших родных и близких, прося Господа о прощении их грехов, и несомненно, что молитвы эти не бывают напрасны, если мы только стараемся сами слушать Господа и жить по Его заповедям» (священник Димитрий Шишкин).

Отмечают ли полгода после смерти?

После ухода человека в мир иной первый полугодовой период является достаточно сложным для родных. Это время, когда нужно свыкнуться с утратой и продолжать жить, но уже по другому. Большое утешение дают воспоминания об умершем, частая молитва о его душе.

Поминки в полгода после смерти являются необязательными с точки зрения церковных канонов. Это постепенно сформировавшаяся народная традиция. Поэтому православные сами решают, как поминать на полгода после смерти. Это произвольная дата, с ней не связано никаких «событий с душой», никаких особых церковных действий. Православная Церковь не запрещает поминать усопших в любое время, если на то имеется желание, хоть каждый день.

«Время дня, когда можно помянуть усопшего, Церковью не регламентируется. Есть народные традиции, которые восходят к язычеству и четко прописывают, как и в какой час вспоминать умерших, — но они не имеют никакого отношения к христианской молитве. Бог живет в пространстве без времени, и мы можем достучаться до небес в любой момент дня и ночи» (протоиерей Игорь Фомин).

Полгода со дня смерти — как поминать правильно

Если есть желание и возможность, через полгода после смерти умершего можно организовать поминальную трапезу или заказать поминовение в храме. 

Как же лучше поминать в полгода смерти? Из церковных поминовений самым главным является Божественная Литургия, на которой приносится Бескровная Жертва Богу. 

«Души людей, впадших в смертные грехи и при смерти не отчаявшихся, но еще раз до разлучения с настоящею жизнью покаявшихся, только не успевших принести никаких плодов покаяния (каковы: молитвы, слезы, сокрушения, утешение бедных и выражение в поступках любви к Богу и ближним, что все Кафолическая Церковь с самого начала признает Богоугодным и благопотребным), души таких людей нисходят в ад и терпят за учиненные ими грехи наказания, не лишаясь, впрочем, облегчения от них.

Облегчение же получают они по бесконечной благости чрез молитвы Священников и благотворения, совершаемые за умерших; а особенно силою бескровной Жертвы, которую в частности приносит священнослужитель для каждого Христианина о его присных, вообще же за всех повседневно приносит Кафолическая и Апостольская Церковь» (Послание восточных Патриархов, 1723 год, Константинополь).

Также в этот день желательно заказать особую поминальную службу — панихиду. Для близких усопшего можно организовать поминальный обед.

Поминальная трапеза на полгода после смерти

Устраивая поминки через полгода после смерти, нужно помнить, что это не праздничное застолье. Поэтому ничего плохого и предосудительного нет, если еда будет скромная, без гастрономических излишеств. Главным является не блюда на столе, а память об усопшем. Церковь призывает не поминать алкоголем, чтобы не превратить поминки в пьянку. Вино не способствует молитвенному настроению. Святые Отцы утверждали, что поминовение вином усопшего усугубляет участь умершего.

Для поминального обеда по народной традиции считается обязательным кутья (коливо). Впрочем, полгода со дня смерти это не каноническая дата для панихиды, так что отсутствие кутьи в меню вполне допустимо. Наличие остальных блюд зависит, в основном, от времени года, приходится ли в это время пост. Также влияют местные традиции. Это могут быть овощные салаты, суп с лапшой, мясные и рыбные блюда, блины, кисель.

Главный смысл поминок заключается в воспоминании об усопшем и в совместных молитвенных прошениях за него. Это не должен быть лишь повод собраться «выпить-закусить».

«Ничто земное уже не интересует усопших. Дорогие надгробия, пышные поминки и прочее не нужны им. Нужно им только одно – наша горячая молитва о упокоении их души и о прощении их вольных и невольных грехов» (священник Павел Гумеров).

Молитва об усопших

Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежди живота вечнаго усопшаго раба Твоего (усопшую рабу Твою, усопших раб Твоих) (имя), и яко Благ и Человеколюбец, отпущаяй грехи, и потребляяй неправды, ослаби, остави, и прости вся вольная его (ея) согрешения и невольная, возставляя его (ю) во святое второе пришествие Твое в причастие вечных Твоих благ, ихже ради в Тя единаго верова, истиннаго Бога и Человеколюбца; яко Ты еси воскресение и живот, и покой рабу Твоему (имя), Христе Боже наш, и Тебе славу возсылаем, со безначальным Твоим Отцем, и с Пресвятым Духом, ныне и присно и во веки веков, аминь.

Предыдущая запись Автокефалия это хорошо или плохо?
Следующая запись Кафизма 17 — о чем, как и для чего читают