Семь отроков Эфесских – житие, икона, молитва

7 мучеников из Эфеса

Священное Предание Православной Церкви содержит поразительный рассказ о семи раннехристианских мучениках из Эфеса (современная Турция). Они были заживо замурованы в пещере во времена гонений за Христову веру. Однако впали в чудесный сон и проснулись спустя почти два столетия – в совершенно другой эпохе. Эти праведники вошли в историю Церкви как семь отроков Эфесских (отроками именовали не только подростков, но и юношей). Их имена: Мак­си­ми­ли­ан, Иам­влих, Мар­ти­ни­ан, Иоанн, Ди­о­ни­сий, Ек­са­ку­сто­ди­ан (Кон­стан­тин) и Ан­то­нин.

семь отроков Эфесских
Семь отроков Эфесских, православная икона

Семь отроков Эфесских: житие

Святые Эфесские отроки жили в середине 3 века и происходили из знатных родов. Один из юношей был сыном градоправителя. Все они, являясь христианами, подружились ещё в детстве и вместе поступили на военную службу. Святитель Димитрий Ростовский повествует:

«Не будучи связаны узами телесного родства, они были связаны узами родства духовного, – верою и любовию Христовою; они вместе молились и постились, сораспинаясь Христу умерщвлением плоти и строгим соблюдением целомудрия» («Жития святых»).

С 249 по 251 гг. правителем Римской империи был Декий Траян, который жестоко преследовал христиан. Однажды, пребывая в Эфесе, он приказал горожанам совершать языческие жертвоприношения. Семеро отроков сохранили верность Господу, отказавшись исполнить ритуал. Траян разжаловал непокорных воинов, но сохранил им жизнь и свободу. Император надеялся, что юноши изменят своё решение, пока он будет в походе.

Однако Семь отроков Эфесских раздали имущество нищим и покинули город. Они спрятались в пещере, где постом и молитвой стали готовить себя к мученическому подвигу. Один из юношей (Иамвлих), притворяясь бродягой, периодически наведывался в Эфес, чтобы купить хлеб. Иамвлих узнал, что император Траян снова находится в городе и ищет беглецов для суда.

Согласно одному из вариантов предания об Эфесских отроках, они добровольно пришли на суд. Другая версия жития повествует, что юноши продолжали укрываться, но были найдены властями. Так или иначе, семерых друзей-христиан приговорили к смерти и заживо замуровали в их пещере. На казни присутствовали двое вельмож, которые тайно исповедовали христианство. Они спрятали среди камней футляр с металлическими пластинами. На пластинах были записаны имена мучеников и обстоятельства их кончины.

Чудесное пробуждение Эфесских мучеников

Согласно преданию, замурованные юноши не погибли, а по воле Господа надолго заснули таинственным сном. Они пробудились спустя почти два столетия, во времена императора-христианина Феодосия II (401-450 гг.). Бог оживил мучеников в тот момент, когда вход в безвестную пещеру начали разбирать, чтобы использовать камни для строительства. Отроки даже не подозревали, сколько длился их сон. Их одежда и тела были не тронуты тлением. Считая, что им всё ещё угрожает казнь, друзья вновь послали товарища в город за хлебом.

Когда Иамвлих подошёл к вратам Эфеса, он поразился, увидев на них символ креста. Затем юноша с удивлением услышал, как на улицах города свободно произносится имя Христово. Отрок был задержан, поскольку пытался расплатиться за хлеб монетами времён Декия Траяна. Иамвлиха обвинили в утаивании старинного денежного клада.

Задержанного доставили к градоправителю, у которого в тот момент находился местный архиерей. Он понял, что через отрока Господь открывает некую тайну. Когда Иамвлих привёл людей к товарищам, священнослужитель нашёл запрятанный футляр с информацией о мучениках. Тогда все поняли, что произошло великое чудо.

Вскоре к ожившим праведникам приехал сам император Феодосий. После беседы с ним юноши склонились на землю и теперь по-настоящему ушли из жизни. Правитель желал поместить останки мучеников в драгоценные гробницы. Но Эфесские отроки явились ему в сновидении и велели оставить их тела в пещере на земле.

Семь отроков Эфесских: значение чуда

Тем, кому необходима молитва 7 отрокам Эфесским, полезно знать о богословском толковании их чуда. Мученики пробудились от таинственного сна в 5 веке, во времена расцвета христианства в Римской империи. Однако тогда же возникла ересь (искажённое вероучение), отрицавшая догмат о всеобщем воскресении мёртвых во время Второго Пришествия. Святая Церковь учит, что все жившие когда-либо люди в конце времён воскреснут в обновлённых телах для Страшного Суда и перехода в Вечность. Приведём слова святителя Иоанна Златоуста:

«Воскреснуть должно всякому вообще телу человеческому но добрый воскреснет для жизни, а злой воскреснет для казни [вечных мук]… Если не воскреснет тело, то не воскреснет человек, потому что человек есть не только душа, но душа и тело» (Полное собрание творений).

