“Монашество есть внешнее и внутреннее. Миновать внешнее нельзя, но и удовлетвориться им одним тоже нельзя. Одно внешнее без внутреннего даже приносит вред. Внешнее монашество можно уподобить вспахиванию земли. Сколько ни пахай — ничего не вырастет, если ничего не посеешь. Вот внутреннее монашество и есть сеяние, а пшено — молитва Иисусова. Молитва освещает всю внутреннюю жизнь монаха, дает ему силу в борьбе, в особенности она необходима при перенесении скорбей и искушений…”
(преподобный Варсонофий Оптинский).
Мона́х (греч. μοναχός — одиночный, единичный) – член религиозной общины, в соответствии с обетом (клятвой) ведущий аскетическую жизнь либо в рамках монашеской общины (братии), либо в одиночестве,отшельничестве.
Эти слова преподобного Исихия в полной мере отражают жизнь истинного монаха. Что же такое монашество и для чего нужны монастыри в современном мире?
Монахом является православный христианин, который отрекся от мирской жизни и принял обеты:
– девства (монах не может жениться);
– послушания (монах должен во всем слушаться игумена, не опираясь на свою волю и мысли);
– нестяжания или бедности (у монаха не должно быть никакой собственности, все общее с другими монахами).
Монашество зародилось в Египте во второй половине III века. Первым монахом стал Антоний Великий, он прожил в пустыни более 90 лет, перенес тяжкие испытания: голод, жажду, холод, жару, искушения и дьявольские нападки. К таким великим подвижникам стекались люди с разных уголков земли, селились рядом. Начали образовываться монастыри. В них иноки вместе жили и трудились под чутким руководством опытного старца (аббата) по строгому уставу.
На Руси монашество получило большую популярность и людскую любовь. Первый монастырь образовал в 1051 году Антоний Печерский в Киеве и получил название Киево-Печерской Лавры. В это время в Киеве строятся и другие монастыри: Димитриевский, Спасский Берестовский, Кловский Влахернский. Монастыри на карте страны стали появляться все чаще и чаще. Каждый правитель стремился в своем стольном граде основать монастырь.
Монастыри России становились не только местом уединенной молитвы для иноков, но и крупными образовательными центрами. В православные монастыри стекались христиане со всей страны за советом к опытным старцам, с просьбой о молитве и о материальной помощи. Много испытаний пришлось пережить православным святыням за долгие своего существования, но и в наши дни монастыри России возрождаются или возводятся на новых местах.
Действующие монастыри России – это излюбленные места паломничества православных христиан. Здесь можно уединиться от мирской суеты и набраться душевных сил, получить совет от опытных священников и потрудиться во Славу Божию.
Самый большой монастырь в России. Был основан в 1337 году одним из известнейших русских святых – преподобным Сергием Радонежским. Со временем вокруг его келии начали селиться иноки, желающие уединиться от мирской жизни, так небольшая келья преподобного переросла в крупнейший духовный центр России. С 1608 по 1610 год стены монастыря выдержали осаду польско-литовского войска, численностью 30 тысяч человек, в Лавре же насчитывалось не более 3 тысяч.
В Троице-Сергиевой Лавре подвизились преподобный Никон Радонежский, преподобный Максим Грек, духовные писатели преподобный Епифаний Премудрый и Пахомий Логофет. В Лавре собрана библиотека уникальных книг и рукописей.
С 1814 года в монастыре действует Московская духовная академия.
В 20-е годы XX века монастырь был закрыт. Возрождаться обитель, как и другие монастыри России, стала после Великой Отечественной Войны. Спустя 7 столетий сложнейших испытаний, взлетов и падений Троице-Сергиева Лавра остается одним из почитаемых монастырей на карте России.
Место для закладки монастыря выбрал Петр I в 1710 году. Свое название Лавра получила в честь святого князя Александра Невского. Постройкой руководил архимандрит Феодосий. Со временем монастырь разросся и получил статус Лавры. На территории находится кладбище, где захоронены Фонвизин, Достоевский, Ломоносов, Жуковский, Карамзин, Крылов. Архитектурный ансамбль Лавры является одним из красивейших в северной столице.
Святыни монастыря: мощи святого благоверного князя Александра Невского, Икона Божией Матери «Невская Скоропослушница».
История “земного Удела Пресвятой Богородицы” началась во второй половине XVIII века с постройки нескольких келий рядом с Казанской церковью, где поселилась мать Александра и 3 послушницы. Так образовалась Казанская община, старец Пахомий окормлял сестер.
В 1789 году обитель стал опекать Серафим Саровский — великий подвижник. Он учил сестер жить просто, смягчил чрезмерно строгий устав общины, всей своей жизнью подавал истинный пример любви к Богу и ближним. В 1861 году общине был присвоен статус монастыря. К началу XX века монастырь стал одним из крупнейший в России. Действовали многочисленные мастерские, больница, богадельня, приносил плоды большой фруктовый сад. Сестры жили в любви и труде. Но советская власть не пощадила цветущую обитель: сестер выгнали, храмы закрыли.
Возрождаться обитель начала в 1988 году. Сейчас монастырь полностью восстановлен, обретены мощи батюшки Серафима.
Святыни монастыря: Мощи и икона преподобного Серафима Саровского, икона Пресвятой Богородицы “Умиление”, святая канавка.
Основан в 1397 году на месте встречи чудотворной Владимирской иконы Божией Матери в память об избавлении Москвы от нашествия Тамерлана. Является одним из старейших в Москве.
