Сорокоуст за упокой — как и за кого молятся

Узнайте все самое интересное и полезное о сорокоусте за упокой, прочитав статью или посмотрев видео в конце текста

Загробная участь людей

Согласно учению Православной Церкви, лишь на Страшном суде будет окончательно определена загробная участь всех людей. По этой причине молитвы ныне живущих благотворно могут повлиять на участь уже умерших. В том числе и сорокоуст за упокой.

сорокоуст за упокой
Сорокоуст за упокой на Проскомидии

«Почившим нужна наша молитва, потому что сами они ничего не могут для себя сделать, а мы можем. Усопшим молитва нужна больше, чем живым, потому что для живых ещё есть надежда покаяния. И Бог хочет, чтобы были люди, которые просят Его об усопших, потому что окончательный Суд ещё не произошёл» (святой Паисий Святогорец, 1924-1994).

Возникновение традиции молиться за умерших

Такое отношение к загробной жизни существовало еще во времена Ветхого Завета. До пришествия в мир Иисуса Христа, Его Крестной смерти и Воскресения все умершие люди были обречены, пусть и в разной мере, на печальную и безотрадную загробную участь. Ведь двери рая были закрыты для человеческих душ после изгнания Адама из рая. Но даже тогда существовала молитва о умерших.

Примером может послужить молитва иудейского народа за погибших во время сражения с идумеями (Вторая книга Маккавейская, 12:39–45). Под одеждой убитых иудейских воинов были найдены амулеты языческих богов (трофеи). Для избранного Богом народа такой поступок являлся греховным, поэтому провинившиеся и погибли. Но доблестный воин Иуда Маккавей произвел сбор денежных средств и послал их в Иерусалимский храм. Там за погибших Богу была принесена жертву за грех. Как говорит Священное Писание, Иуда Маккавей «поступил весьма хорошо и благочестно, помышляя о воскресении». Он проявил заботу о прощении грехов погибших собратьев в день Страшного суда. «Посему принес за умерших умилостивительную жертву, да разрешатся от греха» (Вторая книга Маккавейская, 12:45).

Это свидетельствует об уже существовавшей традиции молиться и приносить жертвы за умерших. Такая молитва носила пророческий характер, свидетельствовала о надежде спасения в будущем. Тогда она не могла изменить загробную участь душ умерших людей. Только в новозаветные времена молитва за умерших приобрела действенную силу.

«Несомненно, что только Господь может определить загробную участь человека. И несомненно, что участь эта напрямую зависит от образа веры и жизни человека на земле. Но несомненно также и то, что возможно и даже необходимо молиться за наших родных и близких, прося Господа о прощении их грехов. И несомненно, что молитвы эти не бывают напрасны. Если мы только стараемся сами слушать Господа и жить по Его заповедям» (священник Дмитрий Шишкин).

Молитва за усопших как проявление любви

Святые Отцы учат, что молитва за усопших, исходящая из самого сердца, исполненная любви, сострадания и милосердия, является приятной Господу. Это подтверждают слова Спасителя:

«Все, чего ни попросите в молитве с верою, получите» (Евангелие от Матфея, 21:22).

В Соборном Послании (5:16) апостол Иаков призывает «молиться друг за друга». Причем не оговаривается, что молиться можно только лишь за живых. Так и в Первом Соборном Послании апостола Петра (1:22) сказано «постоянно любить друг друга от чистого сердца». Эта любовь не ограничивается лишь отношениями во время земной жизни. Поэтому для христиан свойственно показывать полноту своей любви в молитве за близких, живых и умерших.

«Постараемся, сколько возможно, помогать усопшим, вместо слез, вместо рыданий, вместо пышных гробниц — нашими о них молитвами, милостынями и приношениями, дабы таким образом и им, и нам получить обетованные блага» (святитель Иоанн Златоуст, 347-407).

Сорокоуст за упокой как особое поминовение

Одним из видов православной молитвы является сорокоуст. Он представляет собой поминание о здравии или за упокой в течение 40  дней подряд. Совершается такая молитва на Литургии, главном церковном богослужении. 

