Правило от осквернения — история, значение, текст

Ветхозаветное очищение от осквернения

Закон Ветхого Завета предписывал людям ряд правил сохранения чистоты. Эти правила были связаны не с гигиеной, а с духовным состоянием человека. После Воскресения Господа Иисуса Христа строгое соблюдение ветхозаветных ритуалов для верующих уже не имело  значения. Однако некоторые правила, например, сохранение от телесного осквернения, сохраняют актуальность и в Православии. Дело в том, что они помогают поддерживать душу в чистоте. В ветхозаветное время предписывалось омыть водой тело и одежду. А при определенном осквернении ещё и через неделю принести в храм жертву, двух птенцов (Книга Левит, 14:1-15). В Православии же имеются специальное правило от осквернения и молитва от осквернения во сне. Что это такое? В каких случаях необходимо читать?

правило от осквернения
Правило от осквернения

Что такое осквернение в Православии

Термин «осквернение» в Православии имеет несколько значений:

  • действия, связанные с поруганием святыни (осквернение храма, мощей святых, христианских реликвий);
  • действия, не соответствующие нравственным и религиозным правилам (осквернение духовной чистоты блудными мечтаниями);
  • нарушения религиозных предписаний (осквернение идолопоклонством); 
  • нарушения ритуальных правил о чистоте, которые прописаны пророком Моисеем (прикосновение к мертвецу, блуд).

В современной церковной практике правило от осквернения связано с непроизвольным истечением семени (поллюция) у мужчин во сне. Церковь различает истечение у мужчин по естественным и греховным причинам. К естественным причинам относится непроизвольное ночное семяизвержение как нормальное проявление деятельности мужских семенных желез. К греховным причинам относятся блудные сновидения и мечтания. Зачастую этому способствуют:

  • чрезмерное употребление алкоголя. Под воздействием спиртного человек, потеряв контроль над мыслями и эмоциями, легко предается похоти, 
  • объедение (прожорливое пресыщение способствует накоплению избытка влаги, что приводит к истечению),
  • рукоблудие (искусственная стимуляция приводит к учащению истечению семени), 
  • мысли после просмотра непристойных видео и изображений, «разжигающих» плоть.

Грехом признаются не физиологические следствия, а способствующие этому греховные страсти и порождаемые ими желания. Согласно 1-го правила святителя Афанасия Великого (295-373), лишь греховное истечение семени во сне оскверняет человека. Причем человек не считается оскверненным, если состоял в супружеских отношениях.

«… брачное дело только отвлекает от этого, а не производит осквернения» (святитель Феофан Затворник, 1815-1894).

Как появилось правило от осквернения

Святитель Григорий Двоеслов (540-604) предписывал мужчине, осквернившемуся блудными видениями во сне

«отмыться водой разумения, которая омоет грех помышления слезами его».

То есть осознание греховного состояния и принесение искреннего покаяния способствует очищению от осквернения.

Святитель Василий Великий (330-379) составил молитву от осквернения и составлено специальное Правило от осквернения. Его можно найти в современных православных молитвословах. Прибегать к Правилу рекомендуется мужчинам при ночном истечении семени по причинам греховных действий. О случившимся ночном истечении также следует исповедаться духовнику.

Молитва от осквернения рукоблудием — признание греховного поступка, сожаление о содеянном, моление об очищении грешной души. Следует отметить, что правило от осквернения для женщин не предусмотрено. Ведь женские ежемесячные истечения являются естественным физическим процессом. Только сознательно совершенные плохие поступки, исходящие из сердца, являются причинами осквернения души человека (Евангелие от Матфея, 15:18-20). В данном случае, грех похоти приводит к самопроизвольному истечению у мужчин.

Для кого требуется правило от осквернения

Для мужчин актуален вопрос: ночное осквернение истечением семени препятствует ли причащению? По византийской традиции, нельзя приступать к Причастию, если произошедшее вызвано похотливыми помыслами. В Номоканоне (сборнике церковных правил) Иоанна Постника (6 век) за осквернение во сне предусмотрена епитимья. Она заключалась в отстранении от Таинства Причащения на один день для совершения покаянного молитвенного правила. 