Здесь молились цари, патриархи, простой люд, отправляясь на богомолье. Как и многие другие монастыри России, в 20-х годах ХХ века был разорен. Храмы разрушили, на территории советской властью проводились расстрелы. Память о невинно убиенных при входе в монастырь почтили установкой поклонного креста.
В 2017 году на территории, где проводились расстрелы, был возведен прекрасный храм в честь новомучеников и исповедников российских.
В наше время на территории действует Сретенская Духовная семинария и книжное издательство.
Святыни монастыря: мощи Священномученика Илариона, мощи преподобной Марии Египетской, Владимирская икона Божьей Матери, точная копия Туринской плащаницы, крест с частицей животворящего креста Господня.
Точное время образования обители неизвестно, но уже в Х веке здесь жили и трудились монахи. Основателями монастыря принято считать преподобных Сергия и Германа. В ХI веке обитель ждали тяжелые испытания: шведские войска, на пути которых располагался монастырь, грабили и разрушали ее.
До 1661 Валаамский монастырь являлся примером иноческой жизни, здесь подвизались многие святые, вокруг появились скиты. Но шведские войска до основания разрушили монастырь, убили его насельников, построили себе дома, и собирались навсегда поселиться на острове. По всему Ладожскому берегу шведы уничтожали православные святыни. Только мощи святых покровителей монастыря преподобных Сергия и Германа оставались в могиле. Лишь в 1715 году по указу Петра I Валаамский монастырь начал восстанавливаться. Но в 1754 году монастырь сгорел дотла. Много невзгод и трудностей, взлетов и падений пришлось пережить монастырю и его насельникам.
В годы советской власти Валаамский монастырь, бывший когда-то столпом православной веры на севере России, находился в запустении. 14 декабря 1989 г. первые шесть монахов ступили на поруганную землю древней обители. К 1993 году братия монастыря уже составляла 150 человек. В наше время Валаамский монастырь занимает почетное место на карте России. Восстановлены храмы и скины, развивается сельское хозяйство, действуют гостиницы, подворья. Множество туристов в летнее время устремляются к берегам Ладожского озера.
“Северный Афон” – так часто называют эту святую обитель. Условия для жизни здесь невероятно суровые, температура в июле около +12°С.
В 1429 году иноки Савватий и Герман на лодке приплыли к Большому Соловецкому острову, где и поселились.
Самые страшные годы ждали Соловецкий монастырь в ХХ веке. Монастырь был закрыт, о на его территории был размещен Соловецкий лагерь особого назначения СЛОН, куда ссылали политических заключенных. Но около 60 человек братии не покинули монастырь, а добровольно приняли заточение и остались в Соловецком лагере.
Сколько человек было замучено и расстреляно на Соловках во время существования лагеря, сложно даже представить, среди них архиепископы, епископы, митрополиты. Более 30 новомучеников Соловецких были канонизированы в 2000 году Архиерейским Собором.
В 1990 году началось возрождение Зосимо-Савватиевского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря.
Святыни монастыря: мощи преподобных Зосимы, Савватия и Германа, частица мощей святителя Филиппа, частица мощей святителя Маркеллы, ковчег с главой священномученика Петра(Зверева), икона Пресвятой Богородицы “Одигитрия”.
Монастырь основан в начале XV века раскаявшимся разбойником Оптой, в монашестве — Макарием. До начала ХХ века являлся крупнейшим в России центром старчества.
Первым вдохновителем старчества стал иеросхимонах Лев, вера в Бога и любовь к людям которого не знала границ. За советом к старцу Льву приходило множество людей.
Иеросхимонах Макарий был учеником старца Льва. Старался привить людям смирение. “Есть смирение — все есть, нет смирения — ничего нет» – говорил старец. При нем в Оптиной пустыне начали издавать книги.
Схиархимандрит Моисей славился своей подвижнической жизнью, был очень кротким и смиренным, но при этом мудро управлял Пустынью. При нем строились новые храмы, проводилась благотворительная работа.
Схиигумен Антоний брат отца Моисея. Тяжело болел, но со смирением принял свою немощь. 14 лет был старцем в скиту.
Иеросхимонах Иларион ученик старца Макария. Защищал веру православную от нападок.
Иеросхимонах Амвросий один из самых известных оптинских старцев. Основал Шамординскую женскую обитель. Был необычайно умен, его любовь к людям не знала границ.
Иеросхимонах Анатолий мог утешить любого отчаявшегося человека. Чуткий и мудрый наставник и молитвенник.
Схиархимандрит Исаакий стремился сохранить в Оптиной Пустыне, установленные ранее заветы, отличался простотой и отзывчивостью. В его келью мог прийти любой страждущий человек и получить совет и утешение.
Иеросхимонах Иосиф ученик старца Амвросия. Отличался необычайным смирением и непрестанной молитвой.
Схиархимандрит Варсонофий из блестящего военного превратился в прозорливого старца. Ему были известны многие события и мысли приходящих к нему страждущих.
Иеросхимонах Анатолий исцелял больных, утешал унывающих, давал мудрые советы страждущим.
Иеросхимонах Нектарий свои дары прозорливости и чудотворения скрывал за маской юродства. Утешал верующих, подвергшихся гонению.
Иеромонах Никон продолжал исполнять старческое служение после закрытия Оптиной Пустыни. Умер в изгнании.
Архимандрит Исаакий II последний мужественный старец Оптиной Пустыни. На его долю выпали тяжелые испытания: разорение обители. 4 раза был арестован и заключен под стражу. Расстрелян 8 января 1938 года.
В наше время Оптина Пустынь восстановлена.