Пути Господни неисповедимы — что это значит

Библия — кладезь мудрости

Книга книг — Библия — обогатила наш язык множеством крылатых выражений. Большинство из них мы часто используем для образной передачи мысли. Одно из таких выражений — «пути Господни неисповедимы». Мы употребляем его, чтобы ободрить близкого человека в случае нелегких жизненных испытаний. Произносим, когда удивляемся хитросплетению случайных событий, приведших к удачному решению сложного вопроса. Нередко слышим эту фразу с амвона церкви во время проповеди священника. Каков же первоначальный смысл словосочетания «пути Господни неисповедимы» и кто впервые произнёс эти слова?

пути Господни неисповедимы
Дорога к храму — пути Господни неисповедимы

Пути Господни неисповедимы: что это значит 

Апостол Павел является автором выражения «пути Господни неисповедимы». В послании к Римлянам он пишет:

«О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!» (Рим.11:33). 

Так, в первоисточнике звучит слово «неисследимы». Это значит, что исследовать замыслы Бога, то есть узнать и изучить их, невозможно. Человеческом разуму не под силу пройти «по следам» Божественного замысла и понять все его повороты. Толкователь Евангелия блаженный Феофилакт так пишет об этом:

«О путях же не сказал: непостижимы, но: неисследимы, то есть не могут даже быть исследуемы. Пути Его, то есть способы домостроительства, не только не могут быть постигнуты, но даже исследованы, то есть нельзя даже видеть следа их».

Апостол Павел в своих словах выражает изумление Премудростью Божией. Он поражен величием Его Промысла о мироздании и каждом отдельно взятом человеке. 

С течением времени слово «неисследимы» было заменено на привычное нам «неисповедимы». В переводе со славянского это значит то, что нельзя выразить словами. Нечто, что не поддаётся пониманию, непостижимо для ума.  

Таким образом, общее значение рассматриваемого популярного выражения следующее: человек не в силах проникнуть в глубины Божественного Промысла и выявить причинно-следственные связи случившегося.

Смысл фразы «пути Господни неисповедимы» заключается в невозможности познать премудрость Божьего Замысла. Словосочетание используется для выражения мысли о том, что даже тяжелые и скорбные события жизни Господь управляет ко спасению бессмертной души человека.

«С Богом никто не поспорит, и Он никому не дает отчета, и одно несомненно, что все, что он творит, есть во благо, есть совершенное добро» (архимандрит Иоанн Крестьянкин).

Пути Господни неисповедимы 

В первой строке Символа Веры христиане исповедуют Господа как Вседержителя. А это значит, что Он все держит в Своей Божественной руке, направляя все к добру. Премудрый Творец, гармонично устроивший Вселенную, поддерживает в ней согласованность и порядок, видя все вне времени и пространства.

«Бог все наперед знает и что было, и что есть, и что будет; все знает Он прежде события, и видит то так, как бы оно было присуще и совершалось пред лицем Его, потому что все от Бога имеет свое бытие и существование и все прежде бытия находится в Его творческом уме» (преподобный Симеон Новый Богослов).

Божественный Замысел простирается на все Его творение: от Небесных Сил до полевых лилий. Но ограниченному человеческому уму невозможно постигнуть всю глубину Божьего Промысла. Для человека пути неисповедимы, которыми Господь Вседержитель как Источник благ, все события ведёт ко спасению и добру.

«Бог уп­равля­ет ми­ром, и все, со­вер­ша­юще­еся на не­бе и в под­не­бес­ной, со­вер­ша­ет­ся по су­ду Пре­муд­ро­го и Все­могу­щего Бо­га, не­пос­ти­жимо­го в пре­муд­рости и все­могу­щес­тве Сво­ем, не­пос­ти­жимо­го в уп­равле­нии Сво­ем» (святитель Игнатий Брянчанинов).

В годовалом возрасте для ребёнка его квартира кажется всем миром. По мере взросления он узнаёт о существовании многих стран. Все это происходит постепенно, неподготовленный детский ум не способен воспринять масштабы пространства. Так и взрослым людям, которые всегда остаются детьми Небесного Отца, не стоит пытаться постичь всю глубину и премудрость Божественного Замысла.

Об этом Сам Господь предупредил авву Антония. Об этом повествует следующий рассказ в Отечнике (сборнике жизнеописаний подвижников и монахов). 

Антоний Великий, раннехристианский монах-пустынножитель, долгое время размышлял о глубине Божественного Промысла. Почему некоторые живут до глубокой старости, а другие уходят в младенчестве? Почему нередко злые люди благоденствуют и наслаждаются материальными благами, а добропорядочные испытывают бедность и несчастья? После продолжительной молитвы авва Антоний услышал глас: «Антоний! Внимай себе и не подвергай твоему исследованию судеб Божиих, потому что это душевредно».

Да будет воля Твоя!

Самый мудрый царь всех времен и народов Соломон, глядя на величие Премудрости Божьей, восклицал: 

«Ибо какой человек в состоянии познать совет Божий? или кто может уразуметь, что угодно Господу?» (Прем.9:13). 

Именно эту мысль и выразил апостол Павел, употребив крылатое сегодня выражение «пути Господни неисповедимы». При этом дальше апостол добавляет славословие Господа, говоря:

«Ибо все из Него, Им и к Нему» (Рим.11:36). 

Мы призваны доверять Богу как Премудрому Управителю всего существующего. И по словам блаженного Феодорита:

«На Него подобает всем взирать, принося благодарность за то, что уже есть, и прося о попечении в будущем». 