«Человек может оскверниться только посредством греха, и поэтому единственным препятствием к приобщению Святыни есть грех. Все видимые происшествия, которые случаются с человеком, в большинстве – результат греховной жизни и страстной наклонности. Если человек одержим страстью гнева, то и внешние проявления не замедлят проявиться; если кто одержим чревоугодием, то по нему будет видно, что он чревоугодник. Также и страсть блуда иногда проявляется и в таких действиях плоти, как семяизвержение. Но здесь следует внимательно разобраться в причинах. Организму человека естественно освобождаться от накопившейся «влаги». Если осквернение – естественное проявление организма и сознание в этом не участвует, то греха нет. Если извержение семени произошло из-за причин, исходящих от человека, то здесь уже следует опытному духовнику рассудить правильно» (священник Николай Каров).

Правило от осквернения (с переводом на русский)

Внегда случится кому искуситися во сне по действу диаволю. Востав от одра, творит поклоны, глаголя:Когда случится кому искуситься во сне по действию диавольскому, он, восстав от одра, совершает поклоны, говоря:
Боже, милостив буди мне, грешному.Боже, будь милостив ко мне, грешному.
Затем начало обычное
Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу.Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу.Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему.Придите, поклонимся Царю нашему, Богу.Придите, поклонимся и припадем ко Христу, Царю, нашему Богу.Придите, поклонимся и припадем к Самому Христу, Царю и Богу нашему.
Псалом 50
Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое. Наипаче омый мя от беззакония моего, и от греха моего очисти мя; яко беззаконие мое аз знаю, и грех мой предо мною есть выну. Тебе Единому согреших и лукавое пред Тобою сотворих, яко да оправдишися во словесех Твоих, и победиши внегда судити Ти. Се бо, в беззакониях зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя. Се бо, истину возлюбил еси; безвестная и тайная премудрости Твоея явил ми еси. Окропиши мя иссопом, и очищуся; омыеши мя, и паче снега убелюся. Слуху моему даси радость и веселие; возрадуются кости смиренныя. Отврати лице Твое от грех моих и вся беззакония моя очисти. Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей. Не отвержи мене от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отыми от мене. Воздаждь ми радость спасения Твоего и Духом Владычним утверди мя. Научу беззаконыя путем Твоим, и нечестивии к Тебе обратятся. Избави мя от кровей, Боже, Боже спасения моего; возрадуется язык мой правде Твоей. Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою. Яко аще бы восхотел еси жертвы, дал бых убо: всесожжения не благоволиши. Жертва Богу дух сокрушен; сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит. Ублажи, Господи, благоволением Твоим Сиона, и да созиждутся стены Иерусалимския. Тогда благоволиши жертву правды, возношение и всесожегаемая; тогда возложат на oлтарь Твой тельцы.Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей и по множеству щедрот Твоих изгладь беззаконие моё; совершенно омой меня от беззакония моего, и от греха моего очисти меня. Ибо беззаконие моё я знаю, и грех мой всегда предо мною. Тебе, Единому, я согрешил и злое пред Тобою сотворил, – да будешь оправдан в словах Твоих и победишь, если вступят с Тобою в суд. Ибо вот, я в беззакониях зача́т, и во грехах родила́ меня мать моя. Ибо вот, Ты истину возлюбил, сокрытое и тайное премудрости Твоей мне открыл. Ты окропи́шь меня иссо́пом – и буду очищен; омоешь меня – и сделаюсь белее снега, дашь мне услышать радость и веселие – возрадуются кости униженные. Отврати лицо Твоё от грехов моих и все беззакония мои изгладь. Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и Дух Правый обнови внутри меня. Не отринь меня от лица́ Твоего и Духа Твоего Святого не отними от меня. Возврати мне радость спасения Твоего и Духом Владычественным утверди меня. Научу беззаконных путям Твоим, и нечестивые к Тебе обратятся. Избавь меня от крове́й, Боже, Боже спасения моего, возрадуется язык мой правде Твоей. Господи, Ты откроешь уста мои, и уста мои возвестят хвалу Твою. Ибо если бы жертвы Ты восхотел, я дал бы её, – к всесожжениям не будешь благоволи́ть. Жертва Богу – дух сокрушённый, се́рдца сокрушённого и смиренного Бог не пре́зрит. Облагодете́льствуй, Господи, во благоволе́нии Твоём Сион, и да будут воздвигнуты стены Иерусалима, – тогда примешь благосклонно жертву правды, возношение и всесожжения, тогда возло́жат на алтарь Твой тельцов.
И тропари, глас 7
Пастырю добрый, душу Твою положивый о нас, / сведый сокровенная, содеянная мною, / Едине Блаже, упаси мя разумом заблуждшаго, / и исхити мя от волка, Агнче Божий, / и помилуй мя.
Отягчен сном уныния, / помрачаюся прелестию греховною: / но даруй ми утро покаяния, / просвещая очи мысленныя, Христе Боже, / просвещение души моея, и спаси мя.
Мглою греховною и сластьми житейскими сплетаем / ум окаянныя души моея, страсти различныя раждает, / и в помысл умиления не приходит. / Но ущедри, Спасе, смирение мое, / и даждь ми помысл умиления, / да и аз спасаем прежде конца воззову благоутробию Твоему: / Господи Христе Спасе мой, / отчаяннаго спаси мя и недостойнаго.

