Что такое притча? И какие существуют православные притчи? Притчами называют краткие поучительные истории или высказывания, которые с помощью образов и иносказаний иллюстрируют и раскрывают глубокие духовные истины. Притчи объясняют сложное и высокое с помощью простого и приземлённого.
Притча – древний жанр, который возник задолго до христианства и был особенно популярен среди народов Ближнего Востока. Присущие притчам иносказания, загадки и аллегории являются неотъемлемой частью восточного фольклора. На Руси же жанр распространился лишь после принятия христианства, благодаря первым переводам Библии.
Слово «притча» происходит от славянского корня «течь», то есть «идти». По другой версии – от слова «ткнуть», то есть «встретиться». Оба варианта отсылают нас к назначению вразумляющей и назидательной притчи – помочь человеку на его жизненном пути, стать для него духовным указателем. К православным притчам относят краткие поучения из ветхозаветной книги «Притчи Соломоновы», новозаветные назидательные рассказы Иисуса Христа, а также многие современные образцы этого жанра.
Чаще всего притча представляет собой короткое повествовательное произведение-нравоучение с кольцевой композицией. Оно использует иносказательный сюжет из повседневной жизни и отвлечённые образы. Персонажи в притче условны. Не обрисовываются их характеры и развитие, а также место и время действия. Даже сюжет в притче необязателен. Её задача не описать события или явления, а лишь сообщить о них и использовать для объяснения духовных истин. Прибегающие к простым и узнаваемым образам притчи зачастую более эффективны, чем объёмные богословские трактаты.
Притчам свойственен философский или религиозный аспект. Они повествуют о правде и лжи, добре и зле, жизни и смерти, человеке и Боге. Притчу порой сложно понять вне контекста, так как её смысл определяется поводом, по которому она рассказана. В произведениях этого жанра нередко отсутствует объяснение аллегорий, что уподобляет их загадкам. В то же время евангельские притчи всегда сопровождаются толкованием.
Соломон – живший за тысячу лет до Христа израильский царь и пророк, наследник царя Давида, который также был пророком. Соломон считается автором нескольких ветхозаветных книг, среди которых и «Притчи Соломоновы». Она была написана под вдохновением Святого Духа и представляет из себя религиозно-поэтический сборник поучений, рассуждений и житейских правил благочестивого царя. Иудеи и христиане видят в Соломоне образец ветхозаветной мудрости. Приведём некоторые из его поучений.
«Не допустит Господь терпеть голод душе праведного, стяжание же нечестивых исторгнет» (Прит. 10:3).
Как и во многих других стихах книги, Соломон противопоставляет праведника и грешника. Автор указывает на то, что справедливый Господь никогда не оставит человека, который старается жить в соответствии с Божьими Заповедями. В то же время сказано, что нечестивые сердцем люди будут отторгнуты от Бога. Он помешает их злым намерениям.
«Кто ругается над нищим, тот хулит Творца его; кто радуется несчастью, тот не останется ненаказанным [а милосердый помилован будет]» (Прит. 17:5).
Этим стихом Соломон учит, что каждый человек, независимо от своего социального статуса, является образом создавшего его Творца. Поэтому хула на ближнего является хулой и на Бога. Нанося обиду другому человеку, мы попираем заложенное в нём священное начало. Автор отмечает, что Всевышний не оставляет это безнаказанным. Подобные мысли содержат и другие духовные притчи Соломона:
«Кто теснит бедного, тот хулит Творца его; чтущий же Его благотворит нуждающемуся» (Прит. 14:31).
В Евангелиях Нового Завета содержится более 30 притч Спасителя о христианской жизни (не считая коротких поучений-метафор). В Своих иносказаниях Господь использовал образы из природы и быта. Святитель Иоанн Златоуст отмечает, что притчами Христос
«делал Свои слова более выразительными, облекал истину в живой образ, глубже запечатлевал её в памяти людей» («Святоотеческое толкование на Евангелие от Матфея»).
Также простая притчевая форма помогала сохранить чистоту учения Спасителя. Ведь будь оно дано в другом, более пространном виде, люди могли бы его неверно толковать и распространять в искажённых вариантах.
Примером притчи о Боге является рассказ Спасителя о сеятеле (Мф.13:3-8). Повествуется, что семена, брошенные им на дорогу, были поклёваны птицами. Брошенные на каменистую почву – взросли, но без глубоких корней ростки вскоре увяли. Погибли и ростки из зёрен, засеянных среди колючего кустарника. Брошенные же на хорошую землю семена благополучно проросли и дали обильные плоды.
В образе сеятеля предстаёт Господь. Семена – это спасительное Слово Божье, а почва – это человечество. Господь всем нам желает спасения, поэтому учит Истине. Далее всё зависит от нашего восприятия. Чтобы зёрна спасения проросли, в наших сердцах должны быть благоприятные для этого условия. Слово Божье не даст плоды ни в окаменевших сердцах, ни в обременённых житейскими заботами (колючими кустарниками). Клевавшие зёрна птицы – это нечистые духи, которые не дают человеку спастись.
Притча учит нас трудиться над своим спасением: вспахивать и удобрять «почву» сердец, очищать её от сорняков, беречь от птиц и окаменения. Иеромонах Никон (Париманчук) отмечает:
«Тому же, кто отверзет сердце свое к восприятию слов Христовых, кто решит идти за Христом, – умножается урожай и богатство Божией благодати».
На религиозных интернет-сайтах и в печатных духовных изданиях размещены многочисленные православные притчи нашего времени. Благодаря своей лаконичности и ёмкости жанр вновь стал востребованным в современном Православии. Изложим притчу, опубликованную интернет-порталом «Православие и мир».
Семейная пара заселилась в новую квартиру. Первым утром, проснувшись, жена увидела за окном соседку. Та развешивала на своём балконе бельё после стирки. Жене показалось, что бельё очень грязное. Она попыталась обратить на это внимание мужа, однако тот был углублён в чтение газеты. Спустя несколько дней жена вновь увидела соседку, развешивающую грязные вещи. «Соседка попросту не умеет правильно стирать. В следующий раз схожу к ней и научу» – подумала женщина. И вот, когда стирка вывешивалась в очередной раз, жена посмотрела в окно и удивилась – бельё было чистое. «Наконец-то соседка смогла хорошо постирать свои вещи» – сказала она мужу. На что тот ответил: «Нет… Я всего лишь встал пораньше и помыл окно».
Притча повествует об одном из наиболее тяжких человеческих грехов – осуждении. Он тесно связан с губящими душу страстями гордыни и тщеславия. Зачастую мы осуждаем ближних через призму собственных пороков. Праведная же душа не склонна к осуждению, а наоборот, видит в других образ Божий. Притча отсылает нас к заповеди Спасителя «Не судите, да не судимы будете» (Мф. 7:1), а также к следующим Его словам:
«Что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего» (Мф. 7:3-5).
Преподобный Исидор Пелусиот призывает христиан:
«Надлежит обратить душевное око от чужих погрешностей на свои собственные и приучать язык говорить строго не о ближних, но о себе самом» («Письма»).