Тропарь Казанской иконе Божией Матери

Почитание Божией Матери

«Царям — слава, народу — крепость», — так на Руси говорили о Пресвятой Богородице в народе. Почитание Божией Матери в Православии нашло свое отражение в разнообразной гимнографии. Пресвятая Богородица возвеличина в молитвах, тропарях, кондаках, акафистах. Одной из красивейших песней, посвященной Ей, является тропарь Казанской иконе Божией Матери. Начинается он поэтичными словами: «Заступнице усердная, Мати Господа Вышняго…».

Помощь Пресвятой Богородицы свидетельствует о Ее особом покровительстве русскому народу и нашей земле. Исторические и духовные обстоятельства обусловили особое почитание Казанской иконы в России.

тропарь Казанской иконе Божией Матери
Верующие перед Казанской иконой Богоматери

Святитель Лука Крымский (1877-1961) отмечал:

«Знаю, с какой любовью слушаете и поете вы тропарь Казанской иконе Божьей Матери. Мы, православные, конечно, не ставим Пресвятую Богородицу наравне с Единым Истинным Богом. С Троицей Единосущной и Нераздельной. И никаких богинь не знаем. Верим в то, что Пресвятая Богородица есть самый совершенный и величественный храм Духа Святого. Мы верим, что Матерь Божия в еще большей мере, чем Архангелы и Ангелы, вместила всю возможную для святейшего человека полноту любви, милосердия и сострадания к нам, обремененным грехами многими, напастями, страданьями и болезнями. И ждем и просим от Нее материнской защиты пред Богом, Которого так часто оскорбляем своим непослушанием и грехами. Она для нас воистину Заступница Усердная рода христианского. Она – всегдашняя ходатайница за нас пред Богом, любит нас всех, как своих детей».

Важность и значение молитвы

Для христиан молитва сродни дыханию души. Без нее невозможно приблизиться к Богу. Ангелы на небесах постоянно возглашают хвалу Творцу. Хвалебным пением они выражают свою пламенную любовь к Нему. Их постоянная молитва служит примером для ныне живущих на земле. Через слова молитвы верующие не только воздают хвалу и славословят Господа. В молитве может звучать просьба, моление.

Здесь главное — «иметь Христа, носить Его в сердце и уме. Непрестанно памятовать о Нем, помышлять о Нем и воспламеняться желанием Его, как Серафимы, созерцать Его всегда, как Херувимы, и иметь Его почивающим в сердце, как Престолы. И потому дело молитвы для рабов Христовых выше всех других. Все другие дела – служебные и второстепенные» (святитель Симеон Солунский, 14-15 век).

Святой Паисий Святогорец (1924-1994) так говорил о важности молитвы:

«Нужно было бы вам побывать на войне, чтобы мы могли понять друг друга! На фронте, если мы постоянно находились на связи с центром, то чувствовали себя в большей безопасности. Когда выходили на связь каждые два часа, чувствовали себя в безопасности. Если связывались всего два раза в день, утром и вечером, то чувствовали себя покинутыми. То же и с молитвой. Чем больше человек молится, тем больше чувствует духовной уверенности. Молитва — это защита. Если мы постоянно находимся «на связи» с Богом, то будем предупреждать любое зло».

Православные имеют Великую Ходатаицу, способную умолить Господа, — Пресвятую Богородицу. Любовь к Ней проявляется в почитании Ее многочисленных икон. Главное не впасть в заблуждение, будто существуют специальные иконы, молитвы перед которыми обязательно исполнят наши прошения. У православных молитва восходит к Первообразу. 

По словам архиепископа Херсонского Иннокентия Борисова (1800-1857), Покровом Пресвятой Богородицы над Россией является Казанская икона.

Казанская икона Божией Матери: история обретения

В 1552 году Казанское ханство вошло в состав Русского государства. Началось просвещение местных жителей христианской верой. В 1579 году в городе Казань случился сильный пожар, уничтоживший значительную часть города. В это время девочка Матрона неоднократно видела во сне явление образа Пресвятой Богородицы. Она поведала своей матери место, где икона должна быть обретена. Когда женщина сообщила про сон дочери воеводам, ей не поверили. Мать с дочерью сами стали искать икону в указанном месте. Образ Богоматери был обретен на месте сгоревшего дома. Икона сияла красками, словно ее только что написали. При стечении народа обретенный образ крестным ходом был перенесен в храм. 

На месте явления иконы по повелению царя Иоанна IV Грозного (16 век) был воздвигнут женский монастырь. Его первой насельницей стала та самая девочка, уже повзрослевшая Матрона.