Яко впадый в разбойники, и уязвен, / тако и аз впадох во многия грехи, / и уязвена ми есть душа. / К кому прибегну повинный аз: / токмо к Тебе, милосердому душ Врачу: / излей на мя, Боже, великую Твою милость.
Слава: Яко блудный сын, приидох и аз, Щедре: / приими мя, Отче, возвращающася, / яко единаго от наемник Твоих, Боже, и помилуй мя.
И ныне, Богородичен: Избави, Богородице, от обдержащих нас грехов: / яко иного упования вернии не имамы, разве Тебе, / и от Тебе рождшагося Господа.
Таже: Господи, помилуй, 40.И поклонов 50, с молитвою: Боже, милостив ми буди, и прости мя, блуднаго, за имя Твое Святое.
Пастырь добрый, положивший душу Свою за нас! / Ты знаешь сокровенное, содеянное мною: / Единый Благой, наставь меня, разумом заблудшего, / и исторгни меня от волка, Агнец Божий, / и помилуй меня.Отягченный сном уныния, / я омрачаюсь обольщением греха: / но даруй мне утро покаяния, / просвещая мои очи мысленные, Христе Боже, / просвещение души моей, и спаси меня.
С мглою греха и с наслаждениями житейскими сплетаясь, / ум несчастной моей души страсти различные рождает / и к помыслам сокрушения не приходит. / Но сжалься, Спаситель, над унижением моим, / и подай мне помысел сокрушения, / дабы и я, спасаемый, прежде конца воззвал милосердию Твоему: / “Господи, Христе Спаситель мой! / Спаси меня, отчаявшегося и недостойного!”Как попавшийся разбойникам и израненный, / так и я впал во многие грехи, / и изранена моя душа. / К кому прибегну я, виновный? / – Только к Тебе, милосердому душ Врачу: / излей на меня, Боже, великую Твою милость.
Слава: Как блудный сын пришел и я, о Милосердный! / Прими меня, Отче, возвращающегося, / как одного из наемников Твоих, Боже, и помилуй меня.
И ныне, Богородичен: Избавь нас, Богородица, / от пленивших нас грехов: / ибо иной надежды мы, верные не имеем, кроме Тебя, / и от Тебя рожденного Господа
Затем: Господи, помилуй (40).И 50 поклонов, с молитвой: Боже, милостив ми буди, и прости мя блудного за имя Твое Святое.
Затем молитва святого Василия Великого
Паки запят бых окаянный умом и лукавым обычаем, работая греху. Паки князь тьмы и страстных сладостей родитель, пленена мя сотвори, и якоже раба смиреннаго, того хотением, и желанием плотским работати принуждает мя. И что сотворю, Господи мой, и Избавителю, и Заступниче, уповающим на Тя, аще не к Тебе паки возвращуся и постеню, и милости испрошу о содеянных мною; но боюся и трепещу, да не како всегда исповедаяся, и отступити злых обещаваяся, и на кийждо час согрешая: и не воздав молитвы моея Тебе Богу моему, долготерпение Твое воздвигну к негодованию. И кто стерпит гнева Твоего, Господи; ведый убо множество щедрот Твоих, и пучину человеколюбия Твоего, паки возверзаю себе на милость Твою, и взываю Ти: еже согреших, прости. Помилуй мя, падшаго, даждь ми руку помощи, в тине сластей погруженному. Не остави, Господи, создание Твое растлитися беззаконьми моими и грехи моими, но обычным Твоим милосердием и благостию принуждаем, избави от кала и скверны телесныя и страстных помышлений, оскверняющих всегда душу мою окаянную: се бо, Господи, якоже зриши, несть в ней места чиста, но вся проказися, и все тело объят язва. Сам убо, Человеколюбче, врачу