Слово «прелесть» в современном русском языке воспринимается как синоним «очарования», «обаяния». То есть имеет положительный эмоциональный оттенок. Однако в действительности оно заимствовано из церковнославянского языка. Слово образовано от слова «лесть» и его буквальное значение — «обман». Именно так до сих пор воспринимается слово «прелесть» в Православии. Для христиан оно означает опасное душевное состояние, появившееся в результате ложного неоправданного представления о себе.
«Впасть в прелесть» — что это значит? Что способствует появлению «прелести»? Как она проявляется и как с ней бороться?
Для человека совершенно естественным является желание быть лучше. Но падшие ангелы, демоны, извращают человеческое стремление к идеалу, пытаются отдалить создание Божие от Творца. Подтверждение этому — сюжет из Священного Писания о том, как Адам и Ева в раю съели плоды с запретного дерева. Прародители поверили лукавому змею, что после этого они будут “как боги”. Но прельстившись, то есть дав себя обмануть, прародители отдалили себя от Бога (Книга Бытия, 3).
Грехопадение привело к поврежденности человеческого естества. Нарушилась взаимная согласованность различных сфер души (разумной, волевой, раздражительной, чувствующей). В результате душевное начало утратило господство над плотским, люди подпали под власть темных сил. Нерадение (отсутствие заботы) о своем спасении, пренебрежение Божьей помощью способствуют одурманиванию темными силами человеческой души. Другими словами, ее обольщению, то есть впадению в духовную прелесть.
«Диавол, по обычаю своему, всегда подбирается к душе странным некиим образом и неудобь-распознаваемым, с тем чтобы, будучи всегда близ ее и не отдаляясь от ней, возмущать и перебуровливать все ее стремления, движения и помышления, то есть и мысленную, и желательную, и раздражительную силу души, и направлять их на то, что ему угодно. Этим способом он всех нас завлекает в сети свои и забирает в рабство себе и в волю свою. А мы того и не знаем. И, что хуже всего, диавол, употребляя сию тактику непрестанно и сделав нас страстными и непотребными, убеждает нас думать и говорить, что этот наш недуг (смятение и буровление внутри), которым мы вводимся в страсти и держимы бываем в них, есть свойство естества нашего, а не дело бесовских козней» (преподобный Симеон Новый Богослов, 949-1022).
В духовной прелести можно различить следующие ее виды:
Согласно разъяснениям святителя Игнатия Брянчанинова (1807-1867), прелесть естественное состояние для каждого человека, удалившегося от Создателя. Так как все люди грешат и далеко не всегда искренне каются в своих прегрешениях, то можно сказать, что все пребывают в прелести.
Конечно, степень нахождения в духовной прелести неодинакова для всех. Наиболее опасным временем впадения в прелесть Святые Отцы считают начало духовного пути. Прелесть в Православии охватывает человека из-за неумеренной и неразумной ревности о благочестии. То есть когда человек без благословения, самовольно берет на себя чрезмерные подвиги поста и молитвы. В результате он быстро надрывается, совершает много ошибок в своей жизни. И вместо того, чтобы остановиться и покаяться, человек винит в произошедшем не себя, а окружающих.
Преподобный Григорий Синаит (1268-1346) отмечал, что причины впадения в прелесть бывают разные. Это и человеческая гордость, и бесовская зависть, или Божье попущение как наказание за греховную жизнь.
Как утверждают Святые Отцы, человек, подверженный духовной прелести, может стать жертвой психических расстройств. Согласно христианскому учению, в своем взаимодействии с демонами человек может получать от них «помощь». Она может проявляться в сообщении важной информации, временном получении сверхъестественных ложных способностей.
К ним можно отнести ложные дары исцеления, изгнания бесов, чтения мыслей, прозорливости, совершения непрестанной молитвы, пребывание в состоянии ложного бесстрастия. По причине того, что дарования эти исходят не от Господа, они именуются ложными.
Наиболее подвержены к обольщению подобными прелестями духовно неопытные люди. К их числу относятся те, кто еще не обладают правильными понятиями об истинных Божьих дарах, не понимает, кто и в каких условиях их получает.
Процесс обретения ложных дарований может сопровождаться видимыми внешними событиями (например, явление лже-Христа). Получение «подарков» от демонов может произойти, если человек считает себя достойным какого-либо дара (находится в прелести «мнения») и просит этого у Всевышнего. Некоторым гордость не позволяет считать себя недостойными обладать особыми талантами. Со временем самомнение усиливается в человеке и подчиняет его себе. Но рано или поздно человек сталкивается с несоответствием своих представлений о себе и реальности. И тогда наступает уныние. Нередко в таких случаях возникает навязчивая идея о нежелании, невозможности жить.
Прелесть в Православии — это состояние зачарованности своими мнимыми способностями. Как от этого избавиться? Святые Отцы составили ряд рекомендаций в борьбе с прелестью:
«Желающему избавиться от этой невидимой и неощущаемой беды своей душевной,…прежде всего требуется хотя бы умом одним против воли поверить и убедить самого себя в том, что непременно есть во мне такая беда. А потом для избавления от нее принять во всегдашнее памятование и особенно во время молитвы три необходимых молитвенных делания:
Первое дело ума — самоукорение.
Второе дело сердца — сокрушение.
Третье дело тела — крестным знамением истовое себя осенение и слов молитвенных внимательное и благоговейное произношение.
Этими тремя деланиями мы Богу бываем приятны» (схимонах Никодим Карульский, 1885-1984).
Го́споди Иису́се Христе́, Сы́не Бо́жий, поми́луй мя́, гре́шнаго (или грешную).
Не попусти на меня, Владыко, Господи, искушение, или скорби, или болезнь свыше силы моей, но избавь от них или даруй мне крепость перенести их с благодарностью.
О, ди́вный чудоде́йственною си́лою четвероконе́чный и трисоста́вный Кре́ст Христо́в! У подно́жия твоего́ во пра́х распросте́ртый, поклоня́юся ти́, честно́е Дре́во, отгоня́ющее от на́с вся́кое де́монское стреля́ние и освобожда́ющее на́с от все́х бе́д, скорбе́й и напа́стей. Ты́ бо еси́ Дре́во жи́зни, ты́ еси́ очище́ние возду́ха, освяще́ние свята́го хра́ма, огражде́ние на́шего жили́ща, охране́ние одра́ моего́, просвеще́ние ума́ моего́, се́рдца и все́х мои́х чу́вств. Твое́ свято́е зна́мение огражда́ет мя́ со дня́ моего́ креще́ния, оно́ со мно́ю и на мне́, во вся́ дни́ живота́ моего́, на су́ше и на вода́х, оно́ же сопровожда́ть мя́ бу́дет до моги́лы, осени́т и пра́х мо́й, оно́ бо, свято́е зна́мение чудоде́йственнаго Креста́ Госпо́дня, возвести́т все́й вселе́нной о часе́ всео́бщаго воскресе́ния ме́ртвых и после́дняго стра́шнаго и пра́веднаго Суда́ Бо́жия.
О, Кре́сте Всечестны́й! Осене́нием твои́м вразуми́, научи́ и благослови́ мя, недосто́йнаго, всегда́ несомне́нно ве́рующаго в непобеди́мую си́лу твою́, огради́ мя от вся́каго врага́ и супоста́та, исцели́ вся́ неду́ги моя́ душе́вныя и теле́сныя.
Го́споди, Иису́се Христе́ Сы́не Бо́жий! Си́лою Честна́го и Животворя́щаго Креста́ Твоего́ поми́луй и спаси́ мя, гре́шнаго. Ами́нь.