Святые Отцы – кто они и почему важны

Святые Отцы — кто это такие

Святые в Православии – это угодившие Богу люди, почитаемые Церковью за праведность, добродетельность и исповедание веры. Отцы Церкви, или Святые Отцы, – более узкая категория Божьих праведников. Так с конца 4 века называют святых, внесших значительный вклад в православное богословие. 

Богословие и философию Отцов Церкви называют патристикой («pater» в переводе с латыни означает «отец»). Это системное изложение учений Отцов.

Раздел же богословской науки, который занимается жизнеописанием и списком трудов Отцов именуется патрологией.

святые отцы
Преподобный Иоанн Дамаскин, один из Отцов Церкви (православная икона)

Кого причисляют к Святым Отцам

Верность церковному учению, святость жизни и общецерковное признание – вот главные критерии причисления к Святым Отцам. Далеко не все выдающиеся богословам удостоились этого “звания”. В своих трудах Святые Отцы изложили учение Церкви. А своей праведной жизнью они подтвердили его истинность и спасительность.

Протоиерей Олег Давыденков отмечает, что подлинное богословие – это «видение Бога Троицы». И оно невозможно без общения с Богом (молитвы), аскетического усилия и непрестанной работы над собой.

«Богословие обязательно должно быть составной частью всецелого служения человека Богу» («Догматическое богословие»).

Поэтому все Отцы Церкви были святыми подвижниками.

Можно ли словосочетание «святой отец» использовать в качестве обращения к ныне живущему православному священнику? Нет, такая традиция присутствует только в западном христианстве. В Православии же принято обращаться к священнослужителю по такой формуле: отец + имя. Например, «отец Олег», «отец Андрей» или “батюшка” или “отче” и т. п.

Значение Святых Отцов

Святитель Филарет Черниговский называет Отцов Церкви «преемниками духа апостольского». Они по своей благодатной чистоте души и дарованиям богопросвещённого ума предложили нам «чистую Истину Христову» («Историческое учение об Отцах Церкви»). Под Истиной Христовой подразумевается подлинное и не искажённое ложными толкованиями спасительное вероучение. Именно поэтому таких выдающихся личностей образно называют «отцами». Ведь для всех православных христиан они стали наставниками в вере.

Наиболее авторитетные Отцы Церкви были отмечены на Вселенских соборах. К Святым Отцам относят Дионисия Александрийского, Григория Нисского, Амфилохия Иконийского, Кирилла Александрийского, Григория Богослова, Киприана Карфагенского и многих других. Протопресвитер Иоанн Мейендорф в «Введении в святоотеческое богословие» отмечает, что

«Божественное откровение не ограничено никакими хронологическими рамками, Дух Святой действует через людей всех времён».

Поэтому Святыми Отцами называют не только церковных писателей первых веков христианства. Некоторые жили и в Средние Века (патриарх Фотий, Григорий Палама), и в относительно недавнем прошлом (Феофан Затворник, Игнатий Брянчанинов, Силуан Афонский).

Святитель Игнатий Брянчанинов указыват, что поучения Святых Отцов были вдохновлены Святым Духом, и призывает каждого христианина прислушиваться к ним:

«Как единомысленный и единодушный Святым Отцам, ты спасешься… Руководствующийся ими имеет, без всякого сомнения, руководителем Святого Духа».

Святые Отцы и Учителя Церкви

Существует также понятие «Учителя Церкви», которое имеет 2 значения. Во-первых, так называют наиболее знаменитых Святых Отцов. Среди них Афанасий Великий, Иоанн Златоуст, Василий Великий и др.

В другом значении Учителями Церкви именуют тех выдающихся богословов, которые не были причислены к лику святых. К таковым относят, например, Климента Александрийского, Тертуллиана, Оригена и др. Некоторые их учения были отвергнуты Церковью и признаны еретическими. Однако в своё время эти личности успели сделать существенный вклад в развитие теологии.

Могли ли Святые Отцы ошибаться?

Святые Отцы являются бесспорными авторитетами богословия. Но следует понимать, что они не придумывали вероучение. Они были не творцами, а свидетелями и проводниками Истины, которую хранила и исповедовала Церковь. Однако иногда в своих сочинениях Отцы Церкви выражали и собственные, основанные на субъективном опыте мнения. Это является причиной того, что у Святых Отцов нередко бывают отличающиеся и даже противоположные точки зрения по различным вопросам.

