Тщеславие это замаскированный грех

Что такое тщеславие

Человек, согрешив в раю, заразился многими порочными стремлениями, то есть страстями. Одной из них является тщеславие. Тщеславие — что это?

“Тщеславие есть суетное желание и искание временной похвалы человеческой” (святитель Игнатий Брянчанинов. «Аскетическая проповедь»). Оно появляется от “от глубокого неведения Бога или от глубокого забвения Бога” (там же).

Эта страсть ищет не самой добродетели, а только похвалы за добродетель. Ещё более порочным является тщеславие суетным и греховным. Апостол Павел пишет о таких людях: “…и слава их в сраме…” (Филип. 3:19). Святые Отцы приводят различные проявления тщеславия. Хвастовство, лукавство, лесть, человекоугодие, зависть, притворство и стыд исповедовать свои грехи (преподобный Кассиан Римлянин «О восьми страстных помыслах»). Тщеславие является поводом ко множеству грехов для христианина.

тщеславие это
Тщеславие — готовность идти по головам

Проявления тщеславия

Самым пагубным проявлением тщеславия является лицемерие. “Лицемерство рождается от тщеславия” (святитель Игнатий Брянчанинов). Тщеславие побуждает человека совершать поступки для того, чтобы прославиться перед людьми. Христос в Евангелии указывает на то, что тщеславные “все дела свои делают с тем, чтобы видели их люди” (Мф. 23:5).

Такой человек лишает себя награды за доброе дело от Бога. Тщеславие — грех немаловажный. Ещё более порочным становится окрепшее, овладевшее человеком тщеславие.

Святитель Игнатий продолжает: “Ужасны тщеславие и лицемерие в зрелости своей, когда они возобладают человеком и обратятся в правило деятельности, в характер. Ими образуется фарисей, нуждающийся в личине добродетели только для того, чтобы свободнее и успешнее утопать в злодеяниях.”

Тщеславие побуждает человека прибегать к разным ухищрениям для создания хорошего мнения о себе перед людьми. Такой человек идёт даже на тяжёлые нарушения Закона Божия для сохранения личины праведности. 

Следует отметить, что возросшее тщеславие стало причиной отвержения Самого Спасителя фарисеями. Христос обличал нечестие фарисеев. Это обличение было несносным для них, и они решились на ужасное преступление. При своей внешней относительной безобидности тщеславие — страшный по своим последствия грех. Человек взращивает внутри самое лестное представление о себе. И когда реальность пытается эти представления — “я самый-самый” — разрушить, мы готовы на самые страшные поступки. Лишь бы только сохранить иллюзию о самих себе.

Преподобный Иоанн Лествичник называет тщеславие идолопоклонством. Как же бороться с тщеславием? Приведём советы Святых Отцов.

Тщеславие — страсть под маской добродетели

“Тщеславие – духовный недуг. Оно овладевает теми, кто утратил страх Божий или не стяжал его” (святитель Николай Сербский).

Особая опасность тщеславия состоит в скрытом характере этой страсти. Тщеславный человек даже самые неприглядные свои действия не осознаёт как нечто плохое. Он думает, что поступает правильно и оправданно. У него голос совести практически не слышен, он видит себя только в хорошем свете. И в этом причина того, что тщеславному человеку невозможно покаяться. Ведь он не видит своих грехов, не осознаёт их таковыми.

Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин так писал о тщеславии:

“Прочие страсти, при противоборстве противоположных им добродетелей, открыто, как бы ясным днем воюющие, удобнее можно победить; а эта, прильнув к добродетелям, вмешавшись в строй войска, сражается, как в темную ночь, и потому коварнее обманывает не ожидавших и не остерегавшихся ее”.

Как побороть тщеславие

Христос повелевает в Евангелии все добрые дела творить втайне, лишь перед взорами Бога (Мф. 6:1-18).

“Господь повелел умерщвлять тщеславие свойственным ему гладом. Он повелел тщательно укрывать все добрые дела от взоров человеческих” (святитель Игнатий).

Ещё в Ветхом Завете Бог велел: “при всяком приношении твоём приноси Господу Богу твоему соль” (Лев. 2:13). По объяснению Святых Отцов соль жертвы израильтянина — это мысль и цель богоугождения христианина в каждом его добром деле.

Необходимо мотивировать все наши добрые дела угождением Богу. Страсть тщеславия является весьма тонкой и трудно осозноваемой (преподобный Кассиан Римлянин). Она зачастую имеет ещё более тонкое своё проявление: самоугождение, удовлетворение собой. Тщеславный человек — это идолопоклонник, он приносит дар не Господу, а своему “я”.

Святые Отцы указывают на важный признак такой коварной страсти.

“Если ты не имеешь сердечного плача, — ты имеешь тщеславие” (преподобный Варсонофий Великий).

Отсутствие в сердце умиления, памяти и сокрушения о своих согрешениях является признаком того, что человек увлёкся тщеславными мыслями и чувствами. Необходимо усилить внимательность к себе, вспомнить о своих бывших прежде грехопадениях, о своих слабостях.

Полезно помнить слова Спасителя:

“Так и вы, когда исполните всё, повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали то, что должны были сделать” (Лк. 17:10).

