В начале 4-го века христианство стремительно распространялось по Римской империи. Во многом этому поспособствовал терпимый ко Христовой вере (а позднее и принявший её) император Константин Великий. Однако восточная часть империи некоторое время принадлежала соправителю Константина – Лицинию. Он был жестоким гонителем христиан. Именно в землях Лициния в 320 году приняли мученическую кончину за Христа Сорок мучеников Севастийских.
Севастийские мученики – 40 солдат XII Молниеносного легиона римского войска, жестоко убитые за отказ отречься от христианства и принести жертву языческим богам. Воинов казнили близ города Севастия (территория современной Турции).
Согласно житию, Севастийские мученики отличались доблестной службой. Поэтому военачальник Агриколай поначалу не хотел их казнить. Некоторое время он склонял христианских воинов к жертвоприношению, соблазняя деньгами и быстрым карьерным ростом. Однако легионеры были непреклонны в своём исповедании веры, и их заточили в темницу. Там, пребывая в молитве, узники услышали голос Господа: «Претерпевший до конца спасётся».
Спустя некоторое время в Севастию для суда над непокорными христианскими воинами прибыл командир легиона Лисий. Он велел забить арестованных камнями. Однако исполняющим приказ языческим солдатам не удавалось попасть камнем в осужденных. Это попробовал сделать и сам Лисий, однако он промахнулся и случайно ранил Агриколая. Христиан повторно заключили в тюрьму, где они вновь услышали ободряющий Божественный голос:
«Верующий в Меня, если и умрет, оживет. Дерзайте и не страшитесь, ибо восприимете венцы нетленные».
Вскоре непокорных легионеров, раздев, завели в ледяную воду близлежащего озера (была зима, погода стояла морозная). На берегу же растопили баню, где можно было сразу согреться всем, кто отречётся от Христа. Страдальцы мужественно стояли на холоде всю ночь и молились. Лишь один из них в конце концов не выдержал мучений и побежал в баню. Однако от резкого перепада температуры он скончался сразу, лишь переступив порог.
Один из языческих воинов-стражников, восхищаясь стойкостью страдальцев, увидел над их головами сияющие венцы – символы победы мучеников над смертью и злом. Поражённый видением стражник исповедовал себя христианином и присоединился к стоящим в озере, восполнив их число. Вскоре Господь явил ещё одно чудо – вода вокруг мучеников стала тёплой.
Утром христианских воинов, которых не сломила долгая пытка, забили до смерти и сожгли. Останки мучеников выбросили в реку.
Согласно преданию, на третий день после казни Севастийские мученики явились в сновидении местному епископу Петру. Ему было велено достать из озера святые останки. Пришедшие к водоёму христиане без труда нашли мощи, поскольку те источали свет. Кости мучеников были торжественно погребены, а некоторые их частицы распространились среди христиан в качестве святынь. Значительный вклад в почитание Севастийских мучеников внёс живший в 4 веке святитель Василий Великий. Приведём его слова:
«Находясь в возрасте наиболее полном жизни, вменили они [Севастийские мученики] ни во что временную жизнь, чтобы прославить Бога… Они восставили падших, утвердили колеблющихся, усугубили ревность в благочестивых» («Беседы»).
В Православии память Севастийских мучеников отмечается 22 марта. В этот особо чтимый праздник Церковь смягчает Великий пост и служит совершаемую лишь несколько раз в год литургию Преждеосвященных Даров.
Протоиерей Александр Шаргунов отмечает, что подвиг Севастийских мучеников стал предвозвестником окончательной победы христианства в Римской империи. Священник добавляет, что кончина воинов особенно славна тем, что они устояли перед соблазном согреться на берегу:
«Церковь увидела в этом образе то, что во все времена определяет жизнь каждого христианина и жизнь всей Церкви. Так или иначе мы оказываемся перед этим выбором. Либо мы должны пожертвовать Христом ради своего благополучия, либо пожертвовать своим благополучием ради Христа».
Иеродиакон Симеон (Кулагин) высказывает предположение, что присоединившийся к мученикам стражник, вероятно, не был крещён, не читал Евангелие и не знал молитв. Однако подвиг благочестивых воинов послужил для него самой убедительной проповедью Христовой веры. Стойкость страдальцев затронула сердце язычника, заставила задуматься об Истине. И Бог, видя искренность и духовную жажду стражника, помог ему увидеть ту славу, те венцы, которые обретают мученики.
Предавший же Христа воин был крещён, знал Евангелие и молитвы. Однако его вера оказалась слабее той, которую всего за одну ночь обрёл языческий стражник. Отец Александр Шаргунов видит в этом следующий символизм:
«Не имеет значения, когда человек призывается ко Господу: среди первых или среди последних… Можно в течение всей жизни быть как будто со Христом, в Церкви, но в последний час отречься от них».
