Пояс Богородицы – святыня или талисман?

Что такое Пояс Богородицы?

Пояс Богородицы – предмет одеяния Девы Марии, который Она, согласно, Преданию, сама соткала из верблюжьей шерсти. После окончания земной жизни Богоматери Её пояс стал христианской святыней. Прежде чем узнать историю и особенности почитания этой реликвии, ознакомимся с кратким житием Богородицы.

пояс Богородицы
Пояс Богородицы

Житие Девы Марии

Дева Мария – земная Мать Сына Божьего, Спасителя человечества Иисуса Христа. Она была простой еврейской девушкой из Назарета, в детстве воспитывалась при храме. Позднее обручилась с богобоязненным плотником Иосифом, но оставалась благочестивой девственницей. Бог избрал Марию для величайшего служения, и Она со смирением приняла Его волю.

Посредством Святого Духа Мария непорочно зачала и родила долгожданного Спасителя, о Котором пророчествовал Ветхий Завет. Святой мученик Иустин Философ пишет:

«Сила Божья, нашедшая на Деву, осенила Её и сделала плодоносящей» («Апологии»).

В течение земной жизни Сына Мария дольше, чем кто-либо из людей, пребывала рядом с Ним, напитываясь Божественным Словом и Благодатью. Во время казни Христа на кресте Богоматерь находилась рядом и разделяла Его страдания. Позднее воскресший Спаситель явился Матери и Своим ученикам. Также Богородица была свидетельницей Его Вознесения.

Своим Воскресением Богочеловек Христос искупил наши грехи, а Вознесением – проложил человеку дорогу в Царствие Небесное. Преподобный Ефрем Сирин называет Марию дочерью Света, через Которую озарился весь омраченный грехопадением мир («Творения»). После Вознесения на апостолов и Марию сошёл Святой Дух. Они обрели дар проповеди и чудотворения, с помощью которого распространяли Христову веру по всему миру.

Богоматерь скончалась в преклонном возрасте, в окружении учеников Своего Сына. Позднее они обнаружили Её гробницу пустой. Там лежало лишь благоухающее одеяние Марии. Церковь учит, что Господь воскресил и торжественно вознёс Матерь на небо, где Она продолжила Своё служение Богу и людям. Святитель Игнатий (Брянчанинов) пишет:

«Ей даны особенная власть и особенное дерзновение ходатайствовать пред Богом о человечестве».

Церковь не обожествляет Богоматерь. Но христиане почитают Деву Марию как Царицу Небесную, которая превыше всех ангелов и святых. Иерей Александр Пикалёв отмечает:

«Христос назвал Ее матерью, а Она Его – Сыном. Что может быть ближе этого? Будучи связанными со Христом в Таинстве Крещения, христиане теснейшим образом духовно связаны и с Его Матерью».

Пояс Богородицы: история святыни

Существует несколько версий обретения ранними христианами Пояса Богоматери. Согласно первой, Пречистая ещё в земной жизни передала реликвию апостолу Фоме. Другое же предание гласит, что Она послала апостолу Пояс с неба, уже после Своей смерти и воскресения. Это был утешительный подарок Фоме. Ведь он оказался единственным из ближайших учеников Христа, кто не успел проститься с Марией перед Её кончиной.

Сюжет с Фомой нашёл отражение в православной иконографии и католической живописи. Также на монашеской горе Афон (Греция) есть фреска 6-го века, на которой изображён Фома, приносящий Пояс другим апостолам. Богоматерь посетила Афон в земной жизни и благословила это место. Поэтому оно издревле называется Святой Горой.

В первые века христианства Пояс Пресвятой Богородицы хранился в Иерусалиме или Малой Азии. Примерно в 4-6 веках святыню торжественно перенесли в столицу Византии – Константинополь. Это было первое торжественное положение Пояса. В конце 9-го столетия святой Иосиф Песнописец составил канон в честь этого события.

Второе положение святыни произошло на рубеже 9-10 веков при византийском императоре Льве VI. Согласно преданию, его супруга была одержима бесом. Было открыто свыше, что она исцелится от Пояса Девы Марии. Император и патриарх открыли ковчег с тысячелетней реликвией и увидели, что та не поддалась тлению. Императрица приложилась к Поясу и исцелилась. Святыню вновь с почестями поместили в храмовую сокровищницу.

В память о чуде и двух положениях Пояса был установлен ежегодный праздник – Положение честного пояса Пресвятой Богородицы. Он совершается Православной Церковью 13 сентября.

Местоположения реликвии

В 10 веке Пояс Богоматери разделили на несколько частей, позднее увезенные в разные страны. Сегодня различные части Пояса находятся на Афоне, Кипре, во Франции, Грузии, России и других государствах. В нашей стране приложиться к частицам святыни можно в московском храме пророка Илии Обыденного, а также в Казанском соборе Санкт-Петербурга.

