Святыни России — это особые реликвии, почитаемые православными верующими. Святыня – это предмет или место особого христианского благоговения, которое имеет прямое отношение к почитанию Бога, Богородицы, отдельных святых и к совершению православного богослужения. Православные относятся к святыням с глубоким уважением, душевным трепетом и почитанием. Они воспринимают их как отражение на земле Царства Божия и как свидетельство действия Благодати Божией в истории человечества.
Само слово “святость” происходит от индоевропейского «k’uen-to-» – возрастать, увеличиваться, цвести – в прямом и переносном смысле, плодоносить. (Топоров В.Н. “Святость и святые в русской духовной культуре”: Т.1. М., 441-442, 1995). Также понятие «святость» в Ветхом Завете означало отделенность, выделение из чего-то для определенных целей, неприкосновенность.
Всё, что Господь освятил, считается святыней:
В первую очередь, в Православии особой святыней являются Святые Дары – Тело и Кровь Иисуса Христа;
Священное Писание, которое содержит в себе Закон Божий (Библия);
иконы и мощи святых;
предметы богослужения (венцы, елей, жертвенник в алтаре, лампада, просфора и другие);
время (дни установленные во имя Бога: православные посты и праздники, нарушение которых без уважительных причин является прямым грехом против Господа);
места почитания Бога и хранения святыни (храмы, монастыри).
Святыни России это широкое понятие, включающее в себя разные реликвии. Рассмотрим такие виды святынь, как православные монастыри, чудотворные почитаемые иконы и мощи святых.
«Монастырь – это церковное учреждение, в котором проживает и осуществляет свою деятельность мужская или женская община, состоящая из православных христиан, добровольно избравших монашеский образ жизни для духовного и нравственного совершенствования и совместного исповедания православной веры» (Устав Русской Православной Церкви, гл. XII, §1).
С давних времен монастыри являлись центрами духовности и оплотом веры. Молитва за весь мир – это особо служение монахов и монахинь, которое совершается за стенами обителей, отделенных от мирской жизни. Поэтому зачастую святыни России это именно монастыри.
Каждый монастырь имеет свое собственное внутреннее устройство, в котором главными должностными лицами являются настоятель (игумен), казначей, духовник и другие. Человек, по собственной воле и воле Божьей оставивший мир и желающий посвятить себя особому служению Богу, является новоначальным и проходит испытание. Если он показывает себя достойным монашеской жизни, то постригается в монашеский чин.
Монастыри делятся на мужские и женские. Наиболее крупные, известные и примечательные духовными подвигами монастыри зовутся лаврами.
Основой монашеского духа служат слова Самого Господа Иисуса Христа:
«Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое, и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, и следуй за Мной» (Мф. 19:21).
Икона (от греческого “образ”) – это священное изображение лиц или событий библейской и церковной истории, которое имеет вероучительное значение.
С давних времен икону называли «Библией для неграмотных», «живописным Евангелием», «бессловесной проповедью», «богословием в красках». Икона несет в себе глубокий символический смысл. Иконописный лик имеет определенные особенности, которые несут в себе духовную сущность.
Например, высокий лоб отражает духовную мудрость и глубокомыслие. Большие глаза означают погружение в Божественные тайны. Тонкие губы – воздержание и укрощение страстей и плоти. Удлинённые пальцы – духовное благородство и непорочность деяний. Наклон головы – неравнодушие к гласу Бога в сердце. Воздеяние рук – молитву. Чуть склоненная фигура – кротость и повиновение воле Божией. Главной задачей иконы является помощь в единении Бога и человека.
Существует немало случаев, когда через святые иконы совершались различные чудесные события. При этом каждая икона наделена Божьей благодатью и имеет возможность стать чудотворной. Чудо — результат не свойств конкретной иконы, а силы и искренности веры молящегося перед ней. Не случайно именно иконы зачастую наиболее известные святыни России.
Святитель Симеон Солунский: “Изображай красками согласно Преданию, эта живопись так же истинна, как Писание в книгах, и Божественная благодать покоится на ней, потому что свято то, что она изображает”.
Мощи – это останки святых, которые почитаются Церковью. Данное понятие следует понимать более широко нежели просто тела. Подразумеваются не только останки, но и всё то, что осталось после жизни святых и соприкасалось с ними (одежда, вещи).
Мощи святых угодников несут на себе особую благодать. Они оказывают нравственное влияние на человеческую душу, являются реальным свидетельством жизни и близости к Богу святого и побуждают верующих стремиться к подражанию благочестивым подвижникам. В Библии о праведниках написано так: «Кости ваши расцветут» (Ис. 66. 14).
«Мощи Твои, яко сосуд благодати полный, преизливающийся на всех к ним притекающих», – говорится в молитве преподобному Сергию Радонежскому.
Иеромонах Иов (Гумеров):
“Вещественные предметы, которыми пользуется угодник Божий, освящаются и приобретают целительную силу. Тем более тело святого, которое становится чистым сосудом благодати Божией, может воспринимать сверхъестественные благодатные силы. На этом основано почитание святых мощей”.
