Страстная икона Божией Матери – история и почитание

Икона Богородицы «Страстная»

Дева Мария почитается Церковью как величайшая из святых, поскольку через Неё стало возможным Спасительное Боговоплощение. Неудивительно, что в честь Богоматери написаны сотни различных икон, каждая из которых является для нас «окном» в духовный мир. Некоторые священные изображения прославились как чудотворные – через них Небесная Владычица являет нам Свою благодать и щедроты. К таковым богородичным образам относится Страстная икона Божией Матери.

Страстная икона Божией Матери
Страстная икона Божией Матери

Страстной образ Богородицы: описание

Дева Мария представлена с Младенцем Иисусом на руках, Её голова слегка наклонена к Сыну. Такая композиция характерна для распространённого иконографического типа «Одигитрия». Особенность же иконы заключается в изображении рядом Орудий Страстей Христовых (использовавшихся при Его крестной казни). Они находятся в руках двух ангелов, парящих над Матерью и Сыном.

Чаще всего на святом образе присутствуют несколько Орудий Страстей. Это крест, на котором был распят Господь. Губка, которую смочили в уксусе и протянули распятому Христу для утоления жажды. Копьё, которым один из римских солдат пронзил подреберье Иисуса. Богомладенец с изумлением взирает на образ предстоящих страданий и тянется к Матери, обхватывая Её правую ладонь. Дева Мария со скорбью прижимает Сына к Себе.

Существуют и другие варианты Страстной иконы. Например, Господь может изображаться на коленях у Матери. Орудия Страстей в таком случае представлены в виде острых мечей, направленных в грудь Марии. Иногда Богородица изображается без Иисуса, а атрибуты Его казни – внизу иконы и на заднем плане.

Страстная икона Божией Матери: происхождение и прославление

Неизвестно, когда и кем был написан первый Страстной богородичный образ. Согласно книге «Смысл икон», традиция изображать Богоматерь с Орудиями Страстей Христовых восходит к балканским православным фрескам 14 века. Иконы подобного типа начали создавать не позднее 15 века.

Сохранилось предание о прославлении одного из списков (копий) Страстной иконы на Руси в начале 17 века. В селе Палицы близ Нижнего Новгорода жила крестьянка Екатерина, одержимая бесом. В те моменты, когда злой дух не мучил женщину, она слезно молила Бога об исцелении. Однажды страдалица дала обет стать монахиней в случае освобождения от беса. Вскоре после этого он покинул Екатерину, но она позабыла о своём обещании Господу. Когда же вспомнила, то от волнения ослабела и слегла в постель.

Ночью женщине явилась Богоматерь. Она укорила нарушительницу обета и призвала рассказать всем о Своём чудесном явлении, чтобы грешные люди одумались и покаялись. Екатерина не исполнила это повеление, поскольку боялась, что окружающие не воспримут всерьёз её рассказ. Дева Мария ещё дважды являлась женщине, но та каждый раз проявляла непослушание, за что была наказана усугублением болезни. Крестьянка вновь начала горячо молиться, и Божья Матерь помиловала её. Протоиерей Иоанн Бухарев рассказывает:

«Однажды в тонком сне Екатерина услышала таинственный голос, повелевавший идти немедленно в Нижний Новгород к иконописцу Григорию, у которого находился написанный им образ Богоматери, именуемый Одигитрией, возвестить ему о чудесных явлениях и, собрав именем Пресвятой Богородицы семь серебряных монет, отдать их иконописцу на украшение сего образа».

Пречистая добавила, что женщина получит исцеление, если с верой помолится перед этой иконой. Болящая в точности исполнила повеление и была исцелена. Написанный Григорием святой образ явил множество других чудотворений и широко прославился как икона Богородицы «Страстная».

История почитания Страстной иконы Богоматери

О чудотворном святом образе узнал князь Борис Лыков, владевший селом Палицы, откуда была родом Екатерина. Его стараниями перед новоявленной святыней отслужили молебен и её поместили в сельской церкви.

