«Сон Богородицы» — языческое творчество

Что такое молитва?

Православная Церковь учит, что для получения благодатной Божьей помощи необходимо находиться в непрерывном общении с Господом. Этот диалог и достигается посредством молитвы. Однако получивший широкую известность текст «Сон Богородицы» на самом деле не православная молитва.

Молитву можно условно разделить на два вида. Молитва каноническая, церковная — используются молитвенные тексты, введенные Церковью в канон — правило. И «творческая», личная «беседа» каждого христианина с Богом своими словами. Для полноценной духовной жизни важны оба вида молитвенного общения.

сон Богородицы
Богородица у распятого Христа (Распятие в православном храме)

Святитель Феофан Затворник (1815-1894) писал: «Нельзя сказать с первого раза «молись сам», человек этого не сможет, как не сможет, например, говорить по–французски не учившийся тому. И молитве надо учиться. Надо приобресть навык к молитвенным оборотам мыслей и движениям чувств по чужим молитвам, как учатся иностранным языкам по печатным разговорам. Для этого у нас есть молитвенники для домашнего употребления и совершаются чины молитвенные в церковном богослужении. Через посредство их и надо сначала навыкать к молитве».

Каноническая молитва

В любом православном молитвослове находится множество канонических (правильных, провереных)  молитв.

«У нас есть богатый выбор молитв, которые были выстраданы подвижниками веры и рождены в них Духом Святым… Важно отыскать и знать их достаточное число, чтобы в нужный момент найти соответствующие молитвы. Речь идет о том, чтобы выучить наизусть достаточное количество значительных для нас отрывков из псалмов или из молитв святых; каждый из нас более чуток к тем или другим отрывкам. Отметьте себе те отрывки, которые глубоко вас трогают, которые для вас осмысленны, которые выражают нечто. О грехе, или о блаженстве в Боге, или о борьбе, что вы уже знаете опытно.

Заучите эти отрывки наизусть. Потому что в какой-то день, когда вы так пали духом, так глубоко отчаялись, что не можете вызвать в своей душе ничего личного, никаких личных слов, вы обнаружите, что эти отрывки всплывут на поверхность и предстанут вам, как подарок Божий, как дар Церкви, как дар святости, восполняя упадок наших сил. Тогда-то нам действительно нужны молитвы, которые мы заучили так, что они сделались частью нас самих» (книга «Учитесь молиться!» митрополита Антония Сурожского, 1914-2003).

Важность личной молитвы каждого верующего

Для каждого христианина большое значение имеет личная молитва, исходящая от самого сердца молящегося. Протоиерей Андрей Ткачев даёт такой совет:

«Нужно читать тексты из Молитвослова, проникать в их смысл, но время от времени переходить к личной молитве. Разгоняться по взлетной полосе – разогреваться по Молитвослову. А потом подниматься в воздух уже самому. Время от времени откладывая Молитвослов и пробуя молиться своими словами. Но затем обязательно опять возвращаться к Молитвослову, не отбрасывать его навсегда. Очень важны и молитва словами святых отцов, и молитва от себя, от своего сердца. Только своими словами молиться – опасно. А только по Молитвослову – это станет слишком привычным, это «заездит», «замылит» сознание. Надо и «от себя» молиться. По книжке и самому, самому и по книжке – такой должен быть алгоритм».

Что такое «ложная» молитва?

Однако существует такое понятие как апокрифическая, то есть «ложная», молитва. Что это такое? Так называется безымянная молитва с искаженным смыслом, составленная из церковной лексики, но с добавлением народных легенд и суеверий. По виду такие молитвы похожи с каноническими, но являются произведением народной словесности.

В основе этих «ложных» молитв зачастую лежат библейские свидетельства и сказания. Однако в них содержатся вымышленные подробности, зачастую искажающие и извращающие смысл Священного Писания. Возникновение апокрифов относится к первым векам христианства. В основном это было связано с пылкой фантазией различных еретических сект (гностиков). Гностическая философия соединяла в себе языческие, иудейские и христианские элементы, придавая им мифологические формы.

В Русском Православии это наложилось еще на славянские языческие элементы. Например, в результате влияния христианского учения о Божией Матери в народном суеверии появился фольклорный персонаж мать сыра-земля.

Апокрифические молитвы призваны выполнить «защитную, оберегательную» функцию. Истинная же молитва для христиан — духовное общение человеческой души с Богом. В нем соединяются просьба о помощи, благодарение и славословие. Но сам текст молитвы (одни только слова) как таковой не может спасать и защищать.

«Молитва сама по себе вовсе не является гарантией того, что испрошенное в ней обязательно исполнится. Господь, как мудрый Отец, подает человеку благопотребное для его жизни именно тогда, когда это необходимо, а не по прихоти человека. Заговор же, в отличии от молитвы, является ее полной противоположностью. Человеку, прочитавшего заговор дается чуть ли не 100% гарантия исполнения прошения. Довольно часто для прикрытия в заговорах обильно используется православная терминология» (священник Дионисий Свечников).

Следует всегда помнить, что помощь подаётся только Господом.

«Если же не связаны с молитвой смиренномудрие, любовь, простота и благодать, не порождаются ею, то это не молитва, а личина молитвы» (святой Макарий Великий, 300-391).

Языческие заклинания на Руси

После Крещения Руси на протяжении нескольких веков сохранялась языческая основа народного быта. Православие и язычество сосуществовало среди простых неграмотных людей, различались лишь «сферы влияния». Многое из устного предания «церковных» людей закреплялось в литературе и со временем обретало силу священного текста. Так, в русской народной литературной культуре особо была возвеличена материнская скорбь Пресвятой Девы Марии. Наибольшее распространение получило произведение под названием «Сон Богородицы».

