Пророк Авраам – почему он важен для трех религий?

Кто такой пророк Авраам

Авраам (в переводе с древнееврейского – «отец множества») – ветхозаветный пророк, родоначальник еврейского народа. Пророк Авраам в христианстве является одним из трёх библейских патриархов. Это ключевые святые Ветхого Завета, которые исполняли волю Бога до рождения Христа. Два других библейских патриарха – Исаак (сын Авраама) и Иаков (внук Авраама).

пророк Авраам
Пророк Авраам (средневековая католическая мозаика)

Пророк Авраам является основоположником трёх мировых монотеистических (проповедующих единобожие) религий – христианства, иудаизма и ислама. В связи с этим перечисленные религии называются авраамическими. Все они восходят своими корнями к ветхозаветному иудаизму. В исламе Авраам почитается как пророк Ибрахим.

Библейская история Авраама

В Священном Писании о жизни пророка Авраама повествуют несколько глав книги Бытия. Авраам жил около 4 тысяч лет назад. Он родился в городе Ур, (Месопотамия, территория современного Ирака) и происходил из племени Евера – правнука Сима. Последний, в свою очередь, являлся старшим сыном Ноя. Жена Авраама, Сарра, приходилась ему сводной сестрой. Изначально супругов звали Аврам и Сара.

Семейство Аврама долгое время жило в обществе идолопоклонников. Стремясь к вере в Единого Бога, будущий пророк с семьёй покинул родные земли. Тогда же ему впервые явился Господь, сказав, что избрал Аврама для исполнения Своей воли. Всевышний повелел праведнику идти в Ханаанские земли, где он станет основателем богоизбранного народа. Позднее Бог неоднократно являлся Авраму, напоминая о его предназначении и предрекая рождение сына. Благочестивый Аврам во всём повиновался Творцу.

Профессор А. Лопухин отмечает:

«Видя распространение лжеучения, в виде многобожия, Бог соблаговолил сохранить залог откровения и истинной веры по крайней мере у одного народа… Творец избрал в качестве родоначальника этого народа праведника, который был предан истинной вере… Но для того, чтобы избавить его от пагубных влияний соплеменников, Бог порешил удалить Авраама из его отечества» («Православная Богословская энциклопедия»).

Рождение Исаака и завет с Богом

Сара была бесплодна, поэтому она позволила мужу зачать ребёнка от служанки Агарь. У них родился мальчик, которого назвали Измаилом. Однако не он был обещанным Богом сыном. Господь вновь явился Авраму, торжественно подтвердил своё обещание и нарёк супругов Авраамом («отцом множества») и Саррой («царицей множества»). Таким образом Господь символически обозначил их новый духовный уровень и великое предназначение стать отцом и матерью всем верующим.

Обещание о рождении сына также было подтверждено Всевышним, когда Он явился Аврааму в обличии трёх странников. В христианстве этот эпизод рассматривается как одно из доказательств троичности Бога. Сарра скептически отнеслась к предсказанию о рождении сына. Однако вскоре она произвела на свет обещанного сына Исаака. Именно его потомки образуют богоизбранный еврейский народ. Измаил же стал родоначальником арабских племён.

Тесная связь между Творцом и преданным Ему Авраамом окончательно утвердилась в виде завета (договора) между ними. Всевышний пообещал пророку умножить и благословить его потомство. От Авраама и его рода требовалось соблюдать послушание Богу и хранить истинную веру. Бог также повелел Аврааму установить обряд обрезания. Оно стало символом договора между человеком и Творцом, признаком принадлежности к избранному народу. Исполнение обряда было одной из Божьих заповедей до дарования Моисею Закона (10 заповедей) на горе Синай.

Авраам пережил Сарру, которой на момент смерти было 127 лет. Позднее он снова женился. Новая жена Хеттура родила Аврааму множество сыновей, от которых пошли различные арабские племена. Пророк скончался в возрасте 175 лет и был погребён в одной пещере с Саррой.

Жертвоприношение Авраама

Всевышний неоднократно подвергал Авраама различным испытаниям, закаляя веру и стойкость Своего избранника. Пророк же непоколебимо доверял Божьему Промыслу. Святитель Иоанн Златоуст в «Беседах на книгу Бытия» отмечает:

«Бог хорошо знал, что, как золото, очищаемое через долгое время в горниле, добродетель праведника явится (в искушении) чище и светлее».

Последнее и главное испытание пророка было связано с обетованным сыном Исааком. В ветхозаветные времена существовал религиозный обряд принесения Богу символической жертвы в виде агнца (ягнёнка). Его закалывали и сжигали на жертвеннике. Господь повелел пророку вместо агнца принести в жертву собственного сына, Исаака.

Подобное решение было мучительным для Авраама, но он и здесь проявил послушание Богу. Вместе с Исааком пророк устроил на горе жертвенник и положил на него связанного сына. Отец уже замахнулся ножом, но был остановлен ангелом. Бог сказал пророку, что убедился в его преданности, и повелел принести в жертву барашка. Господь вновь пообещал Аврааму:

«Благословляя благословлю тебя и умножая умножу семя твоё, как звезды небесные и как песок на берегу моря; и овладеет семя твоё городами врагов своих; и благословятся в семени твоём все народы земли за то, что ты послушался гласа Моего» (Быт. 22:16-18).