Например, у живших примерно в одно время Игнатия Кавказского и Феофана Затворника были разные взгляды на природу ангелов и человеческой души. Первый утверждал, что ангелы и души имеют некую телесность. Второй же настаивал на их бестелесности. Однако это разногласие не относится к области основополагающих догматических истин. Оно не помешало Церкви причислить к лику святых обоих богословов.

Иногда Святые Отцы допускали и ошибки. Ведь отдельные христиане от них не застрахованы, в отличие от Церкви – столпа и утверждения истины (1Тим. 3:15). Например, Иоанн Златоуст высказывал ошибочное предположение о дате рождения Христа. А Григорий Нисский долгое время исповедовал не принятое Церковью учение об апокатастасисе. Так называют идею о всеобщем спасении грешных душ, обитающих в аду. Нужно заметить, что в конце жизни богослов всё же отказался от этой идеи. Поэтому не все творения Святых Отцов одинаково истинны. Признанная Церковью святость определённой личности вовсе не распространяется на всё сказанное и написанное ею.

Зачем нам труды Отцов, если есть Библия?

Необходимо понимать, что Божественное Откровение передаётся христианам двумя путями. Первый – это Священное Писание, то есть совокупность канонических текстов Ветхого и Нового Заветов. Второй – Священное Предание (полученное от Бога и преемственно передаваемое учение Церкви), включающее творения Святых Отцов. Православные христиане верят словам Христа:

«Дух Святой наставит вас на всякую истину» (Ин. 16: 13).

И это наставление происходит не только через апостолов, но и через Святых Отцов и Вселенские Соборы.

Более того, Предание первично (то есть возникло раньше) по отношению к Писанию. Это очевидно из библейского текста. Например, мы знаем, что Бог общался с ветхозаветными патриархами и те учились Истине, а также устно передавали её потомкам ещё до существования Библии. Таким образом, можно сделать вывод, что Священное Писание – это зафиксированная часть Священного Предания. И друг без друга они не существуют. Следовать Преданию христиан призывали апостолы:

«Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим (2 Фес 2:15). 

Священник Георгий Максимов указывает, что

«Истина Откровения Божия дана не одному какому-то лицу в Церкви, пусть даже очень благочестивому и мудрому, но всей Церкви, поэтому не свидетельство кого-то одного, но общее свидетельство ее святых выражает эту истину».

Митрополит Иларион (Алфеев) отмечает, что опыт Святых Отцов помогает нам в

«сохранении себя в этом постоянно меняющемся мире, в сохранении идеалов и принципов христианской жизни в повседневности».

Святые Отцы: всегда ли последнее слово за ними?

Является ли мнение Святых Отцов по какому-либо вопросу окончательным? И всё ли они сказали? Важно понимать, что учение Церкви не эволюционирует в своём содержании. Ведь это не философская система и не политические теории. Оно лишь проявляется через святых, будучи Откровением Святого Духа. И происходит это непрерывно на протяжении веков. Святые жили и творили в рамках определённого исторического контекста. А значит, взгляды на определённые вещи (не считая догматов) со временем могут дополняться и меняться.

Например, учение о Пресвятой Троице или искуплении Христом человечества от греха – это догматические позиции, которые Церковью никогда не менялись. А принятое Святыми Отцами на Халкидонском Соборе правило о рукоположении в диакониссы женщин не моложе 40 лет – это устаревшая норма. Сейчас в Православной Церкви чин диаконисс отсутствует.

Помимо исторического важен и жизненный, бытовой контекст. Так, большинство Святых Отцов были монахами. В связи с этим в их трудах мало проработаны некоторые актуальные для мирянина вопросы. Например, Отцы Церкви не углублялись в тему отношений между мужчиной и женщиной.

Протоиерей Андрей Ткачёв признаёт неизменность догматического учения, но утверждает, что

«область повседневной морали, поведения, отношения к разным видам греха отцы не могли определить навеки… Никто, живший в V веке, не может описать в деталях мой модус поведения в XXI веке, как бы свят он ни был. Отцы очень многое сказали. Но всё сказать они не могли и не имели права! Всё, что они сказали, нужно изучить, а применять – только приноравливаясь к условиям».

Итак, православным христианам обязательно нужно ориентироваться на мнения Святых Отцов. Однако всегда нужно принимать во внимание исторические перемены и возможность человеческих ошибок богословов по второстепенным вопросам.