душ и телес, и милости источниче, очисти ту слез моих течением, сих изливая на мя обильно: излей на мя человеколюбие Твое, и даждь ми исцеление и очищение, и исцели сокрушение мое, и не отврати лица Твоего от мене, да не якоже вещь, пояст мя отчаяния огнь, но якоже рекл еси, неложный Боже, яко велия радость бывает на небеси о едином грешнице кающемся, сие сотвори и на мне, грешнем, и не затвори ушию благоутробия Твоего, в молитве покаяния моего, но отверзи их, и яко кадило исправи ту пред Тобою: веси бо немощь естества, Создателю, и удобь поползновение юности, и тяжесть тела, и презираеши грехи, и покаяние приемлеши призывающих Тя истиною. Яко благословися и прославися пречестное и великолепое имя Твое, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.Снова был повержен я, несчастный, умом и злым обычаем служа греху. Снова князь тьмы и страстных наслаждений породитель пленником сделал меня, и как покорного раба, принуждает меня служить его воле и вожделениям плоти. И что мне делать, Господи мой, и Искупитель, и Заступник уповающим на Тебя, если вновь к Тебе не возвратиться, и восстенать, и испросить милости о соделанном мною? Но боюсь и трепещу, чтобы всегда исповедаясь, и обещая отступить от зла, однако каждый час согрешая и не исполняя обета моего Тебе Богу моему, долготерпение Твое не воздвигнуть к негодованию. И кто стерпит гнев Твой, Господи! Но зная великое сострадание Твое и пучину человеколюбия Твоего, снова вверяю себя милости Твоей и взываю Тебе: В чем я согрешил, прости! Помилуй меня падшего, дай мне руку помощи, в тине наслаждений погрязшему. Не оставь, Господи, создание Твое растлиться беззакониями моими и грехами моими; но обычным Твоим милосердием и благостию побуждаем, избавь от грязи и скверны телесной и страстных помышлений, оскверняющих всегда душу мою злосчастную. Вот, Господи, как Ты видишь, нет в ней чистого места, но вся она в проказе, и все тело покрыла язва. Итак, Сам, Человеколюбец, врач душ и тел и милости источник, очисти ее слез моих течением, изливая их из глаз моих обильно; излей на меня человеколюбие Твое, и подай мне исцеление и очищение, и исцели рану мою, и не отврати лица Твоего от меня, дабы как хворост не поглотил меня огонь отчаяния. Но как сказал Ты, неложный Боже, что великая радость бывает на небесах об одном грешнике кающемся, так поступи и со мною грешным, и не затвори ушей благосердия Твоего к молитве покаяния моего, но отверзи их, и как фимиам направь ее пред лицо Твое. Ведь известны Тебе, Создателю, немощь естества, и легкость преткновения в юности, и тяжесть тела; и Ты не взираешь на грехи, и принимаешь покаяние призывающих Тебя во истине. Ибо благословенно и прославлено многочтимое и величественное имя Твое, Отца и Сына и Святого Духа, ныне и всегда, и во веки веков. Аминь.
Молитва вторая, также святого Василия
