Понтий Пилат — что мы знаем о нем

Понтий Пилат как историческая личность

Одной из главных идей Библии является Искупительная Жертва Сына Божия. Господь Иисус Христос совершил Ее в Иерусалиме при Понтии Пилате. Некоторые историки древнейшего христианства, например Андрей Немоевский  (1864-1921), подвергали сомнению историчность евангельских событий. Для них Понтий Пилат это мифическая и символическая фигура.

Понтий Пилат
Понтий Пилат умывает руки после приговора Христу (скульптура)

Однако Понтий Пилат — это реальная историческая личность, пятый префект римской провинции Иудеи (26–36 годах). Его существование подтверждают, в частности, археологические находки 1961 года в Палестине. Была обнаружена мраморная плита с надписью:

«Понтий Пилат, префект Иудеи, посвятил людям Кесарии храм в честь Тиберия». 

«Понтий» это фамилия, указывающая на принадлежность носителя к древнему италийскому роду. Учёные предполагают, что «Пилат» — это не имя, а прозвище (переводится как «метатель копья»). Оно свидетельствует о принадлежности к сословию всадников. Всадники — военная кавалерия, с 1 века до Рождества Христова финансовый слой римского общества.

Точное время и место рождения Понтия Пилата неизвестно. Древнеримский историк Публий Корнелий Тацит (1-2 век) сообщает о занимаемой Пилатом должности префекта, или прокуратора (управителя). Его обязанностями было управление римской провинцией, каковой в то время была Иудея, по гражданским делам. На эту важную должность человека утверждал лично римский император. Следовательно, прокуратор Иудеи был подотчетным только императору. Это давало практически неограниченную власть в регионе.

На своей должности префекта в Иудее Пилат пробыл 10 лет, с 26 по 36 года 1 века. По свидетельствам его современников, античных историков, он был жестоким, свирепым, сребролюбивым, грубым правителем. Именно при его правлении Иисус Христос принял Свою добровольную искупительную Крестную смерть.

Суд над Христом

Исполнение смертного приговора, вынесенного иудейскими первосвященниками Иисусу Христу, было невозможно без согласования с римским наместником. Согласно евангельским повествованиям, утром в пятницу Христос был приведен на суд к Понтию Пилату. Спасителя обвиняли в призывах к народу не платить подать кесарю (Евангелие от Луки, 23:2), в присвоении себе царского достоинства (Евангелие от Иоанна, 18:33-37). Пилат провел первый допрос Иисуса:

«Спаситель называл Себя Царем. Он не Царь земной, а небесный. Он пришел не для внешнего мирского владычества над людьми, а чтобы свидетельствовать об истине. Пилат понял, что это – просто какой-то заблуждающийся человек. Пилат не видел никаких признаков стремления Христа приобрести Себе царское достоинство » (Толкование профессора Александра Павловича Лопухина, 1852-1904).

Допрос у Пилата закончился полным оправданием Осуждаемого:

“Я не нахожу никакой вины в этом Человеке” (Евангелие от Луки, 23:4; Евангелие от Иоанна, 18:38).

Так формально завершилась римская судебная процедура. Однако иудейских старейшин это не удовлетворило. Для сохранения своей власти и влияния в народе они стремились добиться не справедливого приговора, а обязательной казни Христа. 

Поэтому появилось большое множество новых обвинений против Иисуса (Евангелие от Марка, 15:3). Понтий Пилат, услышав, что Христос родом из Галилеи, отослал Его к правителю этой области, Ироду Антипе (20 год до Рождества Христова — 39 год после Рождества Христова). Тот как раз находился в Иерусалиме. Тем самым Пилат попытался уклониться от вынесения судебного приговора и переложить ответственность на Ирода. Однако Ирод, не добившись от Христа желаемых ответов, направил Его обратно к Пилату в белом одеянии в знак невиновности.

Казнить или помиловать?

Первосвященники продолжали настаивать на осуждении Христа. Но Пилат хотел ограничиться избиением Обвиняемого и представить это как свершившееся наказание. Затем прокуратор попытался воспользоваться традицией перед иудейской Пасхой (праздника воспоминания Исхода израильского народа из Египта) освобождать в знак милости одного заключенного.

