У людей, которые лишь недавно познакомились с Православием, может возникнуть вопрос: сквернословие – что это? Скверна – старинное слово, которым обозначали нечто отвратительное и греховное. Таким образом, в широком смысле сквернословием является любая порочная речь (ложь, клевета, богохульство). Однако чаще всего под этим термином подразумевается бранная лексика, матерщина. А также грех, который заключается в их употреблении.
Христианство рассматривает способность человека к слову как бесценный дар от Бога, одну из черт Его подобия в нас. Никакое другое земное творение не владеет словом. Мы наделены им для общения с Богом и ближними, для духовного и интеллектуального развития.
Дьявол же, который является врагом человечества, стремится исказить в нём всё богоподобное. Желает, чтобы мы не только из «храма Духа Святого» (1Кор.6:19) превратились в наполненный греховными нечистотами сосуд. Его задача – чтобы мы выражали эту грязь с помощью слова, попирая бесценный Божественный дар, ещё больше отравляя себя и всё вокруг. Ведь уста транслируют то, чем преисполнено сердце (Мф.12:34). Апостол Павел призывает:
«Никакое слово гнилое да не исходит из уст ваших, но только доброе» (Еф.4:29).
Протоиерей Алексий Уминский, отвечая на вопрос «сквернословие – что это за грех?», напоминает, что Божье Слово всегда созидательно. Таковой может и должна быть человеческая речь – нести добро и любовь. Дурные слова, напротив, разрушительны. Они отдаляют от Бога, огрубляют душу и сердце. В связи с этим бранную лексику называют духовным ядом, «антимолитвой». Святитель Иоанн Златоуст наставляет:
«Бог вложил в уста твои благовоние [молитва, Причастие], а ты влагаешь в них слова зловоннее всякого трупа, убиваешь самую душу и соделываешь ее нечувствительною».
Тем, кто спрашивает, что такое сквернословие, следует знать, что матерные слова корнями уходят в язычество. Их использовали в заклинаниях и ритуалах, которые нередко сопровождались развратными действиями. Таким образом, употребляя скверные слова, человек уподобляется идолослужителям и соприкасается с миром тёмных духов.
Если человек не сопротивляется греху, то он постепенно отравляет душу и в конце концов делает её рабыней страстей. Приведём слова протоиерея Александра Новопашина:
«Человек становится добровольным рабом греха, беса. Закоренелые в грехе люди живут этим духом нечистым, и делают то, что он им велит».
Страсти не могут существовать «автономно», они всегда связаны с друг с другом. Один порок подогревается другим и, в свою очередь, провоцирует третий. Всё это касается и сквернословия. Оно нередко становится губительной зависимостью, которой очень сложно противостоять. И эта зависимость занимает место в целой палитре взаимосвязанных страстей.
Библия учит, что сквернословие – это грех, истекающий от злобы, гнева (Кол.3:8), греховной праздности (Еф.5:4). Срамные слова несут сексуально-окрашенную агрессию. Соответственно, их употребление разжигает в человеке тягу к насилию и похоть. Неслучайно апостол Павел перечисляет «злоречивых» в одном ряду с развратными и хищными грешниками (1Кор.6:9). Вспомним и то, что бранная лексика раньше была, главным образом, языком преступников и других падших людей.
Таким образом, сквернословие – это не просто плохая привычка и проблема культуры. А смертельно опасная для души болезнь. Однако с помощью Господа, его спасительной благодати можно исцелится от любой душевной пагубы. Главное – перестать оправдывать себя и твёрдо настроиться на покаяние, войну с грехом. Бог обязательно поможет тому, кто усердно трудится над исцелением своей души.
Основными средствами борьбы с этой страстью являются трезвение, молитва и участие в Церковных Таинствах. Трезвение – дисциплина ума и сердца, внимательное отношение к своей духовной жизни. Необходимо помнить, что мат это грех, контролировать свои мысли. Изгонять бранные слова не только с языка, но также из разума, сердца. Следует исключить из своей жизни книги, фильмы, песни, в которых есть ненормативная лексика. Также полезно избегать общения со сквернословящими людьми.
Молитва – любое искреннее покаянное обращение к Богу. Она защищает от бесов, приносит утешение и силу для духовной борьбы. Святитель Иоанн Златоуст учит:
«Где молитва и благодарение, туда приходит благодать Святаго Духа, оттуда прогоняются демоны».
Священники советуют прибегать к краткой молитве каждый раз, когда хочется употребить бранное слово или когда оно просто приходит на ум. Универсальным православным средством «обороны» в искушениях является Иисусова молитва (или краткое «Господи, помилуй»).
Главными Таинствами для уже воцерковлённых людей являются Исповедь и Причастие. В первом христианин приносит искреннее покаяние перед Богом (в присутствии священника) в совершённых грехах – с твёрдым намерением больше не повторять их. Господь принимает раскаяние, очищает человека от грехов и дарует силу к их искоренению из души. Преподобный Ефрем Сирин наставляет:
«Исповедь служит к уничтожению прегрешений. Бог хочет услышать от нас грехи наши не потому, что не знает их. Напротив того, Ему угодно, чтобы мы через исповедь пришли в сознание своих грехопадений».
Причастие заключается во вкушении Тела и Крови Христовых под видом хлеба и вина. Происходит соединение человека с Господом, таинственное освящение и обновление нашего естества. Святитель Иоанн Златоуст называет Причащение
«спасительным врачеванием для наших ран, богатством неиссякаемым и доставляющим нам Царство Небесное».
Протоиерей Валерий Духанин отмечает, что регулярное участие в Церковных Таинствах имеет величайшее значение в борьбе со сквернословием. Духовный недуг уходит после приобщения человека к Источнику чистоты – Господу. Пребывающая с Ним душа тонко чувствует духовную пагубу, осознаёт её вред и не даёт проникнуть в себя.
Го́споди Иису́се Христе́, Сы́не Бо́жий, поми́луй мя́, гре́шнаго (или грешную).
Боже Вседержителю, всю тварь премудростию создавый, мене, падшаго многими согрешеньми, Твоею воздвигни рукою: подаждь ми Твою помощь, и сподоби мя от мирских свободитися искушений, от диавольских сетей, и от плотских похотей. Умилосердися и прости ми вся, елика Ти согреших во вся дни живота моего; помажи душу мою елеем благодати и щедрот Единороднаго Сына Твоего, Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, с Ним же Тебе и Святому Духу подобает всякая слава во веки. Аминь.
Да воскре́снет Бог, и расточа́тся врази́ Его́, и да бежа́т от лица́ Его́ ненави́дящии Его́. Я́ко исчеза́ет дым, да исче́знут; я́ко та́ет воск от лица́ огня́, та́ко да поги́бнут бе́си от лица́ лю́бящих Бо́га и зна́менующихся кре́стным зна́мением, и в весе́лии глаго́лющих: ра́дуйся, Пречестны́й и Животворя́щий Кре́сте Госпо́день, прогоня́яй бе́сы си́лою на тебе́ пропя́таго Го́спода на́шего Иису́са Христа́, во ад сше́дшаго и попра́вшего си́лу диа́волю, и дарова́вшаго нам тебе́ Крест Свой Честны́й на прогна́ние вся́каго супоста́та. О, Пречестны́й и Животворя́щий Кре́сте Госпо́день! Помога́й ми со Свято́ю Госпоже́ю Де́вою Богоро́дицею и со все́ми святы́ми во ве́ки. Ами́нь.
Огради́ мя, Го́споди, си́лою Честна́го и Животворя́щаго Твоего́ Креста́, и сохрани́ мя от вся́каго зла.