Многомилостиве, нетленне, нескверне, безгрешне Господи, очисти мя, непотребнаго раба Твоего, от всякия скверны плотския и душевныя, и от невнимания и уныния моего прибывшую ми нечистоту, со инеми беззаконии моими, и яви мя нескверна, Владыко, за благость Христа Твоего, и освяти мя нашествием Пресвятаго Твоего Духа: яко да возбнув от мглы нечистых привидений диавольских, и всякия скверны, сподоблюся чистою совестию отверсти скверная моя и нечистая уста, и воспевати всесвятое имя Твое, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.Многомилостивый, нетленный, непорочный, безгрешный Господи, очисти меня, непотребного раба Твоего, от всякой скверны плотской и душевной, и от невнимания и уныния моего случившуюся со мной нечистоту со всеми прочими беззакониями моими, и яви меня чуждым скверны, Владыка, по благости Христа Твоего, и освяти меня наитием Пресвятого Твоего Духа; чтобы очнувшись от мглы нечистых призраков диавольских и всякой скверны, я удостоился с чистою совестью открыть мои скверные и нечистые уста, и воспевать всесвятое имя Твое, Отца и Сына и Святого Духа, ныне и всегда, и во веки веков. Аминь.
Молитва третья
Господи Боже наш, еже согреших во дни сем словом, делом и помышлением, яко Благ и Человеколюбец прости ми. Мирен сон и безмятежен даруй ми. Ангела Твоего хранителя посли, покрывающа и соблюдающа мя от всякаго зла, яко Ты еси хранитель душам и телесем нашим, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.Господи, Боже наш, всё, в чём я согрешил сегодня словом, делом и помышлением, как благой и Человеколюбец, прости мне. Мирный сон и безмятежный даруй мне. Ангела Твоего хранителя пошли, защищающего и сохраняющего меня от всякого зла. Ибо Ты – хранитель душ и тел наших, и Тебе славу воссылаем, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь.
Молитва четвертая, святого Иоанна Златоуста
Господи, не лиши мене небесных Твоих благ.Господи, избави мя вечных мук.Господи, умом ли или помышлением, словом или делом согреших, прости мяГосподи, избави мя всякаго неведения и забвения, и малодушия, и окамененнаго нечувствия.Господи, избави мя от всякаго искушения.Господи, просвети мое сердце, еже помрачи лукавое похотение.Господи, аз яко человек согреших, Ты же яко Бог щедр, помилуй мя, видя немощь души моея.Господи, посли благодать Твою в помощь мне, да прославлю имя Твое святое.Господи Иисусе Христе, напиши мя раба Твоего в книзе животней и даруй ми конец благий.Господи, Боже мой, аще и ничтоже благо сотворих пред Тобою, но даждь ми по благодати Твоей положити начало благое.Господи, окропи в сердце моем росу благодати Твоея.Господи небесе и земли, помяни мя грешнаго раба Твоего, студнаго и нечистаго, во Царствии Твоем. Аминь.Господи, в покаянии приими мя.Господи, не остави мене.Господи, не введи мене в напасть.Господи, даждь ми мысль благу.Господи, даждь ми слезы и память смертную, и умиление.Господи, даждь ми помысл исповедания грехов моих.Господи, даждь ми смирение, целомудрие и послушание.Господи, даждь ми терпение, великодушие и кротость.Господи, всели в мя корень благих, страх Твой в сердце мое.Господи, сподоби мя любити Тя от всея души моея и помышления и творити во всем волю ТвоюГосподи, покрый мя от человек некоторых, и бесов, и страстей, и от всякия иныя неподобныя вещи.Господи, веси, яко твориши, якоже Ты волиши, да будет воля Твоя и во мне грешнем, яко благословен еси во веки. Аминь.Господи, не лиши меня небесных Твоих благ.Господи, избавь меня от вечных мук.Господи, умом ли или мыслью, словом или делом я согрешил – прости меня.