Из числа священных действий Церковь выделяет Таинства. Посредством них каждому верующему Богом даются исключительные духовные дары. Это Божественная благодать, необходимая для спасения. Согласно Православного учения, смысл жизни человека заключается в освобождении от власти греха и смерти для соединения со Творцом. Для достижения этого необходимы Таинства Православной Церкви. Их совершают священнослужители, однако благодать в них дается Самим Вседержителем.
«Под таинствами в православном богословии понимаются священнодействия, в которых происходит встреча Бога с человеком и наиболее полно, насколько возможно в земной жизни, осуществляется единение с Ним. В таинствах благодать Бога нисходит на нас и освящает все наше естество – и душу, и плоть – приобщая его к Божественному естеству, оживотворяя, обоготворяя и воссозидая в жизнь вечную. В таинствах мы получаем опыт неба и предвкушаем Царство Божье, к которому всецело приобщиться, то есть войти в него и жить в нем, можно лишь после смерти» (митрополит Иларион Алфеев).
В Православной Церкви семь канонических Таинств. Это Таинства Крещения, Миропомазания, Причащения, Покаяния, Елеосвящение, Священства, Брака. Следует отметить, что Крещение, Миропомазание и Таинство Священства могут совершаться над верующим только единожды. А участниками совершения церковных Таинств (кроме Крещения) могут быть только христиане. Сущность Таинств отмечена в «Пространном Христианском Катехизисе»:
«В крещении человек таинственно рождается в духовную жизнь. Благодаря миропомазанию получает благодать возвращающую и укрепляющую. В причащении питается духовно. Покаяние врачует от духовных болезней (от грехов). В священстве получает благодать духовно возрождать и воспитывать других посредством учения, молитвы и таинств. В браке получает благодать, освящающую супружество, естественное рождение и воспитание детей. Елеосвящение врачует от болезней телесных посредством исцеления от духовных».
Через Таинства Православной Церкви всегда и неизменно верующим подаются духовные дары. Однако только от христианина зависит их благодатное действие. Должна быть крепкая вера в благодатную силу Таинств с искренним желанием участвовать в них.
«С веры в Господа Христа начинается христианское освящение благодатью, которое совершенствуется в дальнейшем Святыми Таинствами и святыми добродетелями» (преподобный Иустин Челийский (Попович), 1894-1978).
Таинства Православной Церкви открываются Крещением. Через Таинство Крещения человек становится членом Церкви, происходит его присоединение к сообществу верных. Это позволяет принимать участие в остальных церковных Таинствах. В том числе в самом важном для христиан — Евхаристии.
«Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Евангелие от Иоанна, 3:5).
Первородный грех перестает властвовать над человеком вследствии духовного перерождения личности.
«Человек рождается зараженным прародительским грехом. Святое Крещение возрождает его в новую жизнь, но не уничтожает тотчас жизни ветхого человека, ибо вседействующая благодать Божия дает место действию веры и подвигу человека, дабы милость была не без правды и дабы мы добровольно приняли спасение» (святитель Филарет Московский, 1782-1867).
После Таинства Крещения над новокрещеным священник совершает Миропомазание, то есть помазание христианина освященным миром. Духовный смысл заключается в наделении верующего силами в борьбе со грехами.
Внешняя символика Таинства (печать, миропомазание) восходит к древнейшим традициям израильского народа. Знак печати свидетельствует о принадлежности кому-либо, «свидетельство о владельце». В Евангелии от Иоанна (6:27) сказано, что Бог положил на Иисусе Свою печать. Помазание миром является символом власти и достоинства.
В древнеизраильские времена через миропомазание свою власть получали цари и священники. Пр-гречески «христос» — «помазанник». Поэтому христами можно в некотором смысле назвать всех царей и священников Ветхого Завета. Но с большой буквы это слово применяют только к Богочеловеку Иисусу Христу. Через Его служение Таинство Миропомазания стало применимо не только для царей и священников. Отныне оно действительно для всех, кто принимает крещение и входит в лоно Церкви Христовой.
