Рождество Пресвятой Богородицы — дата, история и значение праздника

Узнайте все самое интересное и важное о Рождестве Пресвятой Богородицы, прочитав статью или посмотрев видео в конце текста

Содержание праздника

События, описывающие Рождество Пресвятой Богородицы и послужившие основой праздника, описаны в Протоевангелии от Иакова. Этот текст относится к апокрифам — историческим христианским текстам, не включённым в новозаветный канон. Он написан на греческом языке предположительно во II веке после Рождества Христова. Речь в нём идёт большей частью про события, предшествующие Евангельской истории.

Рождество Пресвятой Богородицы
Рождество Пресвятой Богородицы (православная икона)

Нас интересует отрывок Протоевангелия, повествующий о праведных Иоакиме и Анне. Супруги были весьма набожны. Они были очень обеспечены и тратили свои богатства на дары храму и на жертвы Богу. Иоаким, например, каждый раз, когда Закон Моисея предписывал принести жертву в храме, приносил её в двойном размере.

Но на один из еврейских праздников Иоакима не допустили в Иерусалимский храм принести Богу дары. Это случилось из-за того, что тот был бездетен и в преклонных летах. Евреи считали, что чем больше детей у человека, тем больше он угоден Господу. Бездетных общество отвергало, люди не хотели иметь с ними никаких дел, почитая их грешниками.

Одна из центральных тем Ветхого Завета — каждый иудей мечтал, что среди его потомков родится Мессия. Поэтому бесплодие считалось проявлением гнева Божьего или наказанием за скрытые пороки и грехи. Иоаким и Анна страдали за-за отсутствия детей. Когда Иоакима не допустили в храм, он принял на себя строгий пост и ушёл в пустыню молиться Господу. Анна осталась в городе, но тоже неустанно молилась. Она не отчаивалась, помня о жене Авраама, Сарре, которой Господь на старости лет дал сына.

На сороковой день к супругам сошёл ангел и возвестил о скором зачатии ребёнка. Они поклялись, что отдадут своего первенца в Храм для служения Господу. Так супруги и поступили. Когда девочке, названной Марией (по еврейски — «госпожа, надежда») исполнилось три года, Иоаким и Анна отдали её на воспитание в Иерусалимский храм. Сами они после этого прожили около двенадцати лет.

История праздника Рождества Пресвятой Богородицы

Первые упоминания о празднике датируются V веком. Их можно найти, во-первых, в проповеди Прокла, патриарха Константинопольского, на Востоке. Во-вторых, и в сакраментарии (собрание текстов, которые произносились во время мессы) папы Геласия на Западе. Но эти свидетельства не имеют полной достоверности. Некоторые исследователи оспаривают подлинность слов патриарха Прокла. А самые ранние копии требника папы Геласия принадлежат VIII веку. К тому же необходимо учитывать, что в большей части документов V века Богородичных праздников нет вообще. А из Господских праздников — только Рождество Христово и Крещение Господне. 

Многие учёные считают, что большая часть Богородичных праздников зародилась только в VII веке. Но найдены тексты нескольких гимнов в честь Рождества Богородицы, написанных святым Романом Сладкопевцем (VI век).

Судя по всему, праздник Рождества Пресвятой Богородицы появился в Греции. Оттуда пришёл в Рим и распространился по дочерним Церквям. Сейчас этот праздник отмечается во многих христианских общинах. Католический и православный тропари этого праздника полностью совпадают, что большая редкость. Отмечается Рождество Божьей Матери 21 сентября в Православии. 8 сентября — в Католицизме, Англиканстве и в Сирийской Церкви. 9 мая — среди коптских христиан. 

Значение и символика праздника

Для любого христианина Рождество Пресвятой Богородицы — значимый праздник. Это день, который ознаменовал собой начало эры нового завета, начало нашего спасения. Многовековой путь евреев к рождению Мессии приблизился к концу, родилась Та, которая способна вместить Божьего Сына, Иисуса Христа.

Считается, что дом богоотцов Иоакима и Анны расположен в северо-восточной части Иерусалима, но точного указания на место нет. В этой части города стоят два храма — православный и католический, между ними расстояние около 700 метров. И каждая конфессия считает, что именно их церковь стоит на месте рождения Девы Марии.

Почему праведные Иоаким и Анна пользуются таким почитанием? В конце богослужения священник всегда читает отпуст и перечисляет всех святых, память которых празднуется в день сей, и в конце каждого отпуста вспоминаются богоотцы Иоаким и Анна. Всё дело в словах Христа: “По плодам их узнаете их” (Мф. 7:20). Могут ли быть плоды достойнее, чем Пресвятая Богородица?

Кроме того, благодаря союзу Иоакима и Анны в Деве Марии соединились две важнейшие иудейские ветви. Иоаким происходил из дома царя Давида, а Анна — из колена Левия. Таким образом, в Христе соединились кровь царского рода и кровь семьи Первосвященников.

На ранних иконах праздника изображается фигура праведной Анны, которая полулежит или сидит на ложе. Обычно в иконописи это символизирует лёгкие роды. В руках у святой спелёнутый младенец. Вокруг Анны располагаются фигуры женщин, повивальных бабок, служанок и людей с дарами. На более поздних изображениях появляется и праведный Иоаким, а также множество мелких бытовых деталей — младенец в колыбели, озеро, дом.

Вызывают определённый интерес и клейма (маленькие изображения ключевых моментов жизни святого, расположенные по периметру основного образа) на иконах Рождества Пресвятой Богородицы. Там изображаются моменты жития богоотцов: жертва Иоакима в Храме; отказ первосвященника принять жертву; Иоаким в пустыне; Анна в саду; явление ангела богоотцам; встреча супругов у Золотых ворот Иерусалимского храма; само Рождество Богородицы и другое.

Особенности праздничного богослужения

На вечерней службе читаются три паремии Богородичных праздников. Также совершается лития и благословение хлебов. В ключевых моментах поётся тропарь праздника Рождества Пресвятой Богородицы. На утрене на полиелее поется величание. После величания, малой ектений и седальна праздника поется первый антифон 4 гласа — “От юности моея”, который обычно поётся на двунадесятые праздники. В конце вечерней читаются два канона — святого Иоанна Дамаскина и святого Андрея Критского.

На Литургии вместо «Достойно» поется задостойник — ирмос «Чужде матерем девство» с припевом.

Тропарь Рождества Пресвятой Богородицы, глас 4:

Рождество́ Твое́, Богоро́дице Де́во,/ ра́дость возвести́ всей вселе́нней:/ из Тебе́ бо возсия́ Со́лнце пра́вды Христо́с Бог наш,/ и, разруши́в кля́тву, даде́ благослове́ние,// и, упраздни́в сме́рть, дарова́ нам живо́т ве́чный.

Кондак Рождества Пресвятой Богородицы, глас 4:

Иоаки́м и А́нна поноше́ния безча́дства,/ и Ада́м и Е́ва от тли сме́ртныя свободи́стася, Пречи́стая,/ во святе́м рождестве́ Твое́м./ То пра́зднуют и лю́дие Твои́,/ вины́ прегреше́ний изба́вльшеся,/ внегда́ зва́ти Ти:// непло́ды ражда́ет Богоро́дицу и пита́тельницу Жи́зни на́шея.

Величание на Рождество Пресвятой Богородицы

Велича́ем Тя, Пресвята́я Де́во, и чтим святы́х Твои́х роди́телей, и всесла́вное сла́вим Рождество́ Твое́.

Предыдущая запись Храм Покрова на Нерли — чудо русской древности
Следующая запись Кто такие католики — и чем отличаются от православных