Само название «сорокоуст» означает «40 дней». Но его можно заказать на разное по продолжительности время. Это могут быть 40 дней, полгода (полугодовая), год (годовая) или вечное поминовение. С принятием христианства на Руси было установлено деление церковных приходов в городах на «сороки». То есть по 40 приходов (как сейчас церковные приходы разделены на благочинные округи). Среди верующих появилась традиция поминать живых и умерших сразу во всем «сороке» (во всех 40 церквях). Так в простонародье появилось понятие «сорокоуст».

Молитвенное поминовение осуществляется священником в подготовительной части Литургии (Проскомидии).  В это время заготавливаются хлеб и вино для совершения Таинства Причащения. При чтении молитв о живых и усопших христианах вынимаются частички из просфор. Затем эти частички погружают в Чашу с Кровью Христовой для Причащения. Священником в это время читается молитва:

«Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею Честною, молитвами святых Твоих».

Как заказать сорокоуст за упокой

Заказать сорокоуст за упокой можно в любое время и в любом храме или монастыре. И молиться можно не только о новопреставленных христианах, но и о давно умерших. Если в храме Литургия совершается ежедневно, то и поминовение за упокой будет совершаться ежедневно. Можно заказывать сорокоуст об упокоении в нескольких храмах. 

Среди слабо воцерковленных людей существует суеверие о важности сорокоуста в «трёх», «семи» или «сорока» церквях. Эти магические манипуляции с цифрами (3, 7, 40) не имеют отношения к Православию. Это предрассудок, ложный понимание совершаемого действия, которому придается сверхъестественное значение. Для христиан важна сама молитва, в которой верующие просят у Бога прощения грехов умершим. Смысл не в определенном количестве церквей, а в общей (усиленной) молитве христиан.

«Будем же помнить, что где двое или трое собраны во имя Господне, там Он посреди них (Евангелие от Матфея, 18:20). Тем более там, где собрано несколько христиан, молящихся о тех, кто пребывает в опасности или просит о чем-нибудь Бога. Но нигде не может молиться вместе так много христиан, как в святых храмах. Где их молитвы соединяются с молитвами священников и, словно фимиам, возносятся к Богу, от Которого сходят милость и помощь всем, нуждающимся в Его милости. Там священник в святом алтаре ходатайствует пред Богом о всех православных христианах, находящихся повсюду» (архимандрит Клеопа Илие, 1912-1998).

Главное не забывать, что

«церковь — не комбинат ритуальных услуг. Если мы думаем откупиться от проблемы это значит, что наша собственная душа не научилась любить и общения во Христе с усопшим ей не обрести» (иеромонах Дмитрий Першин).

Когда заказывают сорокоуст по усопшему в храме, это не исключает домашней молитвы.

«Подобно тому, как, навещая заключенных, мы приносим им прохладительные напитки и тому подобное и облегчаем тем самым их страдания, так же мы облегчаем страдания усопших молитвами и милостынями, которые совершаем об упокоении их душ» (святой Паисий Святогорец).

Молитва об усопших

Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежди живота вечнаго усопшаго (до 40 дня со дня смерти — новопреставленнаго) раба Твоего (усопшую рабу Твою, усопших раб Твоих) (имя), и яко Благ и Человеколюбец, отпущаяй грехи, и потребляяй неправды, ослаби, остави, и прости вся вольная его (ея) согрешения и невольная, возставляя его (ю) во святое второе пришествие Твое в причастие вечных Твоих благ, ихже ради в Тя единаго верова, истиннаго Бога и Человеколюбца; яко Ты еси воскресение и живот, и покой рабу Твоему (имя), Христе Боже наш, и Тебе славу возсылаем, со безначальным Твоим Отцем, и с Пресвятым Духом, ныне и присно и во веки веков, аминь.

Предыдущая запись Можно ли перекрестить ребенка и поменять крестных
Следующая запись Причащение после крещения ребенка