Собор Нотр-Дам-де-Пари — это сердце Парижа и всей Франции. До апреля 2019 года здесь находилась одна из важнейших святынь Христианства — Терновый Венок Спасителя. В первую пятницу каждого месяца здесь проходила торжественная процессия — для поклонения верующим выносился Терновый Венец. Эта святыня в равной степени почитается во всем христианском мире.
Терновый Венец Иисуса Христа — это венок из ветвей колючего растения. Венцом была увенчана голова Спасителя перед Его Крестной смертью.
Предав Иисуса на суд Пилату, иудеи обвинили Его в подстрекательстве народа против императора: «Он… запрещает давать подать кесарю, называя Себя Христом Царем» (Евангелие от Луки, 23:2). Выяснив, что «царство» Иисуса «не от мира сего» (Евангелие от Иоанна, 18:36), Пилат приказал бить осужденного. Тем самым прокуратор стремился вызвать жалость к Нему у обвинителей. Римские воины устроили страшную «коронацию». На обвиняемого надели багряный плащ, на Его голову возложили Терновый Венец. Это обозначало «царскую одежду», которую, по их мнению, Он заслуживал. «Коронация» носила характер насмешек и глумления, а не воздаяния подлинных почестей Царю. Терновый Венец выступал не только орудием насмешки и унижения, но и мучительной пытки. Шипы венка вонзались в голову Иисуса, вызывая обильное кровотечение и сильную боль.
«…Не из лавров и миртов был составлен венец для главы Спасителя Мира, Победителя смерти и ада, а из вовсе непригодных для венка ветвей палестинского терновника, с его длинными и острыми шипами, от которых увенчанная глава неизбежно должна была обагриться кровью. Само собою разумеется, что такой невиданный и уязвляющий венец, сам по себе, был тяжким поруганием для венчаемого им лица, не меньшим поруганием, чем была и возложенная тогда на Спасителя багряная риза, грубая подделка под царское облачение» (профессор Аким Алексеевич Олесницкий).
Завязав Иисусу глаза, воины били Его палкой по голове. После поругания римскими воинами над Спасителем Пилат вывел Христа перед народом. Но истерзанный Царь не вызвал жалости в сердцах собравшихся людей, они требовали Его распятия. Тогда Пилат согласился на их требование. Иисуса переодели в хитон, вывели за город и распяли на кресте. Иосиф Аримафейский снял тело умершего Иисуса с креста. Иосиф обвил плащаницей (длинной тканью) по иудейской традиции и положил в своей новой гробнице.
Во время Всемирной выставки 1898 года в Париж, впервые на обозрение была представлена Туринская Плащаница. Она получила такое название по месту своего нахождения — города Турин (Италия). Итальянский фотограф Секундо Пиа сделал снимки Плащаницы и оказалось, что она представляет собой негатив.
Пленка показывала отпечаток человека, некогда завернутого в это полотно. На теле можно было четко различить следы от ударов. Очевидны кровавые раны от гвоздей на запястьях и на ступнях, глубокая рана в боку. Также видна кровь, стекавшая от Венца по лицу. В истории человечества нет ни одного зафиксированного письменно случая, когда человек подвергся бы подобным травмам. То есть побоям бичами, ударами палкой, венчанию колючим венцом, распятию на кресте, прободению правого бока копьём.
Ни одного случая — кроме Крестной казни Иисуса Христа. Все эти страдания описаны Евангелиях, написанных в 1 веке после происшедших событий. Стоит заметить, что изображение на Плащанице — это не результат нанесения в ткань особых красителей. Изменение цвета Плащаницы связано с химическими изменениями молекул самой ткани. Это доказывает отсутствие участия обычного человека-художника в создании изображения.
Следы на Туринской Плащанице свидетельствуют о 33 ранах, причиненных Христу длинными шипами от Тернового Венца.
Венец — древний символ царской власти — римскими воинами был превращен в орудие унижения и пытки Спасителя.
Однако Венец остаётся Венцом в любом случае. Пришедший в мир Спаситель был и остался Царем (Евангелие от Иоанна, 18:37), Готовый претерпеть позор, оскорбление и боль ради спасения людей.