В середине 17 века по приказу царя Михаила Фёдоровича святой образ был перенесён в Москву. В столице его торжественно встретили у Тверских ворот. На этом месте построили храм, а в 1654 году по велению царя Алексея Михайловича там основали Страстной монастырь. Эта женская обитель на несколько столетий стала местом хранения чудотворной иконы. С приходом советской власти монастырь закрыли, а в 1937 году полностью разрушили. Страстной богородичный образ был сохранён, ныне он пребывает в Воскресенской церкви в Сокольниках.

Ещё в 16 веке в Москве находилась другая чудотворная икона «Страстная». В 1547 году этот список удивительным образом выжил в пожаре, охватившем Китай-город. По приказу Ивана Грозного святыню поместили в его дворец, а затем в храм, построенный на месте пожара.

Чудотворениями прославились и иные копии Страстной иконы. Так, Липецкий святой образ в 19 веке спас город от эпидемии холеры. Множество людей исцелилось от иконы подобного типа, обретённой в реке села Енкаево (Тамбовская губерния). Почитаемые списки хранятся также в Спасо-Прилуцкой монашеской обители под Вологдой, в Коломне, Орле и подмосковной деревне Артёмово.

Когда молятся перед Страстной иконой Девы Марии?

Тем, кого интересует Страстная икона Божией Матери, ее значение, в чем она помогает, следует знать следующее. Через этот святой образ у Пречистой чаще всего испрашивают исцеление от душевных и плотских недугов, помощь в благих делах, прощение грехов. Существуют молитвы, канон и акафист, посвящённые Страстной иконе.

Вместе с тем православным христианам следует помнить, что не так важно, перед какой иконой мы обращаемся к Богородице. Главное, молиться с верой и покаянным настроем. Небесная Заступница непременно услышит искреннюю мольбу.

Праздник в честь Страстного богородичного образа отмечаются Церковью 26 августа – в день перенесения святыни в Москву. Есть также отдельная праздничная дата в память о чудесных исцелениях от иконы – 6-е воскресение после Пасхи (неделя о слепом, который был исцелён Христом).

Страстная икона Божией Матери и молитвы Богородице перед ней

Тропарь, глас 4

Дне́сь возсия́ неизрече́нно ца́рствующему гра́ду на́шему Москве́/ ико́на Богома́тере,/ и, я́ко светоза́рным со́лнцем, прише́ствием тоя́ озари́ся ве́сь ми́р,/ Небе́сныя си́лы и души́ пра́ведных мы́сленно торжеству́ют, ра́дующеся,/ мы́ же, на ню́ взира́юще, к Богоро́дице со слеза́ми вопие́м:/ о Всеми́лостивая Госпоже́, Влады́чице Богоро́дице,/ моли́ся из Тебе́ воплоще́нному Христу́, Бо́гу на́шему,/ да пода́ст ми́р и здра́вие все́м христиа́ном// по вели́цей и неизрече́нней Свое́й ми́лости.

Перевод: Сегодня воссияла неизреченно царствующему городу нашему Москве икона Богоматери, и, как светозарным солнцем, пришествием ее озарился весь мир. Небесные силы (ангелы) и души праведных духовно торжествуют, радуясь, мы же, на нее взирая, к Богородице со слезами взываем: «О Всемилостивая Госпожа, Владычица Богородица, молись из Тебя воплощенному Христу, Богу нашему, да подаст мир и здоровье всем христианам по великой и неизреченной Своей милости».