Якобы принадлежавший Богоматери верблюжий пояс хранится также в сирийском городе Хомс. Существует предание, что апостол Фома взял эту реликвию в Индию, где проповедовал и принял мученическую кончину. Там пояс находился до 5 века, пока не был привезён в Сирию. Долгое время он считался утраченным. Но в середине прошлого столетия святыня случайным образом была обретена и выставлена в церкви для поклонения.

Пояс Богородицы: пребывание в России

Осенью 2011 года крупный фрагмент Пояса Богородицы, принадлежащий афонскому монастырю Ватопед, был торжественно привезён в Россию для поклонения верующими. В Средние века византийские императоры брали святыню в военные походы. Однажды болгарское войско отбило реликвию у византийцев. Позднее она перешла в руки сербского князя Лазаря. В 14 веке он преподнёс Пояс в дар монастырю Святой Горы.

С тех пор афонский Пояс Богоматери не покидал пределы Греции. И хотя святыню приглашали к себе многие страны, исключение было сделано лишь для России. Святой Пояс находился в нашей стране в течение 39 дней. Он побывал в 14 городах, а также в Серафимо-Дивеевском монастыре. Реликвию перевозили в поездах и на специальном самолёте в сопровождении афонских монахов. Святыне поклонилось более 3 млн российских верующих, среди которых и первые лица государства. В Москве живая очередь к христианской реликвии растянулась на 8 км. Всего в столице к святыне пришло около 500 тыс. человек.

Из-за большого количества паломников срок пребывания Пояса в России продлевали, а расписание дополняли новыми городами. Множество волонтёров участвовало в раздаче верующим освящённых иконок Богородицы и миниатюрных поясков. В честь прибытия святыни в российских городах служились молебны и проводились крестные ходы.

Пребывание афонского Пояса Богоматери в России стало беспрецедентным религиозным событием. Вышедшее далеко за пределы внутрицерковной жизни, оно обрело общенациональный характер. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл тогда отметил:

«Разве эти бесконечные очереди [к Поясу], которые поразили сознание современных россиян, не являются выражением великой веры народа, в ответ на которую Бог дает нам чудо?».

Пояс Богородицы — чудеса

За две тысячи лет истории Пояса Богородицы было явлено неисчислимое множество связанных с ним чудес. В древности жители одного селения попросили привезти к ним эту великую святыню. Их желание было исполнено. Некоторое время монахи с реликвией пребывали в доме местного священника. Его супруга тайком отрезала для себя часть Пояса. Когда же монахи собрались покидать селение на корабле, он не смог сдвинуться с места. Море при этом было спокойное. Жена священника осознала свою вину, раскаялась и вернула украденное. После этого судно смогло отойти от берега.

Кому помог пояс Пресвятой Богородицы? В середине 19 века Константинополь страдал от эпидемии холеры. Стоило лишь кораблю со Святым Поясом подойти к берегам города, как зараза исчезла. В конце того же столетия жители селения в Малой Азии позвали монахов со Святым Поясом, чтобы Богородица избавила их поля и сады от нашествия саранчи. Когда корабль со святыней прибыл в местную гавань, полчища насекомых поднялись в небо и навсегда улетели в сторону моря.

В Константинополе некий житель попросил принести Святой Пояс к нему домой. Он хотел, чтобы его сын исцелился от страшной болезни. Когда святыню принесли, юноша уже был мёртвым. Пояс приложили к почившему, и он ожил.

Афонские монахи изготавливают маленькие пояски, освящают их на Поясе Богоматери и распространяют среди верующих. Неоднократно отмечалось, что через эти благодатные предметы Богоматерь исцеляла бесплодных женщин и тяжело больных.

В российских СМИ распространился рассказ священнослужителя об исцелении от привезённого Святого Пояса мужчины, который был болен раком в последней стадии. А слабовидящая христианка из Екатеринбурга отметила, что после поклонения святыне у неё значительно улучшилось зрение. СМИ сообщали о всплеске рождаемости в России после пребывания в стране Пояса Богоматери. Также отмечались случаи рождения детей у пар, которые испытывали трудности с зачатием.

Не талисман или амулет, а святыня

Пояс Богородицы – для чего нужен? Православным христианам следует помнить, что сама по себе религиозная реликвия не может исцелять людей и исполнять их просьбы. Это не оберег, не талисман, не амулет, а святыня. То есть носитель Божественной благодати. Чудеса происходят именно по воле Господа, который смотрит на душу человека. Патриарх Кирилл наставляет:

«В Церкви не никакой магии, человек ничего не получает автоматически. Он получает в ответ на свою молитву, на свою веру и на свое стремление и готовность жить по Божиему закону».