Сам Господь Иисус Христос учит христиан совершенному доверию Господу, когда даёт ученикам образец молитвы, в которой звучат слова:

«да будет воля Твоя и на земле, как на небе» (Мф.6:10). 

Дальше Христос показывает пример всецелого предания себя в руки Божественного Промысла. Он как человек страшился грядущих мучений и смерти. И молясь до кровавого пота перед Своими крестными страданиями в Гефсиманском саду, Христос повторял:

«впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф.26:39). 

И Божественным Промыслом было устроено так, что позорная казнь Иисуса Христа на кресте, стала дверью в Небесное Царство для всех верующих в спасительную Жертву Христа. 

Так в жизни каждого человека даже тупиковые, на первый взгляд, ситуации и скорбные события Господь устраивает ко благу. Христианин должен с молитвой и упованием на Бога принять все происходящее с ним. Именно в этом заключается смысл смирения — во всем видеть управительную Руку Божественного Отца.

«Мы дол­жны быть убеж­де­ны толь­ко в од­ном, что Бог все по­сыла­ет для на­шей поль­зы, а са­мого спо­соба не ис­сле­довать, и не роп­тать, и не уны­вать, ког­да не зна­ем его. В том то, глав­ным об­ра­зом, и сос­то­ит Про­мысл, что при­чины для нас не­пос­ти­жимы» (святитель Иоанн Златоуст).

Для христианина нет случайностей

Человеку нередко может казаться, что жизнь — это набор случайных событий. Но православный верующий знает, что каждое явление — звено Божественного Провидения в единой цепи устроения мира. Когда мы стоим на месте, нам может казаться, что лес вокруг нас дремуч и страшен. И только пройдя вперёд, мы увидим, что за раскидистыми ветвями притаилось спокойное живописное озеро. Так, тяжелые события нашей жизни могут быть началом положительных перемен. Нужно только доверять и благодарить Бога.

Наглядно это иллюстрирует следующая притча. 

У одного крестьянина пропала лошадь. В ответ на переживания соседей он спокойно отвечал: «У меня просто пропала лошадь. На все воля Божья». Через некоторое время пропавшее животное само пришло в стойло, да ещё привело с собой молодого жеребца. Соседи с завистью в голосе охали и поздравляли счастливого обладателя двух отличных лошадей. На это крестьянин лишь тихо улыбался и благодарил Бога.

Сын крестьянина решил опробовать нового скакуна. Во время катания он упал с лошади и сломал ногу. На горестные причитания соседей крестьянин славил Бога и говорил, что так угодно Господу. Знакомые махнули рукой на причудливого старика: его сын болен, а он радуется. Но внезапно пришла война, и всех здоровых ребят забрали воевать. В деревне остался лишь сын старого крестьянина со своей сломанной ногой. 

Так, у человека, который доверяет Господу и Его Божественному Промыслу, нет случайностей. Каждое событие словно очередной стежок, который делает Премудрый Господь на ткани человеческой жизни и всей мировой истории.

«Случайностей в жизни нет и быть не может, Бог Промыслитель правит миром, и каждое обстоятельство имеет высший духовный смысл и даровано Богом для исполнения этой вечной цели – для познания Бога» (архимандрит Иоанн Крестьянкин). 

Чудесные «случайности» в нашей жизни 

Неисповедимы пути, которыми Господь ведёт человека ко спасению, желая лишь одного — вечной жизни для каждой души. Не желая нарушать человеческую свободу, Он невидимым образом через случайные на первый взгляд события ставит человека в те условия, которые содействуют его добровольному выбору в пользу добродетелей. 

Удивительная история произошла с диаконом Вадимом. Однажды он встретился с ветераном Валентиной Кронидовной, которая прошла всю войну и была удостоена наград. На предложение священника причаститься, пожилая женщина со смехом ответила, что ей, пережившей блокаду Ленинграда, Бог не нужен. 

Спустя 10 лет отец Вадим поехал со своим другом-священником в военный госпиталь причастить там одну больную.  Уже при выходе из больницы он случайно столкнулся с девушкой. Она просила священников вернуться и причастить ее пожилую родственницу. К огромному удивлению отца Вадима это оказалась та самая Валентина Кронидовна. Она не узнала священника и очень желала исповедаться. Своей самой большой ошибкой бывший ветеран считала свое давнее заявление молодому батюшке о том, что Бога нет. Господь через цепочку встреч и событий сделал так, что душа этой женщины, пусть и на смертном одре, очистилась от своих грехов и приняла в себя Христа через Таинство Причастия. 

Следующую историю рассказывает протоиерей Виктор, священник одного из храмов Ярославской епархии. Однажды, ловя попутку, он сел в первую проезжавшую машину к молодой супружеской паре. Разговорившись, выяснилось, что они собирались сделать аборт. Отец Виктор произнёс: «Не делайте этого! Родится у вас мальчик и будет вам большим утешением». Прошли месяцы, разговор в случайно встреченной машине забылся… И тут ему пришла посылка с продуктами и фотографиями малыша. Оказалось, супружеская пара послушалась совета батюшки. На свет появился мальчик, который стал радостью и утешением для всех родных. Случайная, казалось бы, встреча спасла жизнь ребёнку и уберегла родителей от смертного греха убийства.

Предыдущая запись Господь Вседержитель — икона Спасителя
Следующая запись 9 мучеников Кизических — житие, чудеса, молитвы