В то время в заключении находился узник Варавва, осуждённый за мятеж против римской власти. По Преданию, его также звали Иисусом — на еврейском Иешуа — «Спаситель» (распространенное еврейское имя). Пилат предложил выбрать между Царем Иудейским, царство Которого «не от мира сего», или неудавшимся революционером. Но Истинный Мессия не соответствовал представлениям иудеев о грядущем царе, победоносном полководце. Учение Христа было чуждым еврейскому мировоззрению. Они ожидали сильного царя, способного освободить еврейский народ от римлян.

Но увидев Иисуса униженным и избитым, сразу отрекаются от Него. Они просили Пилата освободить другого «спасителя» — Варавву. Прокуратор стал искать возможности освободить Христа. 

Существует предание, что накануне происходящих событий жене Пилата приснился странный сон. В этом сновидении она много страдала за Иисуса. Поэтому женщина послала сообщение мужу с мольбой не осуждать Невинного — Христа. 

«Дивное дело! Не сам Пилат видит сон, но жена его… Сон этот был делом промышления Божия, не для того, впрочем, чтоб вследствие его освобожден был Христос, но чтоб спаслась та жена» (архиепископ Феофилакт Болгарский, 11-12 век).

«Друг кесаря»

Однако первосвященники пригрозили Пилату — «если отпустишь Его, ты не друг кесарю» (Евангелие от Иоанна, 19:12). Это был главный аргумент в принятии решения.

«Если освободишь Его, то ты враг кесарю», – слова эти, сказанные перед всем народом, были страшны. Первосвященники готовы перенести дело на суд кесаря, чтобы там обвинять вместе с Иисусом Христом и Пилата как изменника, который не заботится о чести и выгодах своего владыки. Для Пилата эти угрозы имели реальную силу. В качестве правителя Иудеи его можно было обвинять перед кесарем за различные проступки и злоупотребления. Особенно это было сподручно таким врагам, “которые действовали в Риме и золотом, и происками» (святитель Иннокентий Борисов, 1800-1857).

Пилат не обладал твердостью духа защитить Невиновного и всенародно отказаться от дружбы с кесарем. Он не был готов принести собственную жизнь в жертву ради справедливости и Истины.

«Как мало мужества в Пилате, когда он счел опасным для себя оставить такое обвинение без исследования! Он выходит, как бы с намерением исследовать дело, ибо это означают слова «сел на судилище»; между тем, не сделав никакого исследования, предает Его, думая тем преклонить их» (архиепископ Феофилакт Болгарский, 1055-1107).

Понтий Пилат: нравственный выбор

Христианское отношение к фигуре Понтия Пилата крайне противоречивое. Даже подробное описание евангельских событий не даёт возможности составить однозначный образ этого человека. Это загадочная личность, имеющая парадоксальную раздвоенность в поведении и поступках. Он испытывает жалость ко Христу, однако приказывает воинам бить Осужденного. Желает освободить, но  отдает на смертную казнь. Чувствует некий страх, когда узнает, что Иисус называет себя Сыном Божиим. При этом уступает иудеям в намерении предать Его распятию. Признает Христа невиновным, но объявляет смертный приговор.

Как это можно объяснить? Все действия Пилата на суде — это наглядная иллюстрация слов апостола Павла:

«Ибо знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех (Послание к Римлянам, 7:18-20).

Человек, отдаленный от Божьей благодати, становиться подвластным греху, искажающему благие побуждения в мыслях, словах и поступках. 

«Разъеденное скепсисом, языческое сознание Пилата <…> действует отрывочно, мыслит фрагментарно: то удивляется Иисусу; то озабоченно спрашивает, почему Он молчит; то властно предлагает обвинителям вопрос: какое же зло сделал Он? Все его сознание разбивается и течет, как по зыбучему песку, и хочет на зернышке песка поставить и построить основание своих заключений о Иисусе…

Пилат совершает зло, которого не хочет, а не совершает добро, которого хочет. В этом и заключается вся его ответственность, что он сознательно находится в рабстве такой неправде. Поэтому лекарство от этой болезни не в человеке, не в людях, но в Богочеловеке. Ибо только Он имеет для этого и лекарство, и любовь, и силу» (преподобный Иустин Попович, 1894-1979).

“Синдром Пилата”

Понтий Пилат был язычником. Римляне уважительно относились к местным божествам завоеванных территорий. Такова была их политика умиротворения подданных. Услышав, что Иисус — Сын Божий, Пилат попытался освободить осужденного. В этом выразилась боязнь быть наказанным местным Божеством за избиение и осуждение Сына Бога. Однако, опасаясь жалоб на него римскому императору, Пилат принял решения пожертвовать жизнью странного Подсудимого. Это нужно было для умиротворения собравшегося народа.

