Для чего устраивать поминальный обед на годовщину смерти? Этот вопрос часто интересует родственников умерших людей. Чтобы понять, зачем и как поминать усопших, следует разобраться, что происходит с душой после смерти.
В результате грехопадения первых людей в мире появилась смерть. Она установила на земле свой закон, общий для всех. Человеческая жизнь, достигнув определенного рубежа, заканчивается, и тело предается земле. Но что же происходит с бессмертной душой? Согласно Православному учению, это зависит от духовного качества прожитой жизни на земле. Душу ожидает рай, нахождение с Господом и всеми святыми. Или ад, мучительное состояние невозможности приблизиться к Богу. Однако следует отметить, что рай и ад не являются материальными, с «географическими» точками и координатами. По мнению Святых Отцов, это некое «внутреннее» состояние человека, которое ожидает его в будущем веке.
После смерти человека родные стремятся облегчить его участь посредством молитвы за его душу, милостыни, организации поминок. Для верующих память об умершем не исчезает через 40 дней после смерти. По преданию, в этот срок над душой совершается предварительный частый Суд. До Второго Пришествия Христа ещё есть время и возможность изменить к лучшему участь души. Поминальный обед на годовщину смерти как раз и является свидетельством продолжающейся заботы о душе усопшего.
«Многих смущает мысль о молитве за умерших; они недоумевают, в чем цель этой молитвы, чего мы надеемся достичь ею. Может ли участь умерших измениться оттого, что за них молятся? Может ли молитва убедить Бога быть несправедливым и даровать им то, чего они не заслужили?
Если вы верите, что молитвы за живых помогают им, почему вы не считаете возможным молиться и за умерших? Жизнь едина, ибо, как говорит евангелист Лука, «Бог… не есть Бог мертвых, но живых» (Лк.20:38). Смерть – это не конец, но определенная стадия в человеческой судьбе. И судьба эта не застывает, как камень, в момент смерти.
Любовь, которую выражают наши молитвы, не может быть напрасной. Если любовь имеет власть на земле, но не имеет власти после смерти, это трагически противоречит слову Писания о том, что «крепка, как смерть, любовь» (Песн.8:6). И противоречит опыту Церкви, который свидетельствует, что любовь сильнее смерти. Ибо Христос победил смерть в Своей любви к человеческому роду» (митрополит Антоний Сурожский, 1914-2003).
Молитвы за умерших существовали уже в ветхозаветные времена. До пришествия в мир Спасителя умерших ожидала безотрадная, пусть и в разной степени, загробная участь. В результате грехопадения человечество отдалило себя от Бога, утратило с Ним единство. Люди были изгнаны из рая, а двери в него — закрыты. И так длилось до тех пор, пока Сын Божий Своей Крестной смертью искупил грехи людей.
Примером заботы о душах умерших служить молитва иудейского народа за погибших во время сражения с идумеями (Вторая книга Маккавейская, 12:39-45). Иудейские воины скрыли у себя под одеждой вещи языческих богов (трофеи), нарушив Божье повеление. Это послужило причиной их гибели. Иуда Маккавей собрал деньги и послал в Иерусалимский храм для принесения жертвы Богу за грех. Иуда Маккавей «поступил весьма хорошо и благочестно, помышляя о воскресении». Тем самым он проявил заботу о прощении грехов погибших собратьев в день Страшного суда.
«Посему принес за умерших умилостивительную жертву, да разрешатся от греха» (Вторая книга Маккавейская, 12:45).
Ветхозаветная молитва свидетельствовала о существовавшей уже тогда надежде спасения в будущем. Однако загробную участь душ умерших людей она изменить не могла. Это стало возможным только в новозаветные времена.
«Все ветхозаветные люди и даже пророки были связаны грехом и как связанные не имели власть освобождать кого бы то ни было от уз смертных. Но явился Господь Иисус Христос, совершенный Человек и совершенный Бог. Он Своей властью искупил нас от вечной смерти. И в Его лице мы имеем упование и надежду на спасение» (священник Димитрий Шишкин).
Для православных христиан поминки не повод собраться за обедом с близкими для обсуждения житейских проблем. Поминальный обед на годовщину смерти — это возможность совместной молитвы об упокоении души. Сама же поминальная еда является своего рода милостыней для присутствующих. Поэтому сложилась народная традиция устраивать сытное и вкусное угощение.
«Подобно тому как, навещая заключённых, мы приносим им прохладительные напитки и тому подобное и облегчаем тем самым их страдания, так же мы облегчаем страдания усопших молитвами и милостынями, которые совершаем об упокоении их душ» (преподобный Паисий Святогорец, 1924-1994).
Поминальный стол на годовщину смерти не должен восприниматься как формальный ритуал (хотя он и важен). Главным в поминовении должна быть молитва Господу о даровании душе умершего Царствия Небесного. Молитва может быть как домашней, так и совершаемой в церкви. В день поминовения, если имеется возможность, следует подать записку на Литургию. Нужно заказать в храме особую поминальную службу — панихиду.
«Святая Церковь своей любовью объемлит всех людей и заботится о всех своих чадах. Она побуждает и нас с вами тоже проявлять любовь к нашим ближним, заботиться о них, не только о живых, но и о умерших. Потому что христианская любовь никогда не иссякает. Она уходит в вечность, для любви нет преград, поэтому для неё нет ни смерти, ни тления.
