В христианстве существует понятие «добродетель». Так называют определённое благое духовно-нравственное качество человека, его стойкое стремление к исполнению Божьих Заповедей. Эти качества помогают христианину в обретении Божественной благодати (силы, дара свыше) и спасении собственной души. Добродетелью можно назвать всё, что приносит духовную пользу человеку. Святой Ефрем Сирин говорил, что добродетель помогает расцвести человеческому сердцу, подобно тому, как влага даёт жизнь ростку (“Творения святого преподобного Ефрема Сирина”). Добродетели противопоставляются грехам и порокам, которые отдаляют душу от Бога и губят её. Смирение это одна из важнейших христианских добродетелей. Её также называют смиренномудрием.
Смирение означает осознанное самоуничижение человека для борьбы с гордыней. Это осмысление собственных недостатков, порождающее отсутствие гордости и высокомерия. Также смирением называют отсечение своей воли ради послушания. Протоиерей Андрей Ефанов, на вопрос «что такое смирение» отвечает — это трезвый взгляд на себя грешного. Священник сравнивает состояние души без смирения с опьянением. Пьяный человек не видит себя со стороны. Он находится в «эйфории» и неправильно оценивает всё происходящее вокруг и внутри себя. Так и горделивая душа не может под правильным углом увидеть свои отношения с ближними и Богом. Итак, смирение — это состояние адекватной самооценки человека. Это верное понимание своего духовного состояния и стремление исправиться.
Каждая добродетель побеждает определённые страсти. Например, постом искореняется чревоугодие, молитвой – уныние и ропот. Смирение в Православии – это победа над гордыней и вытекающими из неё тщеславием, завистью, презрением, лукавством, лицемерием. Смирение неразрывно связано с другими добродетелями.
Так, преподобный Амвросий Оптинский говорил, что
«любовь и милость не могут быть без смирения, а смирение не может быть без милости и любви» («Творения»).
Слово «смирение» имеет корень «мир». Именно так можно описать состояние смиренной души – мир с собой, с ближними, с Богом.
Смиренный – это тот, кто осознаёт свою греховность. Тот, кто стремится очистить свою душу и уповает на волю Бога. В покаянии человек духовно прозревает и видит, насколько его естество испорчено грехом. Любые испытания и скорби он переносит без ропота, воспринимая их как посланные Господом лекарства для излечения от страстей и пороков. Смиренная душа не осуждает других, не гневается и не раздражается. Причем даже когда для этого есть повод. Такой человек видит в других Божий образ и не хочет попирать его. Все вышеперечисленные признаки характеризуют подлинное христианское смирение.
Конечно, подобных духовных высот достигают только Божьи праведники. Но к этому идеалу должен стремиться каждый христианин:
«Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» (Мф. 11:29).
Как обрести смирение? Протоиерей Андрей Ефанов указывает, что достижение смирения – это результат духовной работы над собой. Священник советует регулярно молиться, участвовать в церковных Таинствах и трезво оценивать состояние своей души. Подлинное смирение обретается только с Божьей помощью. Осознавая свою немощь и уповая на Господа, человек получает от Него восполнение этой немощи:
«Бог гордым противится, а смиренным даёт благодать» (Иак. 4:6).
Таким образом душа преображается и становится вместилищем невыразимой духовной силы.
“Смирение – это нечто великое и божественное, а путь к нему – считать себя ниже всех… Не замечать чужих грехов. Смотреть на свои грехи. Постоянно молиться” (Собрание творений преподобноисповедника Никона Оптинского).
Смирение нельзя считать слабостью, малодушием или униженностью. Священник Валерий Духанин отмечает, что в малодушный человек хочет ответить злом на зло, но не находит для этого душевных и телесных сил. Смиренный же, напротив, имеет в себе силу не умножать зло и ответить любовью. Смиренномудрый человек – это сильная личность, которая не идёт на поводу у собственной гордыни. Религиозный философ Николай Бердяев в труде «Спасение и творчество» пишет, что смирение является отнюдь не уничтожением воли человека, а её просветлением, подчинением Истине. Это победа духа над слабостью.
Иисуса Христа после ареста привели на суд первосвященникам. Они искали повод для казни Спасителя и начали задавать вопросы о характере Его проповедей. Господь отвечал, что Он проповедовал открыто, в общественных местах, не совершая ничего тайного и противозаконного. Также Христос добавил, что это могут подтвердить все, кто был на Его проповедях. Один из служителей воспринял эти слова как дерзость и ударил Христа по щеке (Ин. 18:19-22). Господь произнёс:
«Если я сказал худо, покажи, что худо; а если хорошо, что ты бьёшь Меня?» (Ин. 18:23).
Христос показал нам пример смирения, полного человеческого достоинства. Всемогущий Господь мог сделать с обидчиками всё, что угодно. Но Он не ответил на зло насилием. А спокойно обличил лицемерие и жестокость первосвященников, призвал их к правде и справедливости. Сила и истина были на стороне смиренного Христа, а не гордой толпы. Этот эпизод из Евангелия развенчивает миф о христианах, как о постоянно унижаемых людях. Смирение совсем не означает потерю человеческого достоинства. Это не подчинение злу, а заповеданный Господом способ противостояния ему.
Спрашивающему «как научиться смирению?» стоит ознакомиться с примерами проявления духовной силы у православных подвижников. Раннехристианская мученица Фавста была жестоко истязаема за свою веру, будучи совсем юной . Она кротко переносила все пытки, прославляла Господа и просила Всевышнего о прощении её мучителей. Видя невероятную силу веры и любви отроковицы, палач прекратил истязания, принял Христа и сам стал мучеником. Так смирение и любовь одержали победу над ненавистью и жестокостью.
В Древнем Патерике есть рассказ, как некая женщина оклеветала преподобного Макария. Она сказала, что беременна от старца. Отшельник проявил смирение и не стал оправдываться, а наоборот, начал заботиться об обидчице. Рожая в страшных муках, женщина раскаялась и призналась, что носит ребёнка от другого мужчины. Ранее поверившие клевете люди пошли к старцу, чтобы попросить у него прощения. Но отшельник снова явил смирение и убежал от них.
Обратимся к примеру из современности. Игумен Киприан (Ященко) приводит рассказ протоиерея, который во время учёбы жил в одной комнате с будущим Патриархом Алексием. Рассказчик признался, что нередко ставил своего соседа в ситуации, требующие немалого смирения. И каждый раз Алексий вёл себя кротко и безропотно. Даже став Патриархом, он часто с благодарностью вспоминал своего бывшего обидчика, научившего его смирению.
Протоиерей Сергий Правдолюбов рассказывает, что у него была благочестивая прихожанка, усердно ходившая в храм. Её неверующий супруг относился к этому крайне агрессивно. Доходило даже до рукоприкладства. Во всём же остальном муж был примерным и заботливым. Женщина продолжала тайком посещать храм и старалась не раздражать свою вторую половину долгим отсутствием. Она смиренно уповала на Бога и молилась за мужа, хотя имела основания развестись с ним. Однажды супруги были Сергиевом Посаде. К удивлению женщины, муж проявил желание посетить Троице-Сергиеву Лавру. После визита в монастырь он перестал бранить супругу за её веру и даже предложил поселиться возле Лавры. Семейная пара переехала в Сергиев Посад, и мужчина постепенно воцерковился.