Кондак, глас 3

Благода́ть прия́хом нетле́ния,/ е́же дарова́ла еси́ на́м, спаси́тельнаго Твоего́ целе́ния/ чудотво́рным Твои́м о́бразом честны́м, Богоро́дице Де́во,/ те́мже вопие́м Ти́ и с ра́достию зове́м, Госпоже́ Цари́це,/ мо́лимтися уми́льно, гре́шнии, со слеза́ми глаго́люще:/ о Пресвята́я Влады́чице,/ ско́рое на́м яви́ заступле́ние и по́мощь,/ спаси́ ны́ от супоста́т на́ших/ и от вся́кия ско́рби соблюди́,/ зе́млю на́шу ми́ром огради́,/ и вся́ лю́ди Твоя́ покры́й,/ и соблюди́ на Тя́ упова́ющия,/ потщи́ся изба́вити,/ да не поги́бнем зле́, раби́ Твои́,/ но да зове́м Ти́:// ра́дуйся, Неве́сто Неневе́стная.

Перевод: Мы приняли нетленную благодать, которую Ты даровала нам спасительным Твоим исцелением через чудотворный образ Твой почитаемый, Богородица Дева, потому взываем к Тебе и с радостью обращаемся: «Госпожа Царица, молимся Тебе смиренно, грешные, со слезами говоря: о Пресвятая Владычица, яви нам Свою быструю защиту и помощь, спаси нас от врагов наших и от всякой скорби убереги, землю нашу огради миром и всех людей Твоих укрой и сохрани на Тебя надеющихся, поспеши освободить нас, да не погибнем жестоко, но взываем к Тебе: радуйся Невеста, брака не познавшая».

Молитва

О, Пресвята́я Госпоже́, Влады́чице Богоро́дице, вы́шши еси́ все́х А́нгел и Арха́нгел и всея́ тва́ри честне́йши, Помо́щница еси́ оби́димых, ненаде́ющихся наде́яние, убо́гих Засту́пница, печа́льных утеше́ние, а́лчущих Корми́тельница, наги́х одея́ние, больны́х исцеле́ние, гре́шных спасе́ние, христиа́н все́х поможе́ние и заступле́ние.

О Всеми́лостивая Госпоже́, Де́во Богоро́дице, Влады́чице, ми́лостию Твое́ю спаси́ и поми́луй ра́б Твои́х, Вели́каго Господи́на и отца́ на́шего Святе́йшаго Патриа́рха (и́мя ре́к), и преосвяще́нныя митрополи́ты, архиепи́скопы и епи́скопы, и ве́сь свяще́ннический и и́ноческий чи́н, Богохрани́мую страну́ на́шу, военача́льники, градонача́льники и христолюби́вое во́инство и доброхо́ты, и вся́ правосла́вныя христиа́ны ри́зою Твое́ю честно́ю защити́, и умоли́, Госпоже́, из Тебе́ без се́мене воплоти́вшагося Христа́ Бо́га на́шего, да препоя́шет на́с си́лою Свое́ю свы́ше на неви́димыя и ви́димыя враги́ на́ша.

О Всеми́лостивая Госпоже́, Влады́чице Богоро́дице, воздви́гни на́с из глубины́ грехо́вныя и изба́ви на́с от гла́да, губи́тельства, от тру́са и пото́па, от огня́ и меча́, от нахожде́ния иноплеме́нных и междоусо́бныя бра́ни, и от напра́сныя сме́рти, и от нападе́ния вра́жия, и от тлетво́рных ве́тр, и от смертоно́сныя я́звы, и от вся́каго зла́.

Пода́ждь, Госпоже́, ми́р и здра́вие рабо́м Твои́м, все́м правосла́вным христиа́ном, и просвети́ и́м у́м и о́чи серде́чныя, е́же ко спасе́нию, и сподо́би ны́, гре́шныя рабы́ Твоя́, Ца́рствия Сы́на Твоего́, Христа́ Бо́га на́шего, я́ко держа́ва Его́ благослове́на и препросла́влена, со Безнача́льным Его́ Отце́м, и с Пресвяты́м и Благи́м и Животворя́щим Его́ Ду́хом, ны́не, и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Предыдущая запись Симеон Верхотурский – святой Уральской земли
Следующая запись Успенский собор – главный храм Русского Православия