Вопрос «Существует ли Бог?» является одной из фундаментальных проблем в истории человечества. Он актуален не только для богословов, философов и учёных, но и для каждого человека. В поисках ответов на этот вопрос люди неизбежно обращаются к так называемым «доказательствам существования Бога».
Доказательства бытия Бога формулировались ещё в древности, как только к этому вопросу начали применять законы логики. На эту тему размышляли Ксенофан, Платон. Аристотель. Позднее доказательствам существования Всевышнего посвящали свои труды многие христианские богословы: Ансельм Кентерберийский, Фома Аквинский, Афанасий и Василий Великие, Григорий Богослов, Иоанн Дамаскин и другие. Затем эту проблему изучали философы Нового времени – Кант, Гегель, Лейбниц.
Однако рассматривать существование Бога исключительно с научных позиций не имеет смысла. Бытие Всевышнего невозможно доказать рационально и логически. Ведь Он не материален, а Богопознание является духовным и субъективным процессом. Протопресвитер Александр Шмеман отмечает:
«Доказать, что вода кипит при ста градусах – можно. Но доказать, что Пушкин – гений, невозможно… Чем выше истина, добро, красота – тем менее применим к ним подход, заключенный в доказательствах».
Поэтому подобные аргументы лишь косвенно подтверждают существование Творца. Верующих они могут укрепить в их вере, а сомневающихся – мотивировать сделать первый шаг к Богопознанию. Вот что говорит про доказательства Бога греческий православный философ и богослов Христос Яннарас:
«Они могут сыграть важную вспомогательную роль в том, чтобы пробудить в нас потребность в вере. Однако сами по себе подобные вещи не в состоянии ни заменить собой веру, ни привести к ней».
Существует множество доказательств бытия Бога, но основными являются космологическое, телеологическое, онтологическое и нравственное. Первые два опираются на естественные науки. Третье и четвёртое имеют философский характер.
Космологическое доказательство утверждает, что всё существующее имеет причину вне себя. А значит и у всей Вселенной есть своя, находящаяся вовне первопричина – Бог. Приведём слова диакона Андрея Кураева:
«Что может находиться вне материального мира? Только мир нематериальный, духовный, в котором нет причин, а есть Свобода, и который поэтому сам не нуждается в том, чтобы вне него была еще какая-то более высокая причина».
Нередко в ответ на этот аргумент можно услышать возражения, что Вселенная самобытна и не имеет первопричины. Однако современная физика категорически отрицает возможность самобытности материальных явлений.
Телеологическое доказательство связано с космологическим, но делает акцент не на первопричине мира, а на его целесообразности. Вселенная не просто существует. Она живёт и развивается, являясь невероятно сложной, но упорядоченной и гармоничной системой. Значит, у неё есть мудрый Творец.
Тем, кто объясняет гармоничность мира простой случайностью и на вопрос «Есть ли Бог?» отвечает отрицательно, предлагается вообразить следующую невероятную сцену. На мусорную свалку вдруг обрушивается ураган и собирает из груды металла рабочий авиалайнер. Эта иллюстрация подчёркивает, что сложноорганизованная Вселенная не может быть результатом простой случайности. Строение одного комарика намного сложнее, чем того же самолёта. Как же поверить, что вся окружающая нас природа возникла сама по себе в результате уникального стечения обстоятельств?
Микробиолог Евгений Кунин в своей книге «Логика случая: природа и происхождение биологической эволюции» пишет:
«Возникновение жизни в данной конкретной наблюдаемой Вселенной имеет вероятность порядка 10-1018. То есть, по-простому, практически невозможно».
Указанная в этом числе степень настолько колоссальна, что многократно превосходит приблизительное количество звёзд во всей Вселенной – 100 секстиллионов.
Онтологический аргумент гласит: если в нашем сознании есть идея о чём-то высшем и совершенном, значит, оно существует и в действительности. Кант оспаривал этот довод, но, например, Декарт и Гегель защищали онтологическое доказательство. Последний утверждал, что в осознании человеком всесовершенного уже заложена идея о его бытии.
Нравственное доказательство видит проявление бытия Бога в том, что внутри каждого человека существует нравственный закон (совесть) и стремление к справедливости. Этот закон заключает в себе великое духовное благо, которое объясняется и осуществляется только при помощи Творца. Таким образом, Бог – это источник высшей морали. Если же представить, что её не существует, то добро и зло становятся относительными и у человека исчезают нравственные ориентиры. Об этом размышляет один из героев романа Достоевского «Братья Карамазовы»: «Если Бога нет, то всё позволено».
Существует и «трансцендентальное» доказательство. Оно связывает наличие у человека воли и мышления с существованием духовного мира. Так, рождённая у нас в мозгу мысль пребывает одновременно внутри материи и за её пределами, вне пространства и времени. Мысль, словно неуловимый солнечный зайчик, проецируется из духовного мира в наш материальный.
