Престольный праздник — что это в Православии

Особый день для каждого храма

В Православный Календарь включено множество праздничных дней, которые отмечаются всеми верующими. Однако в каждом храме, помимо общецерковных праздников, особым торжественным богослужением отмечается престольный праздник. Что это такое? Почему этот день не имеет единой даты для всех церквей? Какой смысл имеет данный праздник? Как он отмечается?

престольный праздник
Православный храм

Богослужебный год

Множество русских народных обычаев и традиций непосредственно связаны с церковными праздниками. Как сказано в русской поговорке: «У Бога всякий день — праздник». Действительно, православный календарь имеет множество памятных праздничных дней. Но что такое праздники для христианина? Кто их устанавливает и для чего они нужны?

Для удовлетворения своих насущных потребностей человек должен трудиться. Согласно 4-й заповеди Божьего закона (Книга Исход, 20:9-10) на это Господь определил 6 дней в неделю. Седьмой же день — это день, посвященный Богу, молитве, богослужению, творению добрых дел. Этимология слова «праздник» как раз буквально и означает «день, не занятый делами, свободный от работы». Это установление Божие, на время отстраниться от житейских трудов и забот, чтобы всецело посвятить свое время Создателю. В ветхозаветные времена таким днем была суббота. Для христиан этим статусом обладает воскресный день.

Однако помимо седьмого праздничного дня недели еще в ветхозаветный период существовали и другие праздничные дни: Ветхозаветная Пасха, Предположение, Праздник Кущей и другие иудейские праздники. После Крестной Смерти Спасителя на протяжении нескольких веков Церковь постепенно устанавливала новые праздники, имеющие для христиан духовный смысл. Со временем христианские праздники были упорядочены, приобрели духовный смысл (воспоминание, обрядовое воспроизведение сущности празднуемого события).

Церковные праздники

В настоящее время в Православной Церкви на протяжении всего календарного года ежедневно вспоминаются те или иные исторические события Священного Писания и Церкви. Каждый день совершается память святых угодников Божиих. Это также православные праздники. По Уставу, все церковные праздники делятся на три группы: великие, средние и малые. В список великих праздников входят праздник Воскресения Христова, двунадесятые (12 значимых после Пасхи праздников) и недвунадесятые (Русская Православная Церковь отмечает их 5) праздники. К средним праздникам относятся дни памяти особо почитаемых угодников Божиих. А малые праздники являются днями поминовения общехристианские святых.

Также круг церковных богослужений различает неподвижные (на определенную дату) и подвижные (имеющие прямую зависимость от дня Пасхи) праздники.

В Православии праздники могут быть многодневными и однодневными. Многодневные праздники состоят из подготовительного торжества (предпразднства), непосредственно праздника, продолжения (попразднства) и отдания праздника. Длительность многодневных праздников указывает на важность отмечаемого события.

Праздники также подразделяют на общецерковные и местные. Общие праздники с одинаковой торжественностью совершаются во всех церквях. В местные же праздники торжественное богослужение проходит только в определенных приходах тем или иным образом связанным с воспоминаемым событием или личностью.

Что такое престольный праздник?

Именно к местным праздникам относится престольный праздник. Что это за торжество? Уже само название говорит о том, что оно отмечается в день памяти святого угодника или церковного события, в честь которого построен храм и освящен престол. Престол в церкви занимает центральное место в алтаре. Это четырехугольный стол, на котором происходит великое Таинство Церкви пресуществления хлеба и вина в Тело и Кровь Спасителя.

Также престольный праздник называется ещё и храмовым, поскольку свое название храм получает от главного престола. Если церковь многопридельная, то есть имеет более одного престола в память различных событий и святых, тогда престольных праздников будет несколько.

В богослужебном аспекте для каждой церкви ее престольный праздник отмечается с такой же торжественностью, как и двунадесятые праздники. Хотя по особенностям богослужения его относят к среднему празднику.

«У каждого человека есть памятные дни его жизни – день ангела, день рождения, есть какие-то события, которые особо близки сердцу. И мы стараемся в этот день собрать своих родных и близких, чтобы пообщавшись с ними, взаимно утешившись, прославить Бога. Так и в жизни прихода есть памятные дни. Престольный праздник – это главный праздник храма» (епископ Покровский и Новоузенский Пахомий Брусков).

Традиции празднования

Зародилась традиция празднования престольного праздника ещё в раннехристианские времена. После Крещения Руси эта традиция распространилась и на наших землях. Это было связано со строительством церквей. Новопостроенные церкви приобретали покровителя — святого, в честь которого освещался главный престол в храме. Традиция торжественно отмечать престольный праздник сохранилась и до наших дней.

По устоявшейся русской традиции, на торжества по случаю престольного праздника собираются не только прихожане прихода, но и съезжаются гости с других церквей. Накануне праздника храм обильно украшают цветами. Для совершения богослужения зачастую приезжают священники из других приходов. Праздник может посетить правящий архиерей или благочинный (управляющий священник) округа.

В этот день после праздничного богослужения обычно устраивается крестный ход. После завершения богослужения церковный хор поет «многолетие» — пожелание многих лет всем прихожанам и гостям. По обычаю, в конце совершается общая трапеза в пределах бюджета прихода. Это может быть и общее застолье, а может просто раздача угощения (булочек, пирожков, компота).

В некоторых приходах сохранилась традиция проводить ярмарки.

Престольный праздник: духовный смысл

Что значит престольный праздник для храма? Какой духовный смысл он несет? 

Собираясь на праздничное богослужение в престольный день, все прихожане храма и его гости совершают общую совместную молитву. Именно она является ключевым событием праздника. Общая молитва, возносимая от всех собравшихся вместе верующих прихожан, определяет само бытие Церкви — молитвенное предстояние перед Богом. А Сам Спаситель, как Глава Церкви, невидимо для человеческих глаз присутствует в Церковном собрании. 

«Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Евангелие от Матфея,18:19-20).

Совместная молитва и трапеза на престольном празднике способствуют единению прихожан. 

«Совместные трапезы после литургии, так как и любые другие полезные приходские мероприятия, организовывать нужно и полезно, поскольку совместное времяпрепровождение способствует единению общины» (протоиерей Сергей Успенский).

Предыдущая запись 67 псалом — содержание и смысл
Следующая запись Прелесть в Православии — духовная опасность