Преподобный Амвросий:
“Если христиане так почитали вещи, принадлежавшие святым угодникам Божиим, то понятно, по каким причинам они почитали телесные их останки, или мощи, и почему составился обычай (утвержденный Седьмым Вcеленским Собором и другими поместными) строить храмы не иначе, как над мощами святых мучеников, – так как в первые века христианство распространялось и утверждалось преимущественно чрез проповеди мучеников и их страдания”.
Многие из нас знают такие места паломничества христиан, как Храм Гроба Господня в Иерусалиме, святая гора Афон в Греции, город Мира в Турции с мощами Николая Чудотворца и другие. При этом нередко забывают о тех святынях, которые являются достоянием нашей родины.
В Москве есть немало прекрасных храмов с великой историей, пользующихся заслуженным особым почитанием. В первую очередь среди них необходимо отметить:
Храм Христа Спасителя (самый большой храм Русской Православной Церкви);
Собор Василия Блаженного или Покровский собор (это храм-памятник, возведенный в честь присоединения Казанского ханства к Русскому государству. Главная битва, в которой русские войска одержали победу, произошла в день Покрова Пресвятой Богородицы. В честь этого события храм и был освящен);
Свято-Покровский монастырь (в нем хранятся мощи блаженной Матроны Московской, к которым стремятся прикоснуться сотни человек каждый день, чтобы ощутить чудо и благодать);
Богоявленский кафедральный собор (в котором хранится один из чудотворных списков иконы Казанской Божьей Матери);
Новоспасский монастырь и другие.
Вспоминая святыни России, обязательно называют:
Свято-Троицкую Сергиеву Лавру (в которой хранятся святые мощи преподобного Сергия Радонежского);
Свято-Троицкую Александро-Невскую Лавру (тут хранятся мощи святого благоверного князя Александра Невского и частичка мощей святителя Иннокентия Иркутского);
Успенский Псково-Печерский монастырь (единственный на территории России, который никогда не закрывался. Главными святынями монастыря являются икона Успения Божией Матери и образ «Умиление»);
Свято-Введенскую Оптину пустынь (здесь оптинские старцы творили чудеса и преуспевали в духовной мудрости);
Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь (эта земля полная целебных вод неприступна для зла. А святая Канавка появилась по повелению самой Царицы Небесной);
Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь (в котором находятся разборная модель Храма Гроба Господня);
Церковь Покрова на Нерли (шедевр мировой архитектуры, уникальный памятник русского зодчества домонгольской эпохи, первый в мире храм, посвященный Празднику Покрова Пресвятой Богородицы);
Валаамский монастырь (одна из самых прославленных духовных обителей Русского Православия);
Муромский Свято-Успенский монастырь (хранятся мощи святых Петра и Февронии);
Богородице-Смоленский Новодевичий монастырь (здесь хранятся мощи святых и чудотворная икона Божьей Матери “Ахтырская”) и другие.
Самыми известными чудотворными иконами на территории России являются:
икона Николая Угодника (находится в Псково-Печорском монастыре в Печоре и в Соборе Богоявления в Елохово);
образ Николы Можайского (находится в Церкви Сошествия Святого Духа в г. Можайск);
икона Спиридона Тримифунтского (чудотворный образ хранится в Храме Воскресения Словущего на Успенском Вражке в Москве);
образ Ксении Петербургской (образ и мощи хранятся в Часовне её имени на Смоленском кладбище в Санкт-Петербурге);
икона Василия Блаженного в молении ко Христу (хранится в Соборе Покрова-на-Рву в Храм Василия Блаженного в Москве);
икона Казанской Божьей Матери (находится в Казанском Соборе в Санкт-Петербурге);
Владимирская икона Божьей Матери (находится в Храме Святителя Николая в Толмачах г. Москва);
икона Божьей Матери “Знамение” (хранится в Софийском Соборе в Великом Новгороде);
Феодоровская икона Божьей Матери (находится в Богоявленско-Анастасиином женском монастыре в г. Кострома).
Спас Елеазаровский (хранится в Спасо-Елеазаровском монастыре в Пскове),
образ Спаса Нерукотворного (находится в Третьяковской галерее в Москве),
Спас Златая Риза (хранится в Успенском Соборе в Москве).
Все эти святыни России обладают особой Божьей благодатью, наполняют душу миром и жизнь чудом.