Существование Бога также доказывается тем, что у всех народов имеется представление о высшем духовном мире. В истории человечества никогда не было полностью атеистических наций. Также стоит отметить, что значительная часть великих учёных и других гениев были верующими людьми. Их знания логика и таланты не мешали им верить в реальность Бога.
Наконец, свидетельствами Божьего бытия являются многочисленные святые и другие духовные авторитеты. Например, пророк Моисей, апостол Павел, святитель Николай Чудотворец, преподобные Сергий Радонежский и Серафим Саровский, архимандрит Иоанн (Крестьянкин). Они находились в тесной связи со Всевышним и явили нам образец спасительной духовной жизни.
Если Всеблагой и Всемогущий Бог существует, то как Он допускает зло в нашем мире? Христианство учит, что Всевышний дал Своему главному творению свободу выбора. Святитель Василий Великий в «Беседах» писал, что без свободы воли человек уже не является им в полной мере. Изначально Бог и Его творение находились в согласии и гармонии. Но грехопадением человек разрушил связь с Творцом и лишил себя Рая. В нашу жизнь вошли зло и страдания. Любящий Господь научил нас преодолению бремени греха и спасению души.
Если Всемогущий Бог существует и хочет, чтобы в Него верили, то Он нашёл бы надёжный способ для привлечения людей на Свою сторону (масштабные чудеса или явление Себя миру). Это было бы порабощение человека, а не его свободное волеизъявление. Господь уже приходил в наш мир и научил людей спасению. Теперь всё зависит от нашего выбора. Приведём слова Достоевского о Христе:
«Ты не сошел со креста, когда кричали тебе, издеваясь и дразня тебя: “Сойди со креста и уверуем, что это ты». Ты не захотел поработить человека чудом, и жаждал свободной веры, а не чудесной. Жаждал свободной любви, а не рабских восторгов невольника пред могуществом, раз навсегда его ужаснувшим».
Бога не существует, поскольку Самодостаточной и Абсолютной Личности незачем создавать людей. Недопустимо приписывать Творцу человеческую логику. Мы не можем в полной мере постичь Божий Замысел. Он лишь слегка приоткрывается святым подвижникам. Например, преподобный Исаак Сирин учил, что
«единственная причина сотворения мира… заключается в явлении преизобильной любви Божией… Любовью привел Он мир в бытие, любовью ведет Он его в этом его временном образе существования» («Духовный мир преподобного Исаака Сирина»).
Преподобный Максим Исповедник писал:
«Бог вседовольный произвел твари из небытия в бытие не потому что в чем-либо имел нужду, но чтоб они, соответственно приемлемости своей, причащаясь Его блаженства, наслаждались» («Главы о любви»).
Тем, кто задаётся вопросом «Существует ли Бог на самом деле?», необходимо понимать, что в Православии решающее значение имеет личный опыт Богопознания. Этот опыт невозможен без добровольного участия человека, его веры и стремления. Богослов Христос Яннарас отмечает:
«Когда Церковь призывает нас принять хранимую ею Истину, речь идет не о теоретических положениях, с которыми мы должны согласиться априори, без всяких рассуждений. То, что нам предлагают, – это личное отношение, это определенный образ жизни, основанный на личной связи с Богом или же последовательно ведущий к установлению подобной живой связи».
Богослов подчёркивает, что вера возрастает постепенно и советует начать духовную жизнь с простого доверия тем, кто уже познал её и преуспел в ней. Это пророки, апостолы, Святые Отцы, старцы.
Приведём рассказ протоиерея Кирилла Копейкина – учёного-физика, который постепенно осознал Бога через личное переживание:
«Я начал изучать физику, так как меня волновали проблемы мироустройства. Со временем я понял, что наука не охватывает всю реальность. Она описывает лишь внешний мир, но есть и то, что мы называем душой. Её невозможно изучить с помощью объективных методов познания. Душа субъективна, и мне было совершенно непонятно, как эта субъективность может существовать в физическом мире, состоящем из объективных вещей. Моя душа болела, ей не помогали ни книжки, ни театр, ни спорт. Я стал ходить в храм и с удивлением обнаружил, что там моё внутреннее состояние меняется».
Протоиерей Андрей Ефанов советует ищущим Бога стараться избавиться от того, что мешает приблизиться к Нему. Необходимо очищать свой внутренний мир, душу от грехов и заполнять её благодатью. Этому способствуют молитва, участие в богослужениях и церковных Таинствах, пост, чтение Евангелия и душеполезных книг, добрые дела. Священник советует не останавливаться на духовном пути из-за искушений, а с верой и надеждой просить у Бога помощи, помня слова Спасителя: «Просите – и получите, ищите – и найдете, стучите – и вам откроют» (Мф. 7:7).