Перед молодыми родителями часто возникает множество вопросов, связанных с Крещением ребенка. Для одних Крещение – это соблюдение народной традиции и избавление от сглаза. А для других Крещение – одно из Таинств, приближающих человека к Богу. Что такое Таинство Крещения? Как Причастие связано с Крещением? Зачем нужно Причащение после крещения ребенка? Поговорим о смысле Причащения детей.
Русская Православная Церковь дает следующее определение Таинству Крещения:
«Крещение – это священное действие (таинство), в котором верующий во Христа через троекратное погружение тела в воду с призыванием имени Святой Троицы омывается от первородного греха, а также от всех грехов, совершенных им до Крещения. В Крещении человек получает возможность стать причастником спасения, которое совершил для всех людей Христос. После Крещения человек становится членом Церкви Христовой. Он берет на себя обязательства стараться жить в соответствии с Евангелием. Человек получает возможность участвовать в остальных церковных таинствах, через которые подается благодать, то есть помощь Божия для следования по пути спасения».
Помимо Крещения, к основным Таинствам Церкви также относятся: Миропомазание, Причащение, Покаяние, Священство, Брак, Елеосвящение.
Через Таинство Крещения человек становится членом Церкви Христовой. Это первое Таинство, с которого начинается духовная жизнь христианина. В беседе с Никодимом Иисус Христос открывает важность Крещения:
«Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух» (Ин. 3:3–6).
Протоиерей Серафим Слободской в книге «Закон Божий» указывает на то, что Таинство Крещения установил Сам Господь наш Иисус Христос, крестившись у Иоанна Крестителя в реке Иордан. Своим ученикам Он заповедал: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф.28:19), тем самым призвал апостолов крестить людей, уверовавших в Него.
Евхари́стия, Причащение (греч. εὐ-χᾰριστία — «благодарение, благодарность, признательность») — центральное Таинство христианства. В нем человек принимает под видом хлеба и вина Тело и Кровь Иисуса Христа. Тем самым верующие не только символически, но и фактически соединяются с Богом.
Христос обращается к нам:
«Если не будете есть плоти Сына Человеческого и пить крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо плоть Моя истинно есть пища, и кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь пребывает во Мне, и Я в нем» (Ин.6:53–56).
Православный христианин не может называться таковым, если не участвует в полноте церковной жизни. Следующим шагом после Крещения является регулярное участие в богослужениях. И как венец духовной жизни – Приобщение Святым Христовым Тайнам.
Преподобный Амфилохий (Макрис) говорил приходящим к нему:
«Человек, когда причащается, получает силу, просвещается, видит новые горизонты и чувствует радость. Каждый по-разному, в соответствии с расположением и горячностью своей души. Один чувствует радость и покой, другой — мир, третий — дух верности и четвертый — неизреченное сострадание ко всему».
Причащение ребенка – это неотъемлемая часть духовного пути, важная составляющая в нравственном воспитании его как христианина. На страницах Евангелия мы читаем, что Господь не запрещает детям быть рядом с Собой. Более того, Он призывает взрослых приобщать детей к познанию Бога:
«Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное» (Мф. 19:14).
Таким образом, приступая к Таинству Причащения, ребенок становится наследником Царства Небесного.
Святитель Киприан Карфагенский призывает приступать к Чаше для спасения души:
«Не обленитесь приступать к чаше жизни, бессмертия, любви и святыни, но приступайте со страхом Божиим и верою. А кто не хочет и не радеет об этом, тот не любит Иисуса Христа, тот не получит Духа Святого, и, следовательно, он не войдет в Царство Небесное».
В настоящее время первое Причастие ребенка после Крещения происходит по окончанию Таинства Крещения или в ближайшие дни. Однако родителям и крестным следует причащать ребенка Святых Христовых Тайн как можно чаще (раз в неделю или раз в месяц). Причащение после Крещения ребенка не должно быть первым и последним. Причащаться следует как минимум раз в неделю по воскресеньям. Очень хорошо, когда вся семья приступает к Святой Чаше, становясь единым целым в Боге. Святитель Феофан Затворник говорит: «Если найдете возможным почаще причащаться, не будет худо».