Прокуратор решил снять с себя вину с помощью местного религиозного ритуала. Он омыл руки водой перед народом (Евангелие от Матфея, 27:24-25). Таким действием Пилат попытался устранить себя от ответственности в происходящем.

«Пилат на свой манер попытался исполнить обряд очищения, предписанный Законом Моисея в тех случаях, когда на территории поселения найден труп убитого человека и никто не знает имени убийцы… Не Иисуса спасал язычник Пилат, когда пытался отпустить Его, а себя хотел защитить от возможной кары. И когда спасти Праведника не удалось, он решил, что для умилостивления иудейского Бога будет достаточно исполнить ритуал омовения рук. Что немедленно и сделал, публично отрекшись от смертного приговора Иисусу, который сам же только что утвердил» (православный психолог Александр Ткаченко).

Это так называемый «синдром Пилата», когда собственная совесть успокаивается собственной ложью, не задумываясь о будущих последствиях.

Судьба Пилата и его жены

Как же сложилась дальнейшая жизнь наместника Иудеи? В 36 году он жестоко подавил очередное восстание иудеев против своего правления. На прокуратора, превысившего свои полномочия, донесли римскому императору. Последовало его отстранение от занимаемой должности, Пилат вернулся в Рим. О дальнейшей судьбе бывшего правителя Иудеи документальных свидетельств не сохранилось. Имеются только апокрифические и совершенно легендарные сведения о нем.

Согласно им, Пилат был сослан в Галлию (Франция). Там, пребывая в лишениях и позоре, он покончил с собой. У жителей Швейцарии существует легенда, что тело Пилата пытались несколько раз утопить в реке Рона, в Женевском озере (Швейцария, Франция). Однако оно нигде не тонуло. Тогда тело решили отнести в отдаленный участок Альпийских гор в районе предместья Люцерна (Швейцария). Тело бросили в воду темного озера под горой, которое с тех пор называется Пилатус. По местным легендам, каждый год в Страстную Пятницу, в день Крестной смерти Спасителя, можно увидеть призрак Пилата, пытающегося отмыть свои руки от крови в воде…

Согласно Преданию, жена Понтия Пилата, Клавдия Прокула, после Воскресения Иисуса Христа покрестилась. Возможно, именно о ней упоминал апостол Павел во Втором Послании к Тимофею (4:21). В некоторым Поместных Православных Церквях Клавдия Прокула причислена к лику святых.

Понтий Пилат — преступник или жертва?

Понтий Пилат — кто это? Преступник? Жертва обстоятельств? 

В Православии вопрос о Пилате не подразумевает категоричных ответов. Безусловно негативной оценке подвергаются только действия Иуды Искариота, предавшего Иисуса, и фарисеев, требовавших смертной казни Христу. Символ Веры и богослужебные тексты Пилата упоминают в качестве «функции», при правлении и с участием которого была принесена Крестная Жертва Искупителя мира. Это не означает, что Пилат — жертва обстоятельств. И он якобы поступил так, как ему было предписано Божественным Провидением. Пилат выступил в роли палача, приняв собственное решение казнить Иисуса. 

«Можно лишь удивляться тому, как, не изменяя порядка реальной исторической жизни, оставляя место человеческой воле, Господь направил события по пути точного исполнения всех пророчеств, которые были сделаны еще в древнебиблейские времена…

Поведение Подсудимого многим читающим Евангелие с культурно-исторической точки зрения представляется не во всем ясным. И мы не поймем ни ответов Спасителя, ни Его молчания, пока не начнем читать Евангелие как благовествование о нашем спасении. Только тогда станет ясно, что перед нами необычный суд, в котором Обвиняемый главную цель видит в Своем оправдании…

На суде Он вел Себя не как человек, пусть даже пророк и праведник, а как Спаситель, пришедший в мир искупить нас вольным страданием. Молчание Его на суде — это безмолвие Агнца Божия, принесенного в жертву за наши грехи. Необычное поведение Подсудимого, не стремившегося оправдаться, заметил и Пилат, но понять Его не смог» (иеромонах Иов Гумеров).

Предыдущая запись Истории помощи Спиридона Тримифунтского
Следующая запись Киевская “Украинская Православная Церковь”