Пост для православного человека имеет огромное духовное значение. Если суммировать все постные дни, включая сухоядение в пост, в течение календарного года, таковых окажется не менее 200. То есть верующие люди постятся большую часть года. Смысл поста – отказаться от всего лишнего, что препятствует соединению с Богом, что отвлекает от богопознания. Это касается развлечений, социальных сетей, изобилия в пище, алкоголя. Во время поста христиане усиливают свою борьбу с грехами, уделяя больше времени молитве и покаянию, чем в обычные дни. Этому служит в том числе и сухоядение в пост.
«Ты постишься? Удержи язык свой от зла и уста свои от лести и коварства. Ты постишься? Избегай клеветы, злословия, лжи, вражды, хуления и всякого излишества. Ты постищься? Беги корыстолюбия, грабительства, ссоры и душепагубной зависти. Если ты постишься для Бога — убегай всякого дела, которое ненавидит Бог, и Он примет твое покаяние, как Милостивый и Человеколюбивый» (святитель Иоанн Златоуст).
Многие ошибочно предполагают, что пост заключается лишь в отказе от пищи животного происхождения. Но это совсем не так. Ограничение в пище всегда должно сопровождаться духовной борьбой человека со своими похотями, греховными привычками и отрицательными чертами характера.
Святитель Тихон Задонский (1724 – 1783) наставлял:
“Телесный пост есть, когда чрево постится от пищи и пития; душевный пост есть, когда душа воздерживается от злых помыслов, дел и слов… Полезен нам пост телесный, но пост душевный неотменно нужен, так что и телесный без него – ничто”.
Стоит вспомнить, что Иисус Христос перед началом Своего служения постился 40 дней. Он проводил это время в пустыне, молился и был искушаем дьяволом. И здесь Христос не только принимает пост, но и говорит о его необходимости для христиан после Своего Вознесения.
Пост имеет огромное значение для духовной жизни христианина. Стоит вспомнить евангельский сюжет, когда ученики Спасителя не смогли исцелить бесноватого. Они спросили Христа, почему у них не получилось изгнать беса? На что Иисус Христос ответил:
“Сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста” (Мк. 9:29).
То есть молитва и пост – это лучший способ избавиться от страстей и бесовского воздействия на человека.
Строгость воздержания во время различных постов церковного календаря отличается. Великий пост — самый строгий. Время данного поста не фиксировано и зависит от даты Пасхи. Пасху отмечают в первое воскресенье после первого весеннего полнолуния. 7 недель до Пасхи — начинается Великий пост. Успенский (14 августа – 27 августа включительно) пост, наряду с Великим, значительно строже, чем Рождественский (28 ноября – 6 января включительно) и Апостольский (начало зависит от даты Пасхи, длится до 11 июля включительно).
В Православной Церкви существует Устав (Типикон), который прописывает, какую пищу и когда можно есть. Типикон – монашеский устав и его правила обязательны для монахов. Для мирян же это образец, к которому нужно стремиться. Обычным верующим это идеальный ориентир, а не обязательное правило.
“Нерассудительные люди ревнуют посту и трудам святых с неправильным разумением и намерением и думают, что они проходят добродетель. Диавол же, стерегущий их как свою добычу, ввергает в них семя радостного мнения о себе, от которого зарождается и воспитывается внутренний фарисей и предает таковых совершенной гордыне” (святитель Тихон, Патриарх Московский и всея Руси (1865 – 1925).
В современном ритме жизни каждый мирянин должен для себя определять строгость поста. Чтобы не нанести вред своему физическому и духовному здоровью, нельзя слепо следовать монашескому Уставу. Необходимо прислушиваться к своим ощущениям, адекватно оценивать собственные возможности, состояние здоровья и советоваться с опытными священниками.
Чтобы не запутаться в календаре постных дней, знать, что и когда разрешено употреблять по Уставу, нужно ориентироваться в терминологии Типикона. Многие не понимают, что означает “сухоядение”. Поэтому часто возникают вопросы, что в такие дни можно есть?
Сухоядение – это строгое воздержание от пищи во время постных дней. Оно включает в себя еду без добавления масла, чаще всего в холодном виде.
Типикон о сухоядении говорит следующее:
– глава 35: разрешены «хлеб и вода и сим подобная». Сюда можно отнести сырые, сушеные или моченые овощи, фрукты. Также разрешены изюм, маслины, орехи, инжир;
– глава 36^ “едино коеждо на кийждо день”. То есть во время приема пищи разрешается употреблять что-то одно из перечисленного перечня продуктов.
Также Устав говорит:
“ясти хлеб, и сурово зелие, и варение без посласти, … и пием укроп с медом” (О постах, глава 1, О великом Посте).
Можно есть хлеб, соль, пить воду. Сюда же входят сырые и квашеные овощи, зелень, мед, а также вареная растительная пища без приправ. В Русской Православной Церкви к сухоядению относили термически обработанную пищу, но исключительно холодную.
Сухоядение составляет обязательный элемент поста для монашествующих. Обычные верующие столь строгий пост соблюдают Первую неделю Великого Поста, в Великую Пятницу Страстной седмицы, Рождественский и Крещенский сочельник. В некоторых церковных календарях указан график постных дней.
– Первые дни Великого поста монашествующие должны обходиться без какой-либо еды. Такое же предписание относится к пятнице Страстной недели. В остальные будние дни Устав предписывает сухоядение (вторник и четверг разрешена теплая пища, но без добавления растительного масла). В субботу и воскресенье можно добавить в великопостные блюда немного масла.
– Пост Петра и Павла (Апостольский) не так строг, как Великий, сухоядение — в среду и пятницу.
– Успенский пост приравнивается по строгости к Великому, поэтому сухоядение соблюдается в понедельник, среду и пятницу.
– Рождественский пост: в среду и пятницу, а также всю последнюю неделю поста – сухоядение. В Рождественский сочельник постящийся ничего не ест до первой звезды.
Такие правила поста Устав предписывает только людям, которые отрешились от мирской жизни и приняли монашеский постриг. Для постоянно работающих, детей, больных и пожилых и других категорий людей нет отдельно прописанных правил и рекомендаций. Далеко не всем мирянам будет полезно строго следовать монашескому Уставу. Важно не перекладывать ответственность за свою духовную жизнь на Типикон, Святых Отцов и строгих аскетов-духовников. Во всем следует искать золотую середину.
Сухоядение является средством отказа от комфорта, от изобилия продуктов питания в рационе современного человека. Эти ограничения помогают достичь духовного роста. Достигая определенного духовного состояния, человек лучше замечает собственные недостатки, черты характера, которые мешают богопознанию и богообщению.
Священник Сергий Бегиян рекомендует:
“Сейчас пользуются популярностью настенные календари, в которых размечено в соответствии с Уставом, в какие дни положено сухоядение, в какие пища без масла, в какие – с маслом. Однако недостаток масла в Палестине с лихвой восполняется употреблением в пищу маслин. Конечно, я не призываю нарушать уставные предписания, а лишь относиться с пониманием к тому, в каких условиях создавался Типикон и в каких условиях мы с вами живем.
В пост нужно и испытывать чувство голода, и вставать из-за стола с бодростью, и пережить слова пророка «колени мои изнемогли от поста» (Пс. 108: 24). Без этого пост – не пост. Однако не нужно забывать о том, что «наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных» (Еф. 6: 12), что главный бой мы должны давать не желудку, а своей падшей искривленной воле, и телесное воздержание – только средство в этой борьбе. А поэтому нельзя, чтобы тело изнемогало до бессилия”.