И Святая Церковь, совершая поминовение усопших, побуждает всегда откликаться на призыв Церкви совершать такое поминовение. Мы должны всегда, в любое время поминать наших усопших. Мы это и делаем во время совершения Божественной Литургии, за проскомидией поминаем, за панихидой. И в домашних молитвах Святая Церковь заповедует нам молиться не только о живых, но и об умерших» (протоиерей Василий Стойко).
В современном мире наряду с православной традицией поминать ближних сохранились некоторые погребальные обряды, уходящие своими корнями в язычество.
Так, например, поминать едой на кладбище является остаточным явлением языческой тризны. До принятия христианства на Руси считалось, что с умершим обязательно нужно разделить трапезу. В противном случае он якобы останется неудовлетворенным.
С языческих времен также сохранилась традиция соблюдать особый порядок за поминальным столом. Во главе стола должен находиться хозяин дома. От него по обе стороны — родные по степени близости родства к усопшему. К Православию это не имеет никакого отношения. Не от строгого порядка размещения людей за столом зависит участь почившего, а от совершаемого усиленного моления за него.
До сих пор широко распространено мнение, что во время поминок на столе должна обязательно стоять тарелка (и даже рюмка с водкой) для покойного. Это является отголоском языческого прошлого. Бестелесная душа уже не требуется в пищи для подкрепления сил. Для нее имеет значение только молитва с милостыней.
«Умершие ждут от нас прежде всего молитвы. Потому что молитва это не просто слова. Молитва — это обращение к Богу, обращение к Святым и мы выходим на иной, необъяснимый человеческому разуму, духовный уровень общения. Это именно область веры, веры в то, что нас действительно ждут, ждут особого поминовения, особого нашего благочестивого поведения» (протоиерей Георгий Гуляев).
На поминальный обед на годовщину смерти желательно приглашать верующих христиан, способных совершить моление за усопшего. Перед самой поминальной трапезой следует прочесть кафизму 17 (псалом 118), а также молитву о упокоении души умершего. За поминальной трапезой принято вспоминать о добрых делах почившего. Считаются нежелательными увеселительные разговоры, песни. Не следует вспоминать и обсуждать дурные поступки усопшего.
Частым является вопрос: что готовить на поминки 1 год? Примерное меню на годовщину смерти может быть следующим.
Поминальная трапеза начинается с кутьи (колива). Традиционно это блюдо готовится из отварных зерен пшеницы, смешанных с медом. Иногда пшеницу заменяют рисом с изюмом. Зерна символизируют воскресение в будущем веке, а добавление меда или изюма напоминают о сладости жизни праведников в Царствии Небесном. Для поминального стола кутью освящают во время панихиды в церкви.
В некоторых регионах России к «обязательным» поминальным блюдам относятся блины и кисель.
Остальные блюда на поминальной трапезе могут зависеть от временами года, приходится ли день поминок в постный день, а также от финансового достатка родных. Нет ничего страшного, если еда будет скромной и «без излишеств». Это могут быть рыбные или мясные блюда (нарезка, котлеты), суп с лапшой или борщ, овощные салаты, бутерброды, пироги, пряники.
Святые Отцы категорически запрещают поминать алкогольными напитками. Состояние опьянения не способствует молитвенному настрою. По мнению святителя Иоанна Златоуста (347-407),
«кто поминает вином, тот испрашивает больших мучений для поминаемого».
Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежди живота вечнаго усопшаго раба Твоего (усопшую рабу Твою, усопших раб Твоих) (имя), и яко Благ и Человеколюбец, отпущаяй грехи, и потребляяй неправды, ослаби, остави, и прости вся вольная его (ея) согрешения и невольная, возставляя его (ю) во святое второе пришествие Твое в причастие вечных Твоих благ, ихже ради в Тя единаго верова, истиннаго Бога и Человеколюбца; яко Ты еси воскресение и живот, и покой рабу Твоему (имя), Христе Боже наш, и Тебе славу возсылаем, со безначальным Твоим Отцем, и с Пресвятым Духом, ныне и присно и во веки веков, аминь.
Боже духов и всякия плоти, смерть поправый и диавола упразднивый, и живот миру Твоему даровавый!
Сам, Господи, упокой души усопших раб Твоих: святейших патриархов, преосвященных митрополитов, архиепископов и епископов, во священническом, церковном и монашеском чине Тебе послуживших; создателей святаго храма сего, православных праотец, отец, братий и сестер, зде и повсюду лежащих; вождей и воинов за веру и отечество живот свой положивших, верных, убиенных в междоусобной брани, утонувших, сгоревших, на мразе замерзших, растерзанных зверьми, без покаяния внезапно скончавшихся и не успевших примириться с Церковью и со своими враги; в изступлении ума самоубиенных, тех, о коих заповедали и просили ны молитися, о коих несть кому молитися, и верных, погребения христианскаго лишенных (имя рек) в месте светле, в месте злачне, в месте покойне, отнюдуже отбеже болезнь, печаль и воздыхание.
Всякое согрешение, содеянное ими словом или делом или помышлением, яко благий Человеколюбец Бог прости, яко несть человек, иже жив будет и не согрешит. Ты бо еси един кроме греха, правда Твоя – правда во веки, и слово Твое – истина.
Глубиною мудрости человеколюбно вся строяй и полезная всем подаваяй, Едине Содетелю, упокой, Господи, душу раба Твоего (или: душу рабы Твоея; о многих же: души раб Твоих), на Тя бо упование возложи (или о многих: возложиша), Творца и Зиждителя и Бога нашего. Слава, и ныне: Тебе и Стену и Пристанище имамы, и Молитвенницу благоприятну к Богу, Егоже родила еси, Богородице безневестная, верных спасение.