Проскомидия — что это, для чего и как совершается

Узнайте все самое интересное и полезное о проскомидии, прочитав статью или посмотрев видео в конце текста

Что такое проскомидия

Проскомидия это первая, подготовительная часть Литургии Она совершается в алтаре при закрытых Царских вратах. «Проскомидия» – греческое  слово, переводится как «приношение». О каком приношении идет речь? О хлебе и вине – основных веществах для совершения Литургии. На это указывают слова Евангелия:

“И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое.   И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов” (Мф. 26:26-28).

Проскомидия входит в состав двух основных видов православного богослужения – Литургий Иоанна Златоуста и Василия Великого.

проскомидия что это
Проскомидия: священник вынимает частички из просфоры

История появления проскомидии

Еще в первые века христианства верующие приносили на Литургию вещества для совершения Таинства – хлеб и вино. Наилучшие приношения отбирались для Евхаристии. А оставшееся шло на общий ужин, называемый «агапа», или «вечеря любви». Эти трапезы имели литургическое значение и до IV века на них и совершалось Таинство Причащения.

Постепенно Литургия отделяется от «агапы» и начинает совершаться по утрам. Отделение произошло по причине невоздержанности некоторых христиан, отчего священная трапеза больше стала напоминать светский ужин. Но традиция приношений хлеба и вина христианами на богослужение сохраняется. К концу IV века проскомидия закрепляется в чине Литургии. Правда, не в начале, а посередине службы. Лучшие приношения отбирали диаконы вскоре после чтения Евангелия перед пением Херувимской песни. Затем приносили их к алтарю, где и происходило освящение.

Постепенно это стало происходить не в самом храме, а в отдельном помещении. Таким образом решили избежать суеты во время богослужения. Так и появляется привычная форма проскомидии. Со временем она стала совершаться перед началом общественного богослужения.

Проскомидия — что это означает в Православии

Проскомидия это не только лишь подготовка вещества для совершения Таинства Причащения.  Как первая часть Литургии она имеет важное символическое значение. На проскомидии мы вспоминаем Рождество Иисуса Христа от Девы Марии и одновременно страдания и смерть Спасителя. Рассмотрим, что происходит на проскомидии.

Все начинается с входных молитв, которые читают священник и диакон перед началом священнодействия. Затем они облачаются и совершают омовение рук.

После подготавливают Священные сосуды и Жертвенник – специальный стол, на котором и будет совершаться проскомидия. В храме в это время начинают  читать Часы (небольшие богослужения суточного круга, состоящие из псалмов и молитв). Основное действие проскомидии – это подготовка просфор и вина. 

Просфоры на проскомидии

Евхаристический хлеб называется просфорой (греч. προσφερω – «приносить»). Это связано с тем, что он являлся приношением христиан для совершения Евхаристии. Просфора это круглый пшеничный хлебец, имеющий сверху специальную печать. На печати изображен крест и буквы ИС ХС НИ КА. С греческого это переводится как «Иисус Христос победитель (смерти)». Просфора состоит из 2-х частей, соединенных вместе. Это знаменует наличие 2-х природ в Иисусе Христе, Божественной и человеческой.

Всего на Литургии используется пять служебных – больших просфор, и множество маленьких – для поминовения людей и последующей раздачи верующим. Из служебных просфор выделяется самая большая, которая называется Агничная. Из нее священник специальным ножом в форме острия копья (копием) вырезает куб – называемый Агнцем. Агнец символизирует Иисуса Христа («вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» Ин 1:29). Именно Агнец в самый важный   момент Литургии станет Телом Христовым.

Кроме Агничной различают еще Богородичную, Девятичастную, Заздравную и Заупокойную просфоры. Из этих просфор вынимаются частички в память Богоматери, наиболее почитаемых святых. Кроме того, поминаются живые и усопшие христиане. Затем Агнец и частицы из остальных просфор располагаются на Дискосе – специальном блюде на ножке. Дискос символизирует ясли, в которых находился Богомладенец тотчас по Своем рождении. И одновременно гроб, в котором покоилось тело Спасителя после снятия с креста.

Об этом говорит святой патриарх Герман: «Дискос есть ложе, на котором иерей и диакон уготовляют тело Господне, сами нося образ Иосифа и Никодима».

Лежащие на Дискосе вокруг Агнца частицы просфор символизируют единую Христову Церковь всех поколений и эпох.

Символика проскомидии

После приготовления Агнца священник берет Потир – специальную чашу, и вливает в нее вино в соединении с небольшим количеством воды. Об этом говорили отцы Карфагенского Собора (правило 46):

«В святилище да не приносится ничто кроме Тела и Крови Господни, якоже и Сам Господь предал, то есть, кроме хлеба и вина, водою раствореннаго».

Вода является дополнительным компонентом к вину, ей вино разбавляют, совсем немного. Это совершается в воспоминание евангельских слов: «но один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода Ин 19:34).

Растворение вина водою называют «святым соединением», оно станет впоследствии Кровью Христовой. Затем на Дискос ставится Звездица – она представляет собой две металлических крестообразно расположенных дуги. Она символизирует Вифлеемскую звезду, благодаря которой пришли поклониться Богомладенцу волхвы с Востока:

«Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему» (Мф. 2:1-2).

Звездица и покровцы

После чего Потир и Дискос со Звездицей покрываются специальными расшитыми узорами покровами. Наибольший из них называется Воздух, а два другие — Покровцы. Покрова символизируют погребальные пелены Христа. Вот что пишет о символике Покровцов и Воздуха святой Симеон Солунский:

«иерей берет покров дискоса, означающий с другими покровами пелены, и читает стихи псалма, где говорится о вочеловечении Слова, потом другой покров полагает только на чашу и произносит также слова, относящиеся до воплощения Господня. Наконец иерей полагает и последний воздух, который означает и твердь, где звезды, и вместе синдон (то есть плащаницу)».

При установке Звездицы и покрытием покровами совершается каждение каждого элемента священнодействия. Затем открывают завесу над Царскими вратами алтаря и совершают каждение Дискоса и Потира, алтаря и всего храма. Кадильница – небольшой сосуд, в который на горящий уголь полагают фимиам (ладан) для благоухания. Традиция воскурять ароматические вещества Богу – древняя. Само каждение связывалось с молитвой. «Да исправится молитва моя, – пел Богу пророк Давид, – яко кадило пред Тобою» (Пс. 140:2). В Новом Завете эта связь показана в Апокалипсисе, где говорится о золотых чашах, полных фимиама, «которые суть молитвы святых» (Апок. 5:8). На проскомидии кадило с вложенным в него ладаном символизирует дары, от волхвов принесенные, – злато, ливан и смирну.

Завершение проскомидии

Священник в это время продолжает вынимать частицы из маленьких просфор в память живых и усопших членов Церкви. Служители алтаря читают имена христиан, за которых накануне подали специальные записки о поминовении. После прочтения каждого имени, указанного в записке, священник вынимает частицу просфоры, говоря: «Помяни, Господи, (указывается написанное нами имя)».

Все частички, вынутые в память живых и усопших членов церкви, будут по окончании Литургии опущены в Потир с Кровью Христовой. Погружение в Кровь Христову символизирует омытие грехов христиан поминавшихся на проскомидии. Вот почему из всех видов молитвенных поминовений, именно молитва на проскомидии считается наиболее действенной.

На этом проскомидия завершается, и по окончании чтения Часов, следует вторая часть литургии —  Литургия оглашенных.

Предыдущая запись Канон Пресвятой Богородице — история, структура, содержание
Следующая запись Молитва о душевном покое — в мире с собой и с миром