«Христос воспринял на Свою главу терновый венец, явив сим падение венца с головы диавола за одержанную над нами победу» (святитель Григорий Палама, 1296-1357).
После согрешения Адама и Евы, земля получила проклятие:
«…проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; терния и волчцы произрастит она тебе…» (Бытие, 3:17-18).
Римские солдаты неосознанно и непреднамеренно признак проклятия превратили в Венец Спасителя всех людей от этого проклятия.
«Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою (ибо написано: проклят всяк, висящий на древе)» (Послание апостола Павла к Галатам, 3:13).
Для христиан Терновый Венец является символом того, кем был на самом деле Христос и что Он совершил в день Своей Крестной смерти.
«С одной стороны распятие — это историческое событие. А с другой — таинство, ибо оно ознаменовало победу Христа над смертью и воссоздание человеческой природы. Речь идет не о простом воспоминании исторического события, не о скорби из-за постигшей праведника несправедливости, но о триумфальной победе Иисуса над диаволом, смертью и грехом. Но этим таинственность распятия не ограничивается. Она распространяется на личное переживание таинства в жизни каждого верующего. Личное участие в страданиях и смерти Иисуса Христа в таинственном лоне Церкви и составляет величие таинства Христова Креста и Воскресения» (Митрополит Иерофей Влахос).
Терновый венец долгое время находился в Иерусалиме, о чем свидетельствовали паломники, путешествующие по Святой Земле. Об этой святыне упоминали святой Павлин Ноланский (5 век) в Послании Макарию в Минье (Patrologia Latina, LXI , 407), римский историк Кассиодор (487-575). Согласно Церковному Преданию, в 10 веке Терновый Венец оказался в Константинополе. О том, как именно святыня в итоге оказалась во Франции, существует несколько гипотез.
По одной версии, в начале 13 века константинопольский император Балдуин II отдал святыню в залог своим кредиторам, венецианским купцам. Другие источники сообщают, что Терновый Венец оказался трофеем крестоносцев, разграбившим Константинополь. Впоследствии он был выкуплен французским королем Людовиком IX. В 1239 году в 40 километрах от столицы король лично встречал Терновый Венец. Одетый в простую тунику и без обуви, Людовик IX нес святыню на своих плечах. По приказу короля специально построили капеллу Сен-Шапель, где Терновый Венец находился до начала Французской революции (1789-1799). Опасаясь уничтожения святыни во время беспорядков в Париже, Терновый Венок подвергся разделению на 3 части. Несмотря на опасности и суровые испытания, удалось сохранить их все. С помощью специальных скоб части Венца соединили вместе. С 1804 года святыня находилась в соборе Нотр-Дам.
Долгое время местом пребывания Тернового Венца был Собор Парижской Богоматери. Однако 15 апреля 2019 года в нем случился сильный пожар, причинивший большой ущерб зданию. Во время тушения огня пожарник обычной кувалдой разбил пуленепробиваемое стекло саркофага В нем находились святыни собора, в том числе и Терновый Венец. По словам пожарного, он почувствовал в себе невероятную «геркулесову» силу, позволившую спасти святыни. В настоящее время полуразрушенный собор закрыт и ждёт восстановления. Терновый венок находится на хранении в Лувре.
В 19 веке для сохранности Тернового Венца был создан специальный футляр из хрусталя.
Шипы на Венце отсутствуют. Они еще в 10-13 веках были разосланы по различным христианским храмам и монастырям всего мира.
Сохранились свидетельства о ежегодном распускании зелёных листочков Венца на рубеже 12-13 веков. Николай Месарит, ризничий константинопольского храма Богородицы Фароса, в 1200 году составил описание Тернового Венца:
«Первым для поклонения предлагается терновый венец. Ещё зеленеющий, цветущий и остающийся нетленным, так как был причастен к бессмертию от прикосновения главы Христа. На вид он негрубый, при прикосновении не колючий, выглядит благоцветным, и если можно было бы дотронуться – гладкий и нежный».