Господи, избавь меня от всякого неведения, и забвения, и легкомыслия, и окаменелого бесчувствия.Господи, избавь меня от всякого искушения.Господи, просвети сердце моё, помраченное злым пожеланием.Господи, я как человек согрешил, но Ты, как Бог щедрый, помилуй меня, видя немощь души моей.Господи, пошли благодать Твою в помощь мне, чтобы я прославил имя Твоё святое.Господи, Иисусе Христе, впиши меня, раба Твоего, в книгу жизни и даруй мне конец благой.Господи, Боже мой, хотя я и не сделал ничего доброго пред Тобою, но дай мне по благодати Твоей положить доброе начало.Господи, окропи в сердце моем росу благодати Твоей.Господи неба и земли, вспомни меня, грешного раба Твоего, скверного и нечистого, в Царстве Твоём. Аминь.Господи, в покаянии прими меня.Господи, не оставь меня.Господи, не введи меня в напасть.Господи, дай мне мысли добрые.Господи, дай мне слезы, и память о смерти, и сокрушение.Господи, дай мне мысль об исповедании грехов моих.Господи, дай мне смирение, целомудрие и послушание.Господи, дай мне терпение, великодушие и кротость.Господи, вложи в меня корень блага – страх Твой в сердце мое.Господи, сподоби меня любить Тебя от всей души моей и помышления и исполнять во всём волю Твою.Господи, защити меня от некоторых людей, и бесов, и страстей, и от всякого иного неподобающего дела.Господи, знаю, что Ты все творишь по Своей воле – да совершится воля Твоя и во мне грешном, ибо Ты благословен вовеки. Аминь.
Молитва пятая, ко Пресвятой Богородице
Пресвятая Владычице моя Богородице, святыми Твоими и всесильными мольбами отжени от мене, смиреннаго и окаяннаго раба Твоего, уныние, забвение, неразумие, нерадение, и вся скверная, лукавая и хульная помышления от окаяннаго моего сердца и от помраченнаго ума моего; и погаси пламень страстей моих, яко нищ есмь и окаянен. И избави мя от многих и лютых воспоминаний и предприятий, и от всех действ злых свободи мя. Яко благословена еси от всех родов, и славится пречестное имя Твое во веки веков. Аминь.Таже: Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.Слава, и ныне: Господи, помилуй, трижды. Господи, благослови.Пресвятая Владычица моя, Богородица, святыми Твоими и всесильными мольбами отгони от меня смиренного и несчастного раба Твоего уныние, забвение, неразумие, нерадение и все скверные, лукавые и хульные помышления от бедного моего сердца и от помраченного ума моего, и погаси пламя страстей моих, ибо я убог и несчастен. И избавь меня от многих и пагубных воспоминаний и намерений, и от всех дел злых освободи меня, ибо благословляют Тебя все роды и славится многочтимое имя Твоё во веки веков. Аминь.Затем: Честью высшую Херувимов и несравненно славнейшую Серафимов, девственно Бога-Слово родившую, истинную Богородицу – Тебя величаем.Слава, и ныне: Господи, помилуй. (3) Господи, благослови.
И отпуст
Господи Иисусе Христе, Боже наш, молитв ради Пречистыя Твоея Матере и всех святых, спаси мя, грешнаго.Господи Иисусе Христе, Сын Божий, по молитвам Пречистой Твоей Матери и всех святых, спаси меня, грешного.
Предыдущая запись Молитва на счастье — о чем это и для чего
Следующая запись Молитва когда на душе тяжело и хочется плакать