Схима монашеская — что это и для чего

Схима монашеская: что это?

Верующие Православной Церкви делятся на церковнослужителей (духовенство) и мирян. Отдельную категорию составляют монахи, которые отличаются и от тех и от других. Монашество — не священнический сан, монахи не всегда являются священниками. Принявшие монашество еще именуются иноками, то есть ведущие иной образ жизни. Некоторых монахов называют схимниками. В связи с этим нередко возникают вопросы: что такое схима?Схимники — это кто? Чем они отличаются от монастырской братии? И вообще, схима монашеская — что это?

схима монашеская что это
Православный монах в облачении великой схимы

Схимник — это кто?

Каждый христианин самостоятельно выбирает свой путь к духовному спасению. Это может быть и супружеская жизнь в христианском браке, и целомудренная безбрачная жизнь (монашество). 

Как отдельный вид христианской жизни монашество оформилось в 4 веке в Египте. К этому времени относится появление первых монашеских общин. Их участники вели образ жизни, который отличался от поведения остальных верующих. Отличия этих отшельников относились как к внутренним изменениям (постоянная молитва, смирение), так и к внешним атрибутам (например, особое одеяние монаха). В греческом языке «схима» означает «образ». Первоначально такое понятие относилось только к одежде. Со временем схимой стали называть само монашество. Поэтому схимник — это монах, давших обеты (обещания) послушания, нестяжания и целомудрия.

«Монашество по своему замыслу является подражанием образу жизни Христа. Евангельский Христос открывается нам как идеал совершенного монаха: Он не женат, свободен от родственных привязанностей, не имеет крыши над головой, странствует, живет в добровольной нищете, постится, проводит ночи в молитве. Монашество – стремление в максимальной степени приблизиться к этому идеалу, устремленность к святости, к Богу, отказ от всего, что удерживает на земле и препятствует вознестись на небо. Одиночество есть неполнота, ущербность, в браке оно преодолевается обретением другого. В монашестве этот другой – Сам Бог» (митрополит Волоколамский Иларион Алфеев).

Степени монашества

В Православной Церкви монашество делится на рясофор и схиму. 

Рясофорный монах (с греческого — «носящий рясу») — это послушник. При посвящении в рясофор читаются определенные молитвы, крестообразно стригуться волосы. Однако посвящаемый в рясофор не дает монашеские обеты, ему не всегда даже меняют имя. С момента пострига рясофорный монах готовится принять схиму.

В Русском Православии выделяется низшая и высшая степень схимы: малая (мантийная) и великая. Но если речь идет о схиме, не уточняя какой, то в настоящее время подразумевается великая схима.

Малая схима

Во время пострижения в малую схиму новопостриженный приносит обеты (обещания) соблюдать послушание, нестяжание и целомудрие. Святые Отцы считают, что во время пострига монаху дается особая благодать, это своего рода второе крещение. При постриге человеку дается новое имя.

Внешне монахи малой схимы отличаются своим облачением, которое имеет символическое значение. Облачение малой схимы: хитон, параман, ряса, мантия, клобук, сандалии.

Ряса является повседневной верхней длинной одеждой, имеющей длинные широкие рукава. Ее черный цвет символизирует внутренний покой, бесстрастие и отрешение от мирской суеты.

Хитон представляет собой одежду из грубой ткани. Его носят под рясой. Это символ вольной нищеты и нестяжания.

Параманом называется квадратный плат с изображением креста и с написанными словами:

“Аз бо язвы Господа Иисуса на теле моем ношу” (Послание к галатам апостола Павла, 6:17).

Параман носится на теле под одеждой. По его углам пришиты четыре шнура. Эти шнуры на спине образуется четырёхугольник, а спереди — крест. Духовный смысл парамана — непрестанное напоминание монаху о желании следовать за Христом:

«Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Евангелие от Марка, 8:34).

Мантия, сандалии, четки

Для торжественных случаев монах надевает мантию — длинный плащ без рукавов. Просторная мантия — это как бы ангельские крылья, которые напоминают о готовности монаха на совершение Божьего дела.

«Люблю, чтоб все бегом, быстро. Монашество — это ангелы. Они должны летать» (архиепископ Антоний Голынский-Михайловский, 1889-1976).

Клобук — это монашеский головной убор, имеющий форму расширенного кверху цилиндра. Его называют духовным «шлемом спасения» и «покрывалом послушания». 

При постриге монах надевает сандалии, чтобы он, по словам святителя Симеона Фессалоникийского (14-15 век),

«неуклонно поспешал по пути евангельскому, как бы бежал горe, где он сподобится назначенной нам жизни небесной».