Таким образом, история Севастийских мучеников побуждает нас задуматься над качеством собственной духовной жизни. Действительно ли она наполнена Богом или является христианской лишь внешне, формально? Достаточно ли крепка наша вера, чтобы не угаснуть при малейших испытаниях? Любящий Господь ждёт каждого из нас и обязательно поможет ищущему Его. Однако Он не сможет спасти того, кто не трудится над собой.
Существует древний исторический документ под названием «Завещание Севастийских мучеников». Он написан на древнегреческом языке. Согласно преданию, его продиктовали Севастийские мученики одному из рабов в ночь перед смертью. Впоследствии это раб станет хранителем гробницы святых воинов. Православная традиция считает текст «Завещания» подлинным. Это выдающийся памятник раннехристианской литературы.
«Завещание» состоит из трёх частей. В одной из них Севастийские мученики в последний раз приветствуют некоторых своих родных и близких. Другая часть содержит просьбу воинов не разделять их останки и захоронить в братской могиле. Также указаны желаемое место погребения и имя их знакомого священника, который должен совершить этот обряд. Третья же часть представляет собой духовное наставление для всех христиан. Севастийские мученики рассказывают о необходимости быть твёрдыми в вере, о высоком значении любви, о вечной жизни. Например:
«[Заповедуем] быть чуждыми всякого мирского сладострастия и обмана, ибо слава мира [сего] не крепка, а переменчива: она на короткое время цветет, но немедленно засыхает, подобно траве; заканчивается, еще не начавшись. Но более возжелайте прибегать к Человеколюбцу Богу, Который прибегающим к Нему подает неоскудеваемое богатство, а верующих в Него увенчивает вечной жизнью».
Праздник 40 Севастийских мучеников является особой датой в славянском народном календаре. Этот день называется «Со́роки». Он считался временем окончания зимы и начала весны. У крестьян в этот праздник было принято петь веснянки, призывая тёплое солнце, лето и богатые урожаи.
Существует и другое наименование народного праздника – «Жаворонки». По традиции в этот день всей семьёй пекут 40 постных булочек в виде птичек с изюминками-глазками. Птицы символизируют летящие в небо души Севастийских мучеников. Также народ сравнивал жаворонков с молитвенной песнью мучеников. Ведь этим птицам свойственны стремительные взмывания в небо и резкие снижения к земле. Так и молитва мучеников устремлена вверх к Богу, но в то же время является смиренной и кроткой.
Помимо булочек-птичек в день Севастийских мучеников было принято печь постные блины, которые назывались «преснушки».
Стpастоте́pпцы Хpисто́вы четы́pедесяте,/ во гpа́де Севасти́йстем му́жественно постpада́вшии,/ чpез огнь и во́ду пpоше́дшии,/ в поко́й ве́чный вше́дшии,/ моли́теся о нас ко Го́споду/ да жизнь ми́pну сохpани́т// и ду́ши на́ша спасе́т, я́ко Человеколю́бец.
Перевод: Сорок мучеников Христовых, в городе Севастии мужественно пострадавшие, через огонь и воду прошедшие, в вечный покой вошедшие, молитесь о нас ко Господу, да сохранит жизнь в мире и души наши спасет, как Человеколюбец.
Все во́инство ми́ра оста́вльше,/ на Небесе́х Влады́це прилепи́стеся,/ страстоте́рпцы Госпо́дни четы́редесять,/ сквозе́ огнь бо и во́ду проше́дше, блаже́ннии,/ досто́йно восприя́сте сла́ву с Небе́с// и венце́в мно́жество.
Перевод: Все служение в воинстве земном оставив, на Небесах с Владыкой соединились, сорок страстотерпцев Господних, через огонь и воду прошедшие, блаженные, по достоинству получили вы славу с Небес и множество венцов.
О, святи́и, сла́внии страстоте́рпцы Христо́вы, четы́редесяте, во гра́де Севасти́и Христа́ ра́ди му́жественно пострада́вшии, чрез о́гнь бо и во́ду проидо́сте и, я́ко дру́зи Христо́вы, в поко́й Небе́снаго Ца́рствия вше́дше, и́мате ве́лие дерзнове́ние ко пресвяте́й Тро́ице хода́тайствовати о ро́де христиа́нском, наипа́че же о почита́ющих святу́ю па́мять ва́шу и с ве́рою и любо́вию вас призыва́ющих. Испроси́те у Всеще́драго Бо́га проще́ние согреше́ний на́ших и жития́ на́шего исправле́ние, да, в покая́нии и нелицеме́рной любви́ друг, ко дру́гу пожи́вше, со дерзнове́нием предста́нем Стра́шному Суди́щу Христо́ву и ва́шим предста́тельством одесну́ю Пра́веднаго Судии́ предста́нем.
Ей, уго́дницы Бо́жии, бу́дите нам защи́тницы от всех враг, ви́димых и неви́димых, да под кро́вом святы́х ва́ших моли́тв изба́вимся от всех бед, зол и напа́стей до после́дняго дне жи́зни на́шея и та́ко просла́вим вели́кое и достопоклоня́емое И́мя Вседе́тельныя Тро́ицы, Отца́, Сы́на и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.