«Через Таинство Миропомазания Церковь сообщает новокрещеному благодать Святого Духа, свидетельствует, что человек стал сыном или дочерью Божиим» (священник Константин Пархоменко).
Постановление Лаодикийского Собора (343, Малая Азия) предписывает совершение Миропомазания непосредственно после Крещения (48 правило).
Таинство Миропомазания упоминается в посланиях апостолов:
«Впрочем, вы имеете помазание от Святаго и знаете все» (Первое Послание апостола Иоанна Богослова, 2:20), «Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог» (Второе апостольское послание к Коринфянам апостола Павла, 1:21).
В Православии Таинством Причащения (Евхаристии) является принятие верующими хлеба и вина (Святых Даров), которые претворяются в истинные Тело и Кровь Спасителя.
«Евхаристия называется Таинством, ибо то, во что мы верим, отлично от того, что мы видим, ибо видим одно, а веруем в другое» (святитель Иоанн Златоуст, 347-407).
Таинство Евхаристии было установлено самим Спасителем во время Тайной Вечери накануне Своей крестной смерти. В праздник ветхозаветной Пасхи Иисус повелел апостолам Петру и Иоанну приготовить пасхальную трапезу. Вечером за столом Иисус преломил хлеб и раздал ученикам, также подал и чашу вина. При этом сказал, что это истинно Его Тело и Кровь (Евангелие от Марка, 14:22-24).
Господь повелел совершать это Таинство постоянно, во все времена. Первые христиане регулярно собирались на евхаристическое собрания «преломления хлеба» со чтением Священного Писания, пением псалмов и молитв. Постепенно Евхаристия преобразовалась в богослужение. Оно получило название «Литургия» (с греческого — «общее дело»). Понятия Литургии и Евхаристии почти синонимы: Евхаристия является главной частью Литургии.
«Если бы мы и весь океан наполнили нашими слезами, то и тогда не могли бы удовлетворить Господа за то, что Он изливает на нас туне и питает нас Пречистою Своею Кровию и Телом, которые нас омывают, очищают, оживотворяют и воскрешают. Итак, приступи без сомнения и не смущайся, но веруй только, что это есть истинное Тело и Кровь Господа нашего Иисуса Христа, которая дается нам во исцеление всех наших греховных струпов» (преподобный Серафим Саровский, 1754-1833).
Исповедь представляет собой принесение Господу в присутствии священника покаяния в содеянных прегрешениях и получение прощения. Следует отметить, что покаяние приносится Создателю. А священник является свидетелем, который от имени Иисуса Христа специальными словами отпускает грехи искренне раскаявшемуся христианину. Покаявшемуся прощение грехов подается самим Богом. Право прощать грехи была дана Спасителем своим ученикам, апостолам. Через них эту власть получила Церковь в лице епископов.
Исповедь была установлена с ветхозаветных времен (Книга Судей Израилевых, 10:10; Псалом 50; Первая Книга Ездры, 9 и другие). Иоанн Креститель также принимал исповедь людей (Евангелие от Матфея, 3:6). В Евангелии от Иоанна (20:21-23) написано:
«Иисус же сказал им вторично: мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся».
Паисий Святогорец:
«Покаяние – это великое дело. Мы еще не осознали, что покаянием человек может изменить решение Бога. То, что у человека есть такая сила, – это не шутка. Ты делаешь зло? Бог дает тебе по загривку. Говоришь «согреших»? Бог изменяет гнев на милость и подает тебе Свои благословения. То есть, когда непослушный ребенок приходит в разум, кается и испытывает угрызения совести, его Отец с любовью ласкает и утешает его».
Таинство Елеосвящения называется также Соборованием, так как зачастую совершается соборно (то есть совместно) несколькими священниками. Это особое моление с помазанием болящего освященным елеем (растительным маслом). Во время моления призывается Божия Благодать для получения исцеления от различных болезней. Также верующие просят прощения грехов.
О совершении этого Таинства известно с апостольских времен:
«Они пошли и проповедовали покаяние; изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли» (Евангелие от Марка, 6:12-13).