Также монахи всегда имеют при себе четки для непрестанного творения молитвы. Это их духовный меч. Преподобный Паисий Святогорец (1924-1994) называл четки «оружием против диавола».

«Есть такие моторы, для запуска которых используется веревка с ручкой на конце; так что, когда хочешь завести мотор, берешь веревку и несколько раз с силой дергаешь ее, пока не разойдется застывшее масло. Так же и четки — это веревка, за которую мы дергаем один, два, пять, десять раз; расходится масло и запускается духовный мотор непрестанной молитвы, так что потом сердце само работает в молитве» (преподобный Паисий Святогорец).

Великая схима

Великая схима в Православии — высшая степень монашества. Даются те же обеты как для малой схимы, но их исполнение является более строгим. Это предельное отчуждение от мира и отвержение его ради соединения со Творцом. Монахам великой схимы еще раз меняется имя. Их называют великосхимниками. В монастырях они как правило живут отдельно от остальной братии. Они несут только послушания служения на Литургии и духовничества. Если епископ принимает великую схиму, то он удаляются от управления епархией. Великосхимники носят  хитон, аналав, рясу, мантию, куколь, четки, сандалии.

Аналав — небольшой четырехугольный плат с изображением страстей Господних. Символически аналав свидетельствует о полной смерти для мира и всего мирского.

Отличительной деталью одежды великосхимники является головной убор — куколь. Это черный остроконечный капюшон с изображениями крестов, серафимов и текстом Трисвятого. Его две длинные полосы материи закрывают спину и грудь. Куколь является напоминанием о необходимости иметь младенческое незлобие во свидетельство слов Господа: «если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Евангелие от Матфея, 18:3). Также куколь символизирует благодать Божию, покрывающую ум монашествующего и помогающая ему бороться со страстями.

Известные схимонахи

Антоний Печерский

Основоположником русского монашества является основатель Киево-Печерского монастыря преподобный Антоний Печерский (10-11 век). В Русской Православной Церкви он почитается как «начальник всех русских монахов». С юных лет у преподобного появилось вле­че­ние к выс­шей ду­хов­ной жиз­ни. Монашеский постриг он принял на Афоне (Греция). Вернувшись на Русь, он поселился на берегу реки Днепр под Киевом, где вел отшельнический (одинокий) образ жизни. К нему стали собираться ученики, образовалась монашеская община. По его благословению был построен каменный Успенский Собор.

Мощи преподобного Антония находятся в Ближних пещерах Киево-Печерского монастыря. На иконах преподобный Антоний Печерский изображается в облачении великосхимника. По греческой традиции монашеский постриг бывает только двух степеней: рясофор и следующий за ним монашеский постриг, при котором дается сразу обеты великой схимы.

Амвросий Оптинский

В 19 веке широкую известность имел схимонах Авмросий Оптинский (1812-1891), в миру Александр Михайлович Гренков. Родом он был из Тамбовской губернии. Учась в духовной семинарии, во время тяжёлой болезни дал обет уйти в монастырь. Однако по окончании семинарии сначала стал работать учителем в семье помещика, а затем преподавал в духовном училище.

Во время повторения болезни, преподобный посетил Троице-Сергиеву Лавру (Московская область), где от старца получил указание идти в Оптину пустынь (Калужская область). Там он в 1841 году был пострижен в рясофор, а в 1842 году принял малую схиму с именем Амвросий. В 1848 году его здоровье сильно ослабло. Было принято решение о постриге в великую схиму без изменения имени. Прославился преподобный Амвросий как прозорливый старец, который помог многим людям. В 1988 году Русская Православная Церковь причислила его к лику святых.

Серафим Вырицкий

Одним из известных схимонахов 20 века является преподобный Серафим Вырицкий (1866-1949), в миру Василий Николаевич Муравьев. В мирской жизни он был крупным мехоторговцем, имел семью. Затем по совместному согласию они с женой ушли в монастырь: Василий — в Александро-Невскую Лавру (Санкт-Петербург) с именем Варнава, Ольга — в Воскресенский Новодевичий монастырь (Санкт-Петербург) с именем Христина.

В 1926 году преподобный принял схиму с именем Серафима. Долгое время он был духовником Александро-Невской Лавры. По состоянию здоровья ему пришлось переехать в поселок Вырицу (Ленинградская область), отчего он и известен как Вырицкий. К нему за советом и молитвенной помощью приезжали многие верующие. В 2000 году Русская Православная Церковь прославила его в лике святых.

Предыдущая запись Молитва Марии Магдалине — текст, значение, чудеса
Следующая запись Мытарство это испытание или наказание?