Святитель Иоанн Златоуст отмечает:

«Видишь ли человеколюбие Божие? И жертва совершена, и праотец показал благочестие души своей, получил венец за одно свое намерение» («Беседы на книгу Бытия»).

Христиане видят в жертвоприношении Авраама высшее проявление послушания и доверия Господу. Этот эпизод толкуется как прообраз добровольного мученичества Христа, принесённого в жертву Богом-Отцом ради спасения человечества:

«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16).

Пророк Авраам в христианстве

Из всех ветхозаветных праведников лишь Моисей может сравниться с Авраамом по частоте упоминаний в Новом Завете. Авраам представлен как одна из основ родословной Христа:

«Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова» (Мф. 1:1).

Именно Спаситель является тем семенем Авраама, которым было обещано благословиться всем народам мира (Быт. 22:18). Иеромонах Иов (Гумеров) отмечает, что Авраам своей верой послужил спасению человечества:

«С патриарха Авраама начинается история народа, из которого произошла Пресвятая Дева Мария, родившая Спасителя мира».

Призывая соотечественников к покаянию, Иоанн Креститель говорил, что только лишь физическим родством с Авраамом спастись невозможно (Лк. 3:8). На это указывал и апостол Павел (Рим. 9:7). В то же время Священное Писание говорит, что родством духовным с Авраамом связаны все последователи Христа:

«Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники» (Гал. 3:29).

Пророк Авраам — отец верующих

Для Православной Церкви Авраам – не просто далёкий благочестивый предок Христа и «генетический» отец верующих. Этот пророк стал отцом для христиан и по своим духовным качествам. Его безоговорочное доверие Всевышнему и решимость во всём следовать Божественной воле являются для всех нас назидательным примером. В долгой жизни Авраама было много испытаний. Но даже в них пророк оставался преданным Творцу и ставил Его волю выше собственных интересов. Этот ветхозаветный праведник показал нам, что настоящая вера в испытаниях только крепнет и растёт. Пример Авраама учит нас не просто признавать бытие Бога, но и доверять Ему, стараться следовать Его Промыслу.

Святитель Иоанн Златоуст в «Беседах на книгу Бытия» называет Авраама хранителем и проповедником истинной веры среди язычников. Приведём также слова профессора А. Лопухина:

«Вся жизнь Авраама показывает, что его вера не была простым внешним исповеданием, но деятельным началом всего его бытия. Он всецело уповал на Бога, успокаивая свой дух в этой вере, как дитя покоится на руках матери своей. И вот такая вера была вменена ему в праведность» («Православная Богословская энциклопедия»).

Наряду с двумя другими патриархами Авраам упоминается в молитвенных обращениях к Богу:

«Господи вседержителю, Боже отец наших, Авраамов, и Исааков, и Иаковль, и семене их праведного…»

Православной церковью пророк Авраам почитается святым в лике праведных. Его память совершается 22 октября и во 2-е воскресенье накануне Рождества Христова (в «Неделю праотцов»).

Молитвы патриарху Аврааму

Тропарь, глас 4

Странен чуждей земли явивыйся, тезоименитый Отцу высокому, великий Аврааме, купно с честною Саррою, и возлюбивый странноприятие стяжати, тем и Богу в Троице собеседницы бывше и приимше на земли зачатие Исаака единаго, в вышних же сподобивыйся чужестранных язык от восток солнца до запад всем верующим во Святую Троицу отец быти, о богоданный отче наш Аврааме, умолите купно с Саррою Святую Троицу о верующих в Ню, да обрящемся в светлостех ваших.

Кондак, глас тот же

Велию веру показавый к Богу, Аврааме, преже обрезания, и на солнечно место под дуб вселися странноприимствовати купно и с честною ти Саррою, тем купно и трисолнечное величество всея Божественыя Троицы ясно зрети сподобистеся, и богоданное чадо приясте, и во странноприимства место во свете немерцающем нам, необрезанным всех стран языком, верующим во Святую Троицу, приимник и верою отец от Бога наречеся, молите купно Святую Троицу о нас, верующих в Ню, да обрящемся в светлостех ваших.

В неделю святых праотец:

Тропарь, глас 2

Ве́рою пра́отцы оправда́л еси́, / от язы́к те́ми предобручи́вый Це́рковь: / хва́лятся в сла́ве святи́и, / я́ко от се́мене их есть Плод благосла́вен, / без се́мене Ро́ждшая Тя. // Тех моли́твами, Христе́ Бо́же, поми́луй нас.

Кондак, глас 6

Рукопи́саннаго о́браза не поче́тше, / но Неопи́санным Существо́м защити́вшеся, треблаже́ннии, / в по́двизе огня́ просла́вистеся, / среде́ же пла́мене нестерпи́маго стоя́ще, Бо́га призва́сте: / ускори́, о Ще́дрый, и потщи́ся, я́ко Ми́лостив, в по́мощь на́шу, // я́ко мо́жеши хотя́й.

Предыдущая запись Помазание в церкви – что это, зачем и как проводится
Следующая запись “Многие знания многие печали” — о чем и чьи слова?