Почитание Казанской иконы

Народная любовь Казанской иконы Божией Матери быстро распространилась по всей стране. От этого образа многие верующие получали исцеления от различных болезней: слепоты, парализации, беснования. Эта икона в Смутное время (начало 17 века) находилась в ополчении. Ей приписывают особую чудесную роль в освобождении России от захватчиков. Перед ней усердно молились и во время Отечественной войны 1812 года. В годы Второй Мировой войны особым почитанием пользовались списки (копии) Казанского образа в Ленинграде и Москве.

Составлены молитвы и тропарь Казанской иконе Божией Матери, кондак и величание. Поклонение Казанской иконе восходит к Первообразу, Богоматери.

«Если перед нами икона Богородицы, то почитание Ее является неотъемлемой частью в личном общении с Самой Царицей Неба и земли. Каждый из нас знает, как проторены дорожки многими тысячами людей к Ее чудотворным иконам. Какими слезами политы эти великие святыни и какими вздохами они овеяны! Мы должны благодарить Бога уже за то, что имеем на небе такую Мать, перед Которой можем выплакать все свое горе и с Которой можем поделиться и своими радостями. И разве кто-нибудь из нас не плакал перед Ее св. иконой! И разве не уходил после таких слез утешенным, ободренным, получившим отклик со стороны Той, Которая все видит, все знает и как любящая Мать склоняется над воздыхающими перед ней детьми!» (протоиерей Олег Михайлов).

Что такое тропарь?

Слово ‘тропарь» на греческом языке означает  «тон, лад, мелодия». В Православии так называются краткие песнопения, раскрывающие суть определенного церковного события. Именно с таких песнопений началось христианское песнетворчество. Известно, что уже в 4-5 веках на территории Египта и Малой Азии существовали тропари. Кондак же был составлен лишь в 8 веке. Главной отличительной чертой этих песнопений является то, что в тропаре воспевается сущность праздника. Кондак же призван дополнить и развить основную тему тропаря.

В каждом церковном богослужении присутствуют тропари.

«Песни вечерни, возрастая в своей торжественности, заканчиваются высшим из всех видов церковного песнопения – тропарем, самое название которого (τροπάριον, от τρόπος = ήχος, глас, напев) указывает на особую сложность и богатство мелодии для него. В каждом гласе тропарный напев составляет венец всех других напевов, из которых с ним может соперничать разве прокимен. Поэтому тропарь на всех службах в ряду других песнопений занимает самое почетное место, открывая их ряд, как на утрене, завершая его, как на утрене же и вечерне, или заменяя все другие роды песнопения, как на литургии и на часах (на последних вместе с кондаком)» (М.Н. Скабалланович, «Толковый Типикон»).

Молитва Божией Матери перед Казанской иконой

О, Пресвятая Госпоже Владычице Богородице! Со страхом, верою и любовию припадающе пред честною иконою Твоею, молим Тя: не отврати лица Твоего от прибегающих к Тебе.

Умоли, милосердая Мати, Сына Твоего и Бога нашего, Господа Иисуса Христа, да сохранит мирно страну нашу, Церковь Свою святую да незыблему соблюдет от неверия, ересей и раскола. Не имамы бо иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Пречистая Дево, Ты еси всесильная христиан Помощница и заступница. Избави всех, с верою Тебе молящихся, от падений греховных, от навета злых человек, от всяких искушений, скорбей, бед и от напрасныя смерти.

Даруй нам дух сокрушения, смирение сердца, чистоту помышлений исправление греховныя жизни и оставление прегрешений, да вси благодарне воспевающе величия Твоя, сподобимся Небеснаго Царствия, и тамо со всеми святыми прославим Пречестное и Великолепое имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Тропарь Казанской иконе Божией Матери

Заступнице усердная, Мати Господа Вышняго! За всех молиши Сына Твоего, Христа Бога нашего, и всем твориши спастися, в державный Твой покров прибегающим. Всех нас заступи, о. Госпоже, Царице и Владычице, иже в напастех и в скорбех и в болезнех, обремененных грехи многими, предстоящих и молящихся Тебе умиленною душею и сокрушенным сердцем пред Пречистым Твоим образом со слезами, и невозвратно надежду имущих на Тя избавления всех зол. Всем полезная даруй и вся спаси, Богородице Дево: Ты бо еси Божественный покров рабом Твоим.

Кондак Казанской иконе Божией Матери

Притецем, людие, к тихому сему и доброму пристанищу, скорой Помощнице, готовому и теплому спасению, покрову Девы; ускорим на молитву и потщимся на покаяние: источает бо нам неоскудныя милости Пречистая Богородица, предваряет на помощь и избавляет от великих бед и зол благонравныя и богобоящияся рабы Своя.

Величание Казанской иконе Божией Матери

Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим образ Твой святый, имже точиши исцеления всем с верою притекающим.

Предыдущая запись Христианские символы – что означают и для чего нужны
Следующая запись Смирение это сила, а не слабость