Видимой стороной христианской религии выступают постоянно совершаемые и при этом различающиеся богослужения. С помощью обрядов и богослужений верующие могут выразить свою внутреннюю религиозную веру и благоговейные чувства ко Творцу. Церковные богослужения соединяют в себе различные молитвы, песнопения, чтения Евангелий, а также священнодействия (особые религиозные действия, связанные с благодарением Господа и обращением к Нему за милостями). Все это совершается не хаотично, а в определенном строгом порядке, имеющем глубокий смысл. Богослужебные тексты различаются в связи с временем суток, днем недели, календарным днем. Правила объединения этих текстов в церковную службу определяет богослужебный Устав Церкви. Так формируется последование богослужений на каждый день.
«Человеческая природа склонна к гармонии. Наверное, это качество человека – один из штрихов образа Божия. Ведь Бог – начало всяческого порядка и совершенства, а отсутствие благодати – причина хаоса. Поэтому человеку свойственно искать гармонию в быту, в отношениях с ближними и с Богом. К этому призывает и апостол: «Вся же благообразно и по чину да бывают» (1 Кор. 14: 40). Идеей гармоничного общения с Богом проникнуто все богослужение Православной Церкви» (священник Сергий Бегиян).
Наибольшее распространение в христианском мире получили Студийский и Иерусалимский богослужебные Уставы. Хотя за историю Церкви их создано гораздо больше.
До 14 века широкое распространение имел Студийский устав (9 век). Его составителем признается преподобный Феодор Студит, настоятель Студийского монастыря в Константинополе.
На Руси придерживаться Студийского устава стали с 1070 года. В Киево-Печерской Лавре его ввел преподобный Феодосий Печерский. Затем Устав переняли другие монастыри. С 14 века в Русской Православной Церкви стал употребляться Иерусалимский устав.
Первоначально Иерусалимский устав был составлен преподобным Саввой Освященным в 6 веке. Но во время нападения завоевателей подлинник был утрачен. Патриархом Софронием Иерусалимским (6 век) устав был восстановлен. Но с 8 по 11 век Святыми Отцами в него вносились дополнения.
В Православии богослужебный устав, разработанный для монашествующих, долго применялся и в приходских церквях. Со временем стало очевидно, что следовать монастырским требованиям в условиях обыденной жизни «в миру» невозможно. Большинство мирских людей работает и находиться на всех богослужениях в храме не представляется возможным. Особенно на длительных службах во время Великого поста. Это относится и к соблюдению строгого поста. По Уставу в первый день Великого поста предписывается полное воздержание от пищи. Работающим христианам и детям это не под силу (можно нанести вред здоровью). Поэтому поститься рекомендуется «по совести».
С 17 века эти требования стали постепенно сокращать. Порядок совершения богослужений в церквях для мирян приобрел современный вид.
«Для того, чтобы литургическое единство Церкви было соблюдено, богослужебный устав должен быть единым. Поэтому не может существовать отдельно «мирской устав» и «монашеский». За образец для подражания был избран «монашеский устав». В нем наиболее полно отражена святоотеческая традиция.
Ведь каждое слово в наших богослужебных книгах — драгоценный плод веры святых, сохранить который Церковь считает своей прямой обязанностью! Да и вообще, «свет для всех человеков— монашеское житие»… У кого же брать пример духовности мирским людям, если не у монахов?» (преподаватель Минского духовного училища Андрей Ахметши).
В Православной Церкви установлен суточный круг богослужений. В него входят вечерня, повечерие, полунощницы, утреня, первый час, третий час, шестой час, девятый час, Божественная Литургия.
Описывая сотворение Богом мира, пророк Моисей начинает «день» с вечера. В Православной Церкви день также начинается с вечера.
Вечерня — это служба, которая совершается в конце дня, вечером. Она призвана воздать благодарение Богу за прошедший день.
Повечерие — служба, на которой верующие просят Господа о прощении грехов, о даровании им покоя для тела и души, просят сохранить от козней диавола во время сна.
Полунощница предназначена для совершения ее в полночь, в воспоминание ночной молитвы Иисуса Христа в Гефсиманском саду. Эта служба призывает верующих быть всегда готовыми к дню Страшного Суда.
Утреня — служба, предназначенная для совершения утром, перед восходом солнца. На этой службе возносится благодарение Богу за прошедшую ночь.
Первый час, соответствующей нашему седьмому часу утра, освящает молитвою уже наступивший день.
На третьем часе, соответствующем нашему девятому часу утра, вспоминается сошествие Святого Духа на апостолов.
Шестой час, соответствующий нашему двенадцатому часу дня, призван напомнить о распятии Спасителя.
На девятом часе, соответствующем нашему третьему пополудни, вспоминается Крестную смерть Иисуса Христа.
