Раннехристианский святой Уар Египетский жил в 3-4 веках. Он происходил из знатного рода и был доблестным римским военачальником. В то время ещё продолжались гонения на христиан. Поэтому Уар держал в тайне свою принадлежность ко Святой Церкви. Он восхищался подвигом христианских мучеников, которых казнили за публичное исповедание веры. Но при этом не решался последовать их примеру. Вместе с тем Уар по ночам активно помогал арестованным единоверцам: ухаживал за их ранами, приносил пищу, подбадривал.
Однажды Уар всю ночь провёл в темнице с ожидающими казни семью христианскими проповедниками. Вместе они беседовали и молились. Накануне заключённых жестоко пытали, поэтому к утру один из страдальцев скончался. Священник Филипп Ильяшенко отмечает:
«Тогда Уар понял, что пришло время для испытания его веры. Что он должен проявить то мужество, об отсутствии которого скорбел».
Когда узников повели на казнь, Уар присоединился к ним, во всеуслышание объявив себя христианином. Таким образом, он заменил собой умершего проповедника. Разъярённые палачи отложили казнь, чтобы подвергнуть Уара изощрённым истязаниям.
Во время пыток святой сохранял твёрдость и ободрял собратьев по вере. Лишь спустя пять часов страданий мученик Уар испустил дух и его душа вознеслась ко Господу. После этого были убиты и шесть заключённых проповедников. Это произошло в 307 году в Александрии – главном городе римской провинции Египет.
Останки мученика Уара были выброшены за город. Их тайком забрала одна из свидетельниц казни – вдова-христианка по имени Клеопатра. Она с благоговением погребла святые мощи в подвале своего дома. Спустя несколько лет женщина перевезла их в свой фамильный склеп в Палестине. Святыня прославилась чудотворениями, к ней стали приходить многочисленные паломники. Поэтому вскоре Клеопатра воздвигла на том месте храм Уара, который освятили при большом стечении народа.
На первой литургии в новом храме вдова усердно молила святого, чтобы он покровительствовал её единственному 17-летнему сыну. Юноше предстояло поступить на службу в царское войско. Однако в тот же вечер он внезапно заболел и умер. Клеопатра прибежала к мощам мученика с воплем скорби и отчаяния. Там же, обессилев, она заснула и увидела во сне Уара вместе с её сыном. От обоих исходило сияние.
Святой мученик Уар упрекнул женщину в маловерии и заверил, что юноша отныне находится под его покровительством. Мальчик тоже успокоил мать и сказал, что не хочет возвращаться из вечной и благостной жизни в полный греха и скорбей мир. Тогда Клеопатра смирилась и возрадовалась. По словам протоиерея Григория Дьяченко, эта история учит всех нас:
«Во всех несчастиях, постигающих нас, мы должны не роптать на Бога, но укреплять себя полною преданностью в волю Божию, зная, что Бог все творит с нами к лучшему».
Клеопатра торжественно погребла сына рядом со святым Уаром. Она провела остаток земной жизни в служении Господу и отошла к Нему в 327 году.
Мученику Уару молятся православные и католические христиане. Существуют специальные молитвы и канон в честь этого святого. В России он уже много веков пользуется особенным почитанием. Это связано с тем, что оба сына Ивана Грозного (погибший в младенчестве Дмитрий Иванович и погибший в отрочестве царевич Дмитрий Углицкий) имели второе, данное по церковному календарю имя «Уар». Соответственно, египетский мученик являлся их покровителем. В связи с этим на Руси начали освящать храмы и приделы в честь Уара, создавать его иконы, привозить частицы мощей.
Храмы, часовни и приделы в честь мученика Уара сегодня есть во многих уголках России. Например, в Москве и Подмосковье, Сочи, Липецке, Иркутской, Тюменской, Ивановской, Мурманской, Тамбовской областях.
Существует версия, что широкое народное признание в России мученик Уар обрёл после окончания Смутного времени. Болезни, голод и разруха тогда привели к смерти множества младенцев, а выжившие были очень слабыми. У матерей сложилась существующая и по сей день традиция молиться святому Уару об упокоении душ умерших и о здравии живых детей. Тогда же была составлена служба в честь этого мученика.
Уар Египетский также традиционно почитается покровителем некрещёных усопших и самоубийц. То есть тех, кто не поминается Церковью (на отпевании, панихиде, литургии). Ведь это возможно лишь в отношении Её членов, каковыми становятся именно в Таинстве Крещения. Преподобный Иосиф Оптинский отмечает:
«Если умерший человек не пожелал сам при жизни вступить в живое общение с Богом, то и после его смерти Святая Церковь не дерзает сделать это насильно».
Самоубийство же является смертным грехом, который лишает человека возможности покаяться. Совершивший его сознательно разрывает связь с Богом. Если самоубийца был крещён, то он сам себя «ампутирует» от живого тела Церкви.
Вместе с тем в Православии благословляется и даже считается необходимой самостоятельная, келейная (домашняя) молитва за некрещёных и самоубийц. Также за них следует совершать милостыню. Всё это, несомненно, облегчит участь душ, которые лишены церковного поминовения. Но почему же за них часто молятся именно мученику Уару? Это связано с преданием о том, что святой сказал Клеопатре во время своего явления с сыном:
«О женщина, что ты жалуешься на меня… Разве я не внимаю всегда твоим молитвам и не молюсь за тебя Богу? И прежде всего я умолил Бога о сродниках твоих, с которыми ты положила меня в гробнице, чтобы им были отпущены грехи их…» (Святитель Димитрий Ростовский, «Жития святых»)
Считается, что вымоленные мучеником сродники Клеопатры не были христианами и, соответственно, не являлись членами Церкви. На основании этого убеждения и вышеизложенного предания в народе утвердился образ святого Уара как заступника некрещёных и самоубиенных.
Во́инством святы́х страстоте́рпец стра́ждущих зако́нне,/ зря о́нех, показа́л еси́ му́жески кре́пость свою́./ И устреми́вся на страсть во́лею,/ и умре́ти вожделе́ за Христа́,/ И́же прия́л еси́ по́честь побе́ды твоего́ страда́ния, Уа́ре,// моли́ спасти́ся душа́м на́шим.
Христу́ после́дуя, му́чениче Уа́ре,/ Того́ испи́в ча́шу,/ и муче́ния венце́м увязе́ся,/ и со А́нгелы ликовству́еши:// моли́ непреста́нно за ду́ши на́ша.
О, святый мучениче Уаре! Ревностию по Владыце Христу разжигаем, Небеснаго Царя пред мучителем исповедал еси, и о Нем усердно пострадал еси, и ныне Церковь почитает тя, яко прославляемаго от Владыки Христа славою Небесною. Приими наше прошение и молитвами твоими от вечных мук свободи нас. Аминь.
О, святый мучениче Уаре досточудный, ревностию по Владыце Христу разжигаем, Небесного Царя пред мучителем исповедал еси, и ныне Церковь почитает тя, яко прославляемого от Владыки Христа славою Небесною, Иже дарова тебе благодать великаго к Нему дерзновения, и ныне предстоиши Ему со Ангелы, и в Вышних ликуеши, и зриши ясно Святую Троицу, и светом Безначального Сияния наслаждаешися: воспомяни и наших сродников томление, умерших в нечестии, прими наше прошение, и якоже Клеопатрин род неверный молитвами твоими от вечных мук свободил еси, тако воспомяни елицы противобожне погребенныя, умершия некрещеными (имена), потщися испросити оным от вечныя тьмы избавление, да вси едиными усты и единем сердцем восхвалим Премилосердного Творца во веки веков. Аминь.