Житие мученицы Вероники в Православии и Католичестве значительно различается. Святая Вероника жила в первом веке. Она была свидетельницей проповеди, страданий, смерти и воскресения Иисуса Христа. В то время христианство только зародилось и не было разделено на различные течения. Поэтому святые первых веков христианства (до Великого раскола в 1054 году) считаются общепризнанными. Их жития в большинстве случаев имеют лишь незначительные отличия у католиков и православных. Тем необычнее и загадочнее выглядит жизнь и подвиг святой Вероники.
Евангельское повествование рассказывает о женщине, 12 лет страдавшей кровотечениями. Ни один из врачей не смог ей помочь, состояние женщины только ухудшалось. Она дерзнула прикоснуться к краю одежды Иисуса Христа, так как верила, что получит исцеление. В Ветхом Завете женщина в дни кровотечений считалась нечистой. Она не имела права ни к кому прикасаться, чтобы не осквернить животное или человека. Поэтому ее поступок, по меркам того времени, считался крайне дерзким, почти преступным. Но Христос не обличил ее за этот поступок. По милости Спасителя кровоточащая в тот же час полностью выздоровела. (Мф.9:20-22; Мк 5. 25-34; Лк 8. 43-48).
Церковное Предание говорит о том, что эту женщину звали Вероника. После исцеления Вероника стала вести праведный образ жизни. В благодарность за совершенное чудо святая Вероника приказала отлить бронзовую статую Иисуса Христа. Рядом с Ним была изображена коленопреклоненная женщина. Возле этой скульптуры выросло целебное растение, которое помогало от различных болезней (Евсевий Кесарийский “Церковная история”). Впоследствии статуя была разрушена в 361-363 годах по приказанию римского императора Юлиана Отступника, боровшегося с христианством.
В католической традиции существует версия, что святая Вероника была благочестивой еврейкой. Она следовала за Спасителем на протяжении всего Его пути на Голгофу. Под тяжестью креста Христос склонился до земли. Тогда Вероника отерла лицо Господа от крови и пота своим льняным платом (платком). На плате отобразился лик Спасителя. В Католичестве “плат Вероники” считается подлинным и хранится в римском соборе святого Петра. Католики признают именно это изображение Нерукотворным образом Спасителя.
Первые упоминания о святой Вероники относят к 4-5 векам, найденные в апокрифических “Деяниях Пилата”. Встреча Вероники со Христом описана лишь в средневековых преданиях и зафиксирована в Библии Рожера из Аржантёя (ок. 1300).
Сказание о “плате Вероники” как о подлинном первом изображении Иисуса Христа распространено среди католиков. В Православие же историю появления первого изображения Спасителя относят к совершенно иному событию. Предание гласит, что больной проказой эдесский царь Авгарь послал своего слугу к Иисусу Христу. Царь был наслышан о чудесах исцеления, которые совершал Спаситель. Он приглашал Христа посетить город Эдессу. Если же Иисус Христос не смог бы прийти лично, слуга должен был изобразить Его на холсте.
Иисус Христос взял воду, умылся и льняным платом (убрусом) отер лицо. На убрусе проявилось изображения лика Спасителя. Убрус был доставлен Авгарю, после чего царь исцелился от проказы. Плат с изображением Христа, был особо почитаем среди народа, как первая нерукотворная икона Спасителя. Отсюда пошло название иконы “Спас Нерукотворный”.
Отличительной особенностью иконы “Спас Нерукотворный” от “плата Вероники” является отсутствие тернового венца на главе Христа. Лик Спасителя на “плате Вероники” наполнен страданий, видны кровавые подтеки из-под тернового венца. В то время как “Спас Нерукотворный” является воплощением спокойствия и умиротворения.
Святая Вероника в Православии относится к праведным (лик святости, указывающий на богоугодную, праведную жизнь). В Православных церквях (Сербской, Элладской, Православная церковь в Америке) день памяти Вероники отмечается 12 (25) июля. Святой молятся женщины, страдающие женскими болезнями, а также в преодолении жизненных трудностей и укреплении веры.
В месяцеслов Русской Православной Церкви праведная Вероника внесена относительно недавно. Поэтому в некоторых храмах Русской Православной Церкви рекомендуют крестить Веронику с именем Виринея. Но и запрета на крещение с именем Вероника нет. Подавать записки о здравии и упокоении женщин с таким именем, данным при крещении, можно.
Веру пламенную показавши, исцеление от Христа восприяла еси обтерши лик Его пречистый платом, Образ Нерукотворенный Спасов обрела еси, святая праведная Веронико, у престола Божия предстоящи, моли о даровании исцеления душ и телес наших.
Святая мученица Христова Веронико моли Бога о нас. Веру огненную показавше. Исцеление восприяла еси. Обтерши лик пречистый платом. Обрела еси образ нерукотворенный. У престола Божия предстояще. Моли о даровании исцеления. Душ и телес наших. Радуйся Агница Христова Веранико. Не устрашившись страдания земнаго. До конца претерпела еси. Шедше вслед за Христом. В царство небесное воспарила еси. Радуйся голубица Христова Веранико. Величаем тя. Мученица Христова Веранико. Веру огненную показала еси. И чтим честная страдания твоя. Яже за Христа претерпела еси.
О, святая мученица Христова Веранико. Веру огненную показавше. Возымела дерзновение пред Богом. Одежды Спасителя коснувшися. Слышавше глас Сладчайшего Иисуса: «Дерзай дщерь , вера твоя спасе тя.». Удобь исцеление прияла еси. Моли Всемилостевейшаго Спаса. О даровании исцеления, душ и телес наших. Ныне предстоя у престола Божия. Моли Подателя благих Господа. О умножении в нас веры. Ею же сама преисполнена еси. Дабы и мы возгоревшись верою. И мудрствующе и деюще. Последовали Христове до конца. Да и мы сподобимся Сладчайшего гласа: « вера твоя спасе тя.» Аминь.
О, святая всехвальная мученице Христова Веранико. Именуемая женою кровоточивою. Поболевше двоенадесят лет, женским кровотечением. Ты веси сию меру страдания. Стяжавшее веру огненную, исцеление получила еси, от недуга сего. Сего ради дерзновение стежавше ко Господу, о недужнех умоляти его. Яко сама имаши естество женское. Не презри и меня грешную молящуюся тебе. Ибо аз по грехом моим приемлю недуг сей. Умоли о прощении грехов моих, Человеколюбиваго Бога. И о даровании исцеления плоти моей. Неизреченныя ради милости Всесвятыя Троицы, Отца и Сына Духа Святаго аминь.