Божественная Литургия есть самое главное Богослужение. На ней вспоминается вся земная жизнь Господа и совершается таинство Святого Причащения. Оно было установлено Самим Спасителем на Тайной Вечери. Литургия служится утром, до обеда.
Кроме книг Священного Писания (Евангелия, Апостола, Псалтири) для совершения церковных богослужений используются специальные церковно-богослужебные книги. В них содержатся богослужебные тексты (тропари, кондаки, стихиры, каноны и другие).
Священнослужители во время богослужений пользуются Служебником, в котором указаны чин вечерни, утрени и Литургии.
Чтецы и певчии на клиросе руководствуются Часословом. В нем приведены тексты молитв всех повседневных служб, за исключением Литургии.
Чинопоследование Святых Таинств (Крещение, Миропомазание, Венчание, Соборование, Исповедь) размещено в Требнике. Также в нем указан порядок других священнодействий, не вошедших в состав храмовых богослужений на каждый день. В их число входят отпевание и погребение усопших, освящение воды, молитвы на воцерковление ребенка и прочее.
Для совершения служб праздников, имеющих постоянную фиксированную дату, используются церковные сборники под общим названием Минеи.
В Месячную Минею включены службы святым на каждый день года. По количеству месяцев она разделена на 12 томов. В Общую Минею вошли песнопения целым ликам святых (пророкам, апостолам, мученикам и так далее). Ее используют в богослужении, когда отсутствует специальная служба конкретному святому. Праздничная Минея содержит в себе чинопоследования Великих Праздников.
Для подвижных праздников используется Триодь. Она бывает Простая (для дней Великого поста) и Цветная (для дней от Пасхи до девятого воскресенья после него). Название этих книг (Триодь) связано с тем, что они содержат в себе сокращенные каноны из 3-х песней (в обычном варианте канон состоит из 9 песней).
В Русской Церкви тексты изменяемых молитвословий на каждый день находятся в книге Октиох, состоящей из восьми разделов. В ней находятся песнопения суточного круга: вечерни, повечерия, утрени и Божественной Литургии, а для воскресных дней, кроме того, — малой вечерни и полунощницы. Все эти песнопения по способу пения разделяются на восемь гласов (отсюда название книги), или напевов, из которых каждый употребляется в продолжение одной недели.
Подробное последование богослужения на каждый день для клироса и священнослужителей находится в Типиконе.
Слово «Типикон» происходит от греческого слова «Τυπικόν», что означает «образец». Появление первых Типиконов относится к 3-4 векам при появлении монашества в пустынях Египта и Палестины. Типикон считается общепризнанным богослужебным эталоном. Опираясь на него, в приходской храмах происходит частичное или полное сокращение богослужений на день (суточного круга). Это связано с тем, что сейчас в храмах ежедневно совершаются неуставные богослужения, то есть читаются акафисты, молебны, панихиды. Такая «свобода» иногда допускается Типиконом.
В Православном мире значимость Типикона настолько велика, что при посвящении в священные степени священнослужителями дается присяга на соблюдение Церковного Устава (Типикона). А в монастырях во время трапезы братии вместе с поучениями Святых Отцов происходит чтение отдельных глав Типикона.
В начале 20 века доктором церковной истории профессором Киевской духовной академии Михаилом Николаевичем Скабаллановичем была составлена книга «Толковый Типикон». В ней подробно изложена история написания богослужебного Устава с пояснениями отдельных частей Типикона.
В настоящее время полное последование богослужений на каждый день можно найти в ежегодно выпускаемом Московской патриархией руководстве под названием “Богослужебные указания на каждый год”. Оно составлено в соответствии с Богослужебным Уставом и учитывает существующее многообразие литургической практики. В ней представлены службы разным святым на выбор.
В Богослужебных указаниях на каждый день оговорено, какая служба должна совершаться (например, на 21 мая 2020 — служба апостола и евангелиста Иоанна Богослова вместе со службой преподобного Арсения Великого и службой Триоди), порядок чтения Евангелия, согласно календарю. Также указывается какие поются антифон, стихиры, прокимен, тропарь, величание. Указывается, положено ли совершать полиелей (пение псалмов 134 и 135). Отмечены особенности чтения канона в этот день.
Каждый год книга «Богослужебные указания» дополняется. Так, например, на 2020 год особое внимание уделено богослужениям в честь Новомучеников и исповедников с учетом новых празднований. Книга очень удобна для использования, это настольное последование богослужений на каждый день.
С другой стороны, это приводит к тому, что теперь не каждый православный храм в России имеет Типикон. Следует отметить, что на основе Типикона составлено Последование богослужений для домашнего совершения при отсутствии возможности посещения храмов.