В Послании апостола Иакова (5:14-15) сказано:
«Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему».
При совершении Таинства Священства происходит посвящение христианина в сан священника. Он наделяется властью совершать церковные Таинства (все, кроме Таинства Священства) и обряды. Право совершать чин посвящения во священники имеют только епископы (преемники апостолов).
Изначально священник это тот, кто приносит жертвы — Единому Богу в ветхозаветной религии, богам — в язычестве. Ветхозаветное священство было установлено после Исхода израильского народа из Египта.
В новозаветные времена священство является Божьим установлением. Когда Иисус Христос избрал апостолов, Он дал им власть учить и совершать таинства (Евангелие от Матфея, 18:18; 28:19). С апостольских времен Таинство посвящения в духовный сан совершается через рукоположение (Деяние апостолов, 6:5-6).
Православная Церковь придает исключительное значение священному сану. Необходимые для духовной жизни церковные Таинства верующие получают через священников. Лишь Таинство Крещения может совершать любой христианин.
«Рукоположение сообщает человеку власть и силу Создателя. Без Него не могло бы существовать ничто, что существует. Он Сам приходил на землю, чтобы и нас возвести к жизни блаженной. И вот эту-то силу Свою, возносясь от нас, даровал Он нам через установленное Им священство. Благодаря этому теперь у нас совершаются священнодействия, ибо без священников они невозможны» (архиепископ Фессалоникийский Симеон, 14-15 век).
Таинство Брака (Венчание) совершается над мужчиной и женщиной для получения Божьего благословения на совместную жизнь. По божественному вдохновению Адам в раю пророчествовал о браке:
«Потому оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей; и будут два одна плоть (Книга Бытие, 2:24).
В Новом Завете Господь повторил эти слова и дополнил:
«Так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Евангелие от Матфея, 19:5-6).
Таково свидетельство о неразрушимости брака. Развод, по словам святителя Иоанна Златоуста, противоречит самой природе, ведь «рассекается одна и та же плоть».
Таинством Брак назван апостолом Павлом (Послание к Ефесянам апостола Павла, 5:22-25, 31-32). Однако само чинопоследование Венчания сложилось в конце 11 века. Византийский император Алексий I Комнин в 1092 году установил обязательное церковное венчание для вступающих в семейный союз.
Нельзя подходить к Таинствам как к формальным ритуалам. «Покрещусь по традиции», «повенчаюсь, чтобы не развестись», «причащу ребенка, чтобы не болел» и так далее. Таинства Православной Церкви — это не наше одолжение Богу. Это средства нашего спасения. Главное в Таинствах — не внешние действия, а духовное содержание.
Принятие Крещения и Миропомазания необходимы для начала новой жизни. Они свидетельствует о стремлении человека служить не греху, а Всемогущему Богу. Чтобы достигнуть Небесного Царства, нужно спасти свою душу, приблизиться к Богу. Принимая крещение, люди усыновляются Богу, восстанавливают связь с Ним, потерянную человечеством через грехопадение. Только после Крещения можно принимать участие в других Таинствах.
Исповедь — это не просто регулярное перечисление совершенных поступков, а работа по изменению образа жизни. На исповеди христианин высказывает свою решимость больше не грешить.
Особо важным для христиан является участие в Таинстве Причащения. Не причащающийся Святых Таин отрывает себя от источника жизни — Христа. И наоборот, с благоговением и с должной подготовкой регулярно приступающие — по слову Господа «пребывают в Нем».
Во время Таинства Евхаристии человек встречается с Самим Богом, поэтому очень важно подготовиться постом и молитвой к достойному принятию Святых Даров.
Венчание должно восприниматься не как механизм для счастливой семейной жизни. Это необходимая помощь для совершения сложного служения семье, преодоления своего эгоизма. Венчание — это только начало совместного пути супругов, на которое призывается Божье благословение.
Соборование не является магическим средством получения исцеления от телесных болезней. В этом Таинстве прежде всего совершается моление о прощении грехов и исцелении душевных недугов, которые зачастую приводят к телесным проблемам.