Мощи наиболее прославленных и почитаемых русских святых:
Даниила Московского в Свято-Даниловом монастыре,
святителя Алексия в Богоявленском кафедральном Елоховском соборе,
святой блаженной Матроны Московской в Покровском монастыре,
святого Сергия Радонежского в Троице-Сергиевой лавре,
Иоанна Кронштадтского в Иоанновском монастыре в Санкт-Петербурге,
блаженной Ксении Петербургской в часовне на Смоленском кладбище в Санкт-Петербурге,
преподобного Александра Свирского в Преображенском соборе Свято-Троицкого Александро-Свирского мужского монастыря близ города Лодейное Поле,
преподобного Серафима Вырицкого в часовне Казанского храма поселка Вырица,
старца Иоанна Крестьянкина в Псково-Печерских святых пещерах,
святых Петра и Февронии в Свято-Троицком соборе женского монастыря в Муроме,
преподобного Серафима Саровского в Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском монастыре,
праведного Стефана Омского в Свято-Никольском святом монастыре в Омске,
святого Федора Томского в Свято-Алексеевском монастыре в Томске,
Варлаама Чикойского почивают в Казанском кафедральном соборе в Чите,
Иоанна Шанхайского в кафедральном соборе Пресвятой Богородицы Всех скорбящих Радости в Сан-Франциско,
Иоанна Русского на острове Эвия в Греции.
Протоиерей Олег Стеняев так определяет православные святыни России:
“Мы почитаем Господа в Его чудесных явлениях – через святые места, через освященные вещи Его угодников, через святые иконы, которые есть очень важное напоминание о Божественном и являют нам именно правильное восприятие духовной реальности, не связанное с нашими субъективными чувствованиями”.
“Бо́же святы́й и во святы́х почива́яй, трисвяты́м гла́сом на Небеси́ от А́нгел воспева́емый, на земли́ от челове́к во святы́х Свои́х хва́лимый: да́вый Святы́м Твои́м Ду́хом коему́ждо благода́ть по ме́ре дарова́ния Христо́ва, и то́ю поста́вивый Це́ркви Твое́й Святе́й о́вы Апо́столы, о́вы проро́ки, о́вы же благове́стники, о́вы па́стыри и учи́тели, и́хже сло́вом про́поведи.
Тебе́ Самому́ де́йствующему вся во всех, мно́зи соверши́шася, святи́и в кое́мждо ро́де и ро́де, разли́чными благоде́тельми благоугоди́вшии Тебе́, и к Тебе́ нам о́браз до́брых по́двигов свои́х оста́вивше, в ра́дости преше́дшии, гото́ви, в нем же са́ми искуше́ни бы́ша, и нам напа́ствуемым помога́ти.
Сих святы́х всех воспомина́я и их богоуго́дное похваля́я житие́, Тебе́ Сама́го, в них де́йствовавшаго, восхваля́ю, и о́нех благотворе́ния Твоя́ дарова́ния бы́ти ве́руя, приле́жно молю́ Тя, Свя́те святы́х, даждь ми гре́шному после́довати их уче́нию, па́че же Твое́ю вседе́йствующею благода́тию, Небе́сныя с ни́ми сподо́битися сла́вы, хва́ляще Пресвято́е и́мя Твое́, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха во ве́ки. Ами́нь”.
“О преблаженнии угодницы Божии, вси святии, предстоящии Престолу Пресвятыя Троицы и наслаждающиися неизреченнаго блаженства! Се ныне, в день общаго вашего торжества, милостивно призрите на нас, меньших братий ваших, приносящих вам сие хвалебное пение и ходатайством вашим просящих милости и отпущения грехов у Преблагаго Господа: вемы бо, воистинну вемы, яко вся, елика восхощете, испросити у Него можете. Темже убо смиренно молимся вам: молите Милостиваго Владыку, да подаст нам дух вашея ревности к хранению святых Его заповедей, яко да текше по стопам вашим, возможем земное поприще в добродетельном житии без порока прейти и в покаянии достигнути преславных селений райских, и тамо купно с вами прославляти Отца и Сына и Святаго Духа, во веки веков. Аминь”
“К вам, о святии вси и (имя святого), яко путеводным светильникам, деяньми своими осветившим путь небеснаго восхода, аз многогрешный смиренно колена сердца моего преклоняю и из глубины души взываю: умолите о мне Человеколюбца Бога, да не попустит ми еще блуждати по распутиям греха, но да просветит мои ум и сердце светом благодати Своея, яко да тою озаряем и подкрепляем, возмогу прочее время земнаго жития правою стезею непреткновенно преити и ходатайством вашим к Преблагому Господу сподоблюся, поне вмале причастник быти духовныя вашея трапезы в небесном чертозе Царя славы. Емуже со Безначальным Его Отцем и Пресвятым, Благим и Животворящим Духом буди слава, честь и поклонение во веки веков. Аминь”.
“О, святый угодниче Божий (имярек), подвигом добрым подвизався на земли, восприял еси на небесех венец правды, егоже уготовал еси Господь всем любящим Его; темже взирающе на святый твой образ, радуемся о преславнем скончании жительства твоего и чтем святую память твою. Ты же, предстоя Престолу Божию, приими моления наша и ко Всемилостивому Богу принеси, о еже простити нам всякое прегрешение и помощи нам стати противу кознем диавольским, да избавльшеся от скорбей, болезней, бед и напастей и всякаго зла, благочестно и праведно поживем в нынешнем веце и сподобимся предстательством твоим, аще и недостойни есмы, видети благая на земли живых, славяще Единаго во святых Своих славимаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и во веки веков. Аминь.”