«Сон Богородицы»

Предположительное время написания этого произведения — 16 век. В то время на Руси неграмотные люди не могли читать сложные тексты церковных книг. Поэтому для простоты понимания канонических текстов возникли «пересказы» Священного Писания на понятном языке. Они содержали доступные для простого народа образы, но искаженные по смыслу. В этой среде и появилось такое произведение как «Сон Богородицы», наделенное неграмотными людьми чудесной силой заклинания.

«Сон Богородицы» имеет несколько пересказов, отличающихся друг от друга, но схожих по структуре. Начинается рассказ с того, что Дева Мария уснула. В разных вариантах местом действия может быть Иерусалим либо Вифлеем. Ей снится сон, в котором Она видит страдания Своего Сына и Его Воскресения. Затем Иисус приходит к Своей Матери будит Ее и спрашивает, что Она видела. Господь подтверждает, что, все приснившиеся Матери, сбудется. Затем указываются обещания, что будет тому, кто этот «Сон» будет читать, переписывать и носить с собой. В этом произведении ни слова не сказано о силе Креста Господня. Вся «сила» приписывается только «святой молитве» — «Сну Богородицы».

Например, в «Сне» есть такие слова: «Не рыдай Мене, Мати, Я воскресну и на Небеса вознесуся. А какой человек этот стих будет знать, при себе иметь, тот добро будет имать. Соблюду его от всякого зла, а в дом дам злата и серебра и всякого изобильного добра».

Не молитва, а магия

Со временем «Сон Богородицы» стал восприниматься как оберег от всех бед. Считалось, что кто его будет читать, с тем ничего худого не случится. В настоящее время даже имеются сборники «Сны Пресвятой Богородицы». В них может быть до 100 подобных произведений. У каждого «сна» выделено свое «поле действия» на все случаи жизни. Авторы остаются неизвестными, что придает текстам эффект древности.

«Духовный» стих «Сон Богородицы» особенно подчеркивает мотив материнской скорби о Распятом Сыне.  В более развернутом его варианте может содержаться рассказ про Рождество Христово, бегство от царя Ирода, Крестная Смерть Иисуса, где Божья Матерь сопереживает Ему. Как награду за перенесенные душевные страдания Богородице Христос обещает славное Успение. Текст полон небылиц и бессмыслицы. Так, например, один из вариантов «Сна Богородицы» имеет такое начало: «В городе Иерусалиме, во святом соборе, на правой руке на престоле спала Мать Мария».

Обороты речи, используемые в этом произведении, сближают «Сон Богородицы» с южнорусскими стихами и колядками.

Православная Церковь и «Сон Богородицы»

«Сон Богородицы» не содержит в себе прошения, благодарения, славословия Богу. С позиции Церкви это произведение не является молитвой. Следовательно, его нельзя читать ни вместе с молитвами, ни вместо молитв, установленных Православною Церковью.

«Сны Пресвятой Богородицы» не являются молитвами и не имеют никакого отношения к молитвам. Это достаточно распространенный «фольклор», местами кощунственный, местами противоречащий православной догматике. Главное, в чем пагубность этих «молитв» – в том, что якобы человеку достаточно просто читать эту чепуху и держать ее у себя дома. Как сразу на него должны посыпаться все небесная блага как из рога изобилия. Эдакая волшебная палочка, завернутая в псевдоправославную обертку. Читать и держать дома это нельзя! Молитесь сами, своими словами, просите у Господа исполнения Вашего желания. Но ни в коем случае не прибегайте к такого рода «молитвам»! Старайтесь также регулярно посещать храм, исповедоваться и причащаться Святых Христовых Таин» (священник Дионисий Свечников).

Отношение Православия к апокрифическим молитвам

На Руси апокрифические молитвы пользовались большой популярностью среди малограмотного населения. Часто текст таких молитв смешивался с  каноническим. Это послужило причиной для составления списков (перечня) запрещенных книг, в которые со временем могли добавляться новые апокрифы. 

Православная Церковь крайне отрицательно относится к подобным апокрифическим молитвам и заговорам. Ещё царь Давид сказал: «Пойте Богу нашему, пойте… пойте разумно» (Псалтирь, 46:7–8). Все слова молитвы должны быть понятны, что нельзя сказать об оберегах и заговорах. «Сон Богородицы”, являющийся одним из самых распространенных заклинаний, не является настоящей православной молитвой.

Святитель Иоанн Златоуст говорил:

«Пусть будем мы больны, лучше остаться больными, чем для освобождения от болезни впасть в нечестие (прибегая к заговорам). Демон, если и уврачует, больше повредит, чем принесет пользы. Доставит пользу телу, которое спустя немного непременно умрет и сгниет, а повредит бессмертной душе. Если иногда по попущению Божию и исцеляют демоны (через ворожбу), то такое исцеление бывает для испытания верных, не потому чтобы Бог не знал их, но чтобы научились не принимать от демонов даже исцеления».

А иеромонах Иов Гумеров советует:

«Надо верить, что Господь хочет и может Вас исцелить. Вам не надо искать каких-то специальных молитв и размышлять о снятии «проклятия». Искренне и регулярно участвуйте в молитвенно-богослужебной жизни Церкви, ревностно приступайте к святым таинствам, обязательно соблюдайте посты, выполняйте утреннее и вечернее правило. Молитвенно приступайте к цельбоносным мощам угодников Божиих».

Предыдущая запись Молитва всем святым — зачем и к кому обращаться
Следующая запись Молитва перед чтением Евангелия