Молитвы Всем святым, от века Богу благоугодившим

Тропарь, глас 4

И́же во всем ми́ре му́ченик Твои́х,/ я́ко багряни́цею и ви́ссом,/ кровьми́ Це́рковь Твоя́ украси́вшися,/ те́ми вопие́т Ти Христе́ Бо́же:/ лю́дем Твои́м щедро́ты Твоя́ низпосли́,/ мир жи́тельству Твоему́ да́руй,// и душа́м на́шим ве́лию ми́лость.

Перевод: Кровью пострадавших во всем мире мучеников Твоих как порфирою и виссоном облеченная, их устами Церковь Твоя к Тебе взывает, Христе Боже: «Милости Твои людям Твоим ниспошли, мир народу Твоему даруй и душам нашим великую милость!»

Кондак, глас 8

Я́ко нача́тки естества́, Насади́телю тва́ри,/ вселе́нная прино́сит Ти Го́споди богоно́сныя му́ченики./ Тех моли́твами в ми́ре глубо́це Це́рковь Твою́,// жи́тельство Твое́, Богоро́дицею соблюди́ Многоми́лостиве.

Перевод: Как первые плоды природы Насадителю всего творения вселенная приносит, Тебе, Господи, Богоносных мучеников. Их мольбами и ходатайством Богородицы, Церковь Твою – Твой народ в мире глубоком сохрани, Многомилостивый.

Молитва 1-я

К вам, о святи́и вси, я́ко путево́дным свети́льникам, дея́ньми свои́ми освети́вшим путь Небе́снаго восхо́да, аз многогре́шный смире́нно коле́на се́рдца моего́ преклоня́ю и из глубины́ души́ взыва́ю: умоли́те о мне Человеколю́бца Бо́га, да не попу́стит ми еще́ блужда́ти по распу́тиям греха́, но да просвети́т мои́ ум и се́рдце све́том благода́ти Своея́, я́ко да то́ю озаря́ем и подкрепля́ем, возмогу́ про́чее вре́мя земна́го жития́ пра́вою стезе́ю непреткнове́нно преити́ и хода́тайством ва́шим к Преблаго́му Го́споду сподо́блюся, поне́ вма́ле прича́стник бы́ти духо́вныя ва́шея трапе́зы в Небе́сном черто́зе Царя́ сла́вы. Ему́же со Безнача́льным Его́ Отце́м и Пресвяты́м, Благи́м и Животворя́щим Ду́хом бу́ди сла́ва, честь и поклоне́ние во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Молитва 2-я

Бо́же Святы́й и на святы́х почива́яй, Трисвяты́м гла́сом на Небеси́ от Ангел воспева́емый и на земли́ от челове́к во святы́х свои́х хвали́мый, да́вый Святы́м Твои́м Ду́хом кому́ждо благода́ть по ме́ре дарова́ния Христо́ва и то́ю поста́вивый Це́ркви Твое́й Святе́й о́вы у́бо апо́столы, Овы же проро́ки, Овы же благове́стники, о́вы же па́стыри и учи́тели, и́хже сло́вом про́поведи, Тебе́ Самому́ де́йствующу вся во всех, мно́зи соверши́шася святи́и в ко́емждо ро́де и ро́де, разли́чными доброде́тельми благоугоди́вшии Тебе́, и о́браз нам до́брых подвиго́в свои́х оста́вивше, в ра́дости к Тебе́ преше́дшии, гото́ви су́ще, в не́мже са́ми искуше́ни бы́ша, и нам напа́ствуемым помога́ти!

Сих святы́х всех воспомина́юще и их богоуго́дное житие́ похваля́юще, Тебе́ Сама́го в них де́йствовавшаго восхваля́ем, и о́нех благотворе́ния Твоя́ дарова́ния бы́ти ве́рующе, приле́жно мо́лим Тя, Свя́те Святы́х: даждь нам гре́шным после́довати их уче́нию, житию́, любви́, ве́ре, долготерпе́нию, и их моли́твенною по́мощию, па́че же Твое́ю вседе́йствующею благода́тию Небе́сныя с ни́ми сподо́битися сла́вы, хва́лящим Пресвято́е и́мя Твое́, Отца́, и Сы́на, и Свята́го Ду́ха, во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Предыдущая запись Видят ли нас умершие после смерти
Следующая запись Тропарь Царственным Страстотерпцам – текст и значение