Детям до семи лет особой подготовки к Таинству Причастия не требуется. Однако родителям и крестным следует рассказывать о том, что происходит в храме, о смысле Причащения. Тем самым необходимо знакомить его с православным вероучением. Младенцы могут приступать к Чаше после еды, тогда как взрослые причащаются натощак.
Общая подготовка взрослых состоит из личного покаяния (исповеди), поста, чтения специальных молитв (Последования ко Святому Причащению), участия в богослужениях (Всенощное бдение и Литургия). Однако надо помнить, что выбор и объем подготовительных действий для каждого человека свой. Правильнее всего его определять с духовником (священником, который знает вас, у которого вы исповедуетесь).
Влады́ко Го́споди Иису́се Христе́, Бо́же наш, еди́не име́яй власть челове́ком оставля́ти грехи́, я́ко благ и Человеколю́бец пре́зри моя́ вся в ве́дении и не в ве́дении прегреше́ния, и сподо́би мя неосужде́нно причасти́тися Боже́ственных, и пресла́вных, и пречи́стых, и животворя́щих Твои́х Та́ин, не в тя́жесть, ни в му́ку, ни в приложе́ние грехо́в, но во очище́ние, и освяще́ние, и обруче́ние бу́дущаго Живота и ца́рствия, в сте́ну и по́мощь, и в возраже́ние сопроти́вных, во истребле́ние мно́гих мои́х согреше́ний. Ты бо еси́ Бог ми́лости, и щедро́т, и человеколю́бия, и Тебе́ сла́ву возсыла́ем, со Отце́м, и Святы́м Ду́хом, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Ве́рую, Го́споди, и испове́дую, я́ко Ты еси́ вои́стинну Христо́с, Сын Бо́га жива́го, прише́дый в мир гре́шныя спасти́, от ни́хже пе́рвый есмь аз. Еще́ ве́рую, я́ко сие́ е́сть са́мое пречи́стое Те́ло Твое́, и сия́ е́сть са́мая честна́я Кровь Твоя́. Молю́ся у́бо Тебе́: поми́луй мя, и прости́ ми прегреше́ния моя́, во́льная и нево́льная, я́же сло́вом, я́же де́лом, я́же ве́дением и неве́дением, и сподо́би мя неосужде́нно причасти́тися пречи́стых Твои́х Та́инств, во оставле́ние грехо́в, и в жизнь ве́чную. Ами́нь.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский:
«О, какое это великое счастье! Господь входит в грешную душу и испепеляет в ней все беззакония, и делается душа человека домом Божиим. Итак, оставил нам Спаситель как бы завещание совершать литургию и вкушать Его животворящие тело и кровь. Литургия – это дивный подарок Иисуса Христа. Литургия – это мост, по которому можно пройти в жизнь вечную.
Помните: это завещание Иисуса Христа! Идите этим золотым мостом, который спасет от пропасти ада. Не слушайте, возлюбленные, тех людей, которые бегут от чаши Спасителя. Это несчастные, заблудшие, жалкие люди, вдали от реки Христовой; они падают в пропасть. Дорогие мои, любите Божественную литургию, считайте для себя потерянным тот день своей жизни, в который не удалось быть за литургией, особенно в праздник. Святой Иоанн Златоуст говорит, что Божественная литургия есть великий чудный дар; ангелы Божии завидуют нам, людям, которым даровано счастье – вкушать Божественные тело и кровь.
Господь, с Которым я ежедневно соединяюсь через святое причащение, подкрепляет меня. Иначе где бы я мог почерпнуть силы для таких постоянных усиленных трудов, которыми стараюсь служить во славу святого имени Его и во спасение ближних моих».
Святитель Кирилл Александрийский:
«Благодаря причащению мы очищаемся от всякой душевной нечистоты и получаем готовность и ревность к добру: честная кровь Христа не только от тления нас избавляет, но и от всякой нечистоты, сокрытой внутри, и не оставляет нас охлаждаться в нерадении, но делает нас более горячими в духе».