Афонские монахи, распространяя миниатюрные освящённые пояски, прикладывают к ним памятку, которая учит правильно относиться к святыне и чуду. В ней указано, что Господь и Богоматерь помогают, прежде всего, тем, кто живёт в покаянии и участвует в Церковных Таинствах. Таким образом, нам необходимо прикладывать собственные усилия для связи с Богом и спасения, а не беспечно ждать помощи свыше.

Также в афонских памятках говорится, что после чудесной помощи Бога нужно не расслабляться, а продолжать трудиться над собой в течение всей жизни. Игумен Нектарий (Морозов) отмечает:

«Источник чудес – не Пояс, не икона и не какая-то иная святыня. Чудеса творит живой Бог по молитвам Божией Матери и святых. Но когда человек прикасается к святыне, открываются какие-то потаенные двери его собственного сердца. Господь получает возможность войти в жизнь этого человека и что-то в ней изменить».

Игумен Нектарий добавляет, что совершенно неважно, как мы приложимся ко святыне: головой, руками или просто постоим рядом. Главное – прикоснуться к ней своим сердцем.

Молитвы Богородице в честь Её Святого Пояса

Тропарь, глас 8

Богоро́дице Присноде́во, челове́ков покро́ве, ри́зу и по́яс пречи́стаго Твоего́ телесе́, держа́вное гра́ду Твоему́ обложе́ние дарова́ла еси́, безсе́менным рождество́м Твои́м нетле́нна пребыва́ющи, о Тебе́ бо и естество́ обновля́ется и вре́мя. Те́мже мо́лим Тя мир гра́ду Твоему́ дарова́ти и душа́м на́шим ве́лию ми́лость.

Кондак, глас 4

Честна́го по́яса Твоего́ положе́ние пра́зднует днесь Твой, Препе́тая, храм, и приле́жно взыва́ет Ти: ра́дуйся, Де́во, христиа́н похвало́.

Молитва

О Пресвята́я Госпоже́ Влады́чице Богоро́дице, вы́шши еси́ всех А́нгел и Арха́нгел, и всея́ тва́ри честне́йши, Помо́щница еси́ оби́димых, ненаде́ющихся наде́яние, убо́гих Засту́пница, печа́льных утеше́ние, а́лчущих корми́тельница, наги́х одея́ние, больны́х исцеле́ние, гре́шных спасе́ние, христиа́н всех поможе́ние и заступле́ние.

О Всеми́лостивая Госпоже́, Де́во Богоро́дице Влады́чице, ми́лостию Твое́ю спаси́ и поми́луй Вели́каго Господи́на и Отца́ на́шего Кирилла, Святе́йшаго Патриа́рха Моско́вскаго и всея́ Руси́, и святе́йшия патриа́рхи правосла́вныя, и преосвяще́нныя митрополи́ты, архиепи́скопы и епи́скопы, и весь свяще́ннический и и́ноческий чин, Богохрани́мую страну́ на́шу Росси́йскую, град сей, вла́сти и во́инства ея́, и вся правосла́вныя христиа́ны ри́зою Твое́ю честно́ю защити́, и умоли́, Госпоже́, из Тебе́ без се́мене воплоти́вшагося Христа́ Бо́га на́шего, да препоя́шет нас си́лою Свое́ю свы́ше, на неви́димыя и ви́димыя враги́ на́ша.

О Всеми́лостивая Госпоже́ Влады́чице Богоро́дице, воздви́гни нас из глубины́ грехо́вныя и изба́ви нас от гла́да, губи́тельства, от тру́са и пото́па, от огня́ и меча́, от нахожде́ния иноплеме́нных и междоусо́бныя бра́ни, и от напра́сныя сме́рти, и от нападе́ния вра́жия, и от тлетво́рных ветр, и от смертоно́сныя я́звы, и от вся́каго зла.

Пода́ждь, Госпоже́, мир и здра́вие рабо́м Твои́м, всем правосла́вным христиа́ном, и просвети́ им ум и о́чи серде́чныя, е́же ко спасе́нию; и сподо́би ны, гре́шныя рабы́ Твоя́, Ца́рствия Сы́на Твоего́, Христа́ Бо́га на́шего, я́ко держа́ва Его́ благослове́нна и препросла́вленна, со Безнача́льным Его́ Отце́м, и с Пресвяты́м, и Благи́м, и Животворя́щим Его́ Ду́хом, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в, ами́нь.

Предыдущая запись Икона «Млекопитательница» – история и почитание
Следующая запись Акафист “Всех скорбящих Радость”