Еретики же не верили, что истлевшая и распавшаяся физическая плоть может восстановиться. Они были уверены, что воздаяние в Вечности получат только души людей, без участия тел. Согласно святителю Димитрию Ростовскому, эта ересь смущала христиан и потому печалила благочестивого императора Феодосия. Он горячо молился об очищении Церкви от ложного учения. Чудесным пробуждением Эфесских мучеников Господь указал на истинность догмата о будущем воскресении и укрепил веру христиан. Святой Димитрий отмечает:

«Милостивый Господь, не хотя, чтобы кто-нибудь погиб, заблуждаясь в истинах веры, услышал молитву царя и слезные стенания многих верных и явно открыл тайну ожидаемого воскресения мертвых и вечной жизни… показал Господь в воскресении тел святых отроков образ будущего всеобщего воскресения не только души, но и тела» («Жития святых»).

В дивном перемещении святых отроков во времени Церковь также видит живой символ перехода христианства от периода гонений к эпохе торжества.

Почитание семи Эфесских отроков

Слава о произошедшем с семью исповедниками веры Христовой удивительном событии стремительно разнеслась по христианскому миру. Этому поспособствовал Третий Вселенский собор (собрание церковных иерархов), проведённый в 431 году в Эфесе. Историчность чуда подтверждается многочисленными письменными свидетельствами древних авторов. Среди них, например, преподобный Иоанн Колов и месопотамский епископ Иаков. В 10 веке сирийский вариант жития Эфесских праведников был изложен на греческом языке святым Симеоном Метафрастом. Этот источник стал главным в православной традиции.

Основными святынями, связанными с Семью отроками, являются их мощи и пещера. Существует несколько гротов, отождествляемых с убежищем мучеников. Одна из них находится непосредственно у Эфеса. В 12 веке её посетил и описал в своём труде «Хождения» русский игумен Даниил. Согласно другой версии, христианские воины приняли мученический подвиг и чудесно уснули во время военного похода в Иордании (Ближний Восток). Местная «Пещера Семи отроков» с древним храмом находится в столичном городе Амман.

Сведения о святых останках мучеников обрываются на 12 веке. Среди их возможных местоположений амманская пещера и марсельская церковь Сан-Виктуар. В последнюю мощи могли быть перенесены из Эфеса во время крестовых походов.

В Православии память Семи отроков Эфесских празднуется 17 августа (день мученической кончины) и 4 ноября (день пробуждения или, по другой версии, повторной смерти). Единственная в России церковь, названная в честь этих святых, находится в Тобольске. Одна из наиболее знаменитых фресок Семи отроков украшает Успенский собор Московского Кремля. Эфесские праведники также почитаются в исламе. Они упоминаются в Коране как «Асхаб аль-Кахф» («обитатели пещеры»).

Эфесские мученики традиционно воспринимаются народом как покровители страдающих расстройствами сна. Однако молитва Семи отрокам, разумеется, может читаться христианами и в других нуждах. На иконах этих святых чаще всего представляют спящими в пещере. В небесах над ними изображают Господа или Богоматерь.

Семь отроков Эфесских: молитва

Тропарь, глас 4

Ве́лия ве́ры чудесе́,/ в пеще́ре, я́ко в черто́зе ца́рском,/ святи́и седмь о́троцы пребы́ша,/ и умро́ша без тли,/ и по мно́зех вре́менех воста́ша, я́ко от сна,/ во увере́ние воскресе́ния всех челове́ков.// Тех моли́твами, Христе́ Бо́же, поми́луй нас.

Перевод: Великие чудеса веры: в пещере, как в царском дворце, святые семь отроков пребывали и умерли без тления, и после многих лет восстали, как ото сна, чтобы удостоверить в воскресении всех людей. По их молитвам, Христе Боже, помилуй нас.

Кондак, глас 4

Ми́ра су́щая тле́нная презре́вше,/ и нетле́нныя да́ры прие́мше,/ уме́рше, кроме́ тле́ния пребы́ша./ Те́мже востаю́т по мно́гих ле́тех,/ все погре́бше лю́тых неве́рие,// я́же во хвале́нии днесь, ве́рнии, восхваля́юще, Христа́ воспои́м.

Перевод: Презрев мирское тленное существование и получив дар нетления, умерев, вы остались нетленными. Потому воскресли после многих лет, похоронив все неверие еретиков, чтобы мы с похвалой сегодня, верующие, прославляя, воспели Христа.

Молитва

О, пречу́днии святи́и седмочи́сленнии о́троцы, Ефе́са гра́да похвало́ и всея́ вселе́нныя упова́ние! Воззри́те с высоты́ Небе́сныя сла́вы на нас, любо́вию па́мять ва́шу чту́щих, наипа́че же на младе́нцы христиа́нския, ва́шему заступле́нию от роди́телей свои́х препоруче́нныя. Низведи́те на ня благослове́ние Христа́ Бо́га, ре́кшаго: оста́вите дете́й приходи́ти ко Мне. Боля́щия у́бо в них исцели́те, скорбя́щия уте́шите; сердца́ их в чистоте́ соблюди́те, кро́тостию испо́лните я́, и в земли́ серде́ц их зерно́ испове́дания Бо́жия насади́те и укрепи́те, во е́же от си́лы в си́лу им возраста́ти. И всех нас, святе́й ико́не ва́шей предстоя́щих, мо́щи же ва́ша с ве́рою лобыза́ющих и те́пле вам моля́щихся, сподо́бите Ца́рствие Небе́сное улучи́ти и немо́лчными гла́сы ра́дования та́мо прославля́ти великоле́пое и́мя Пресвяты́я Тро́ицы, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Предыдущая запись Дух, душа и тело – из чего состоит человек
Следующая запись Хиротония – что это в Православии