Тщеславие — враг современного человека

“Тщеславный человек есть идолопоклонник, хотя и называется верующим. Он думает, что почитает Бога; но в самом деле угождает не Богу, а людям” (преподобный Иоанн Лествичник).

Безусловно, в борьбе с тщеславными мыслями и чувствами необходима молитва, сопровождаемая коленопреклонениями и поклонами. Молитва является мечом в борьбе с любыми греховными помыслами, в том числе и тщеславными.

Святитель Игнатий советует христианину чаще думать о Божественном величии и греховности человеческой. Он добавляет: “истинное смирение — от богопознания”.

Протоиерей Андрей Ткачев говорит:

«Люди тщеславны, они желают быть калифом хоть на час. Они не могут реализовать свои амбиции сами и перекладывают груз этих амбиций на своих детей. И те вынуждены лишаться своего детства из-за тщеславных прихотей своих родителей. Наше тщеславие – это наказание наших детей. Дайте им быть теми, кем они являются и кем они хотят быть по своим талантам».

Также и Церковь помогает христианину, добавляя в богослужение покаянные последования. Они напоминают ему падение человеческой природы, её немощь, её нужду в помощи Божией и избавляют от тщеславного упоения.

Протоиерей Сергей Филимонов в книге «Борьба со страстями» пишет:

«Поблажки себе на духовном пути – разрушительная вещь. Именно демон тщеславия хочет остановить твое излечение и преображение, успокаивая предыдущими трудами, постами и заслугами. Но если у тебя хроническое заболевание – оно было и вчера, и будет сегодня и завтра. И если ты принимал лекарства вчера, а все они имеют свой срок действия, это не значит, что их не надо принимать сегодня. Ибо, если не будут они приняты вовремя, болезнь может возобновиться с прежнею силою. Точно так же, если ты вкушал пищу вчера. Это не значит, что не будешь нуждаться в ней завтра, и не надо трудиться, чтобы заработать средства для пропитания».

Победив коварную страсть тщеславия, великие святые, при изобилии добродетелей и совершённых чудес, продолжали считать себя грешными людьми и пребывали в смирении. Тем более это касается нас, обыкновенных верующих, желающих спасения.

Молитвы при тщеславных помыслах

Молитва святого Иоанна Кронштадтского

Го́споди, не дай мне возмечта́ть о себе́ как бы о лу́чшем кого́-ли́бо из люде́й, но ду́мать как о ху́дшем всех и никого́ не осужда́ть, а себя́ суди́ть стро́го. Ами́нь.

Молитва святому праведному Иоанну Кронштадтскому

О, вели́кий уго́дниче Христо́в, святы́й пра́ведный о́тче Иоа́нне Кроншта́дтский, па́стырю ди́вный, ско́рый помо́щниче и ми́лостивый предста́телю! Вознося́ славосло́вие Триеди́ному Бо́гу, ты моли́твенно взыва́л: «И́мя Тебе́ Любо́вь: не отве́ргни мене́ заблужда́ющагося. И́мя Тебе́ Си́ла: укрепи́ мене́, изнемога́ющаго и па́дающаго. И́мя Тебе́ Свет: просвети́ ду́шу мою́, омраче́нную жите́йскими страстя́ми. И́мя Тебе́ Мир: умири́ мяту́щуюся ду́шу мою́. И́мя Тебе́ Ми́лость: не престава́й ми́ловати мене́». Ны́не благода́рная твоему́ предста́тельству всеросси́йская па́ства мо́лится тебе́: Христоимени́тый и пра́ведный уго́дниче Бо́жий!

Любо́вию твое́ю озари́ нас, гре́шных и немощны́х, сподо́би нас принести́ досто́йныя плоды́ покая́ния и неосужде́нно причаща́тися святы́х Христо́вых Та́ин: си́лою твое́ю ве́ру в нас укрепи́, в моли́тве поддержи́, неду́ги и боле́зни исцели́, от напа́стей враго́в ви́димых и неви́димых изба́ви: све́том ли́ка твоего́ служи́телей и предстоя́телей алтаря́ Христо́ва на святы́я по́двиги па́стырскаго дела́ния подви́гни, младе́нцем воспита́ние да́руй, ю́ность наста́ви, ста́рость поддержи́, святы́ни хра́мов и святы́я оби́тели озари́: умири́, чудотво́рче и прови́дче преизря́днейший, наро́ды страны́ на́шея, благода́тию и да́ром Свята́го Ду́ха изба́ви от междоусо́бныя бра́ни; расточе́нныя собери́, прельще́нныя обрати́ и совокупи́ святе́й собо́рней и апо́стольстей Це́ркви: ми́лостию твое́ю супру́жества в ми́ре и единомы́слии соблюди́, мона́шествующим в дела́х благи́х преспея́ние и благослове́ние да́руй, малоду́шныя уте́ши, стра́ждующих от ду́хов нечи́стых свободи́, в ну́ждах и обстоя́ниих су́щих поми́луй и всех нас на путь спасе́ния наста́ви: во Христе́ живы́й, о́тче наш Иоа́нне, приведи́ нас к невече́рнему све́ту жи́зни ве́чныя, да сподо́бимся с тобо́ю ве́чнаго блаже́нства, хва́ляще и превознося́ще Бо́га во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Предыдущая запись Молитва по соглашению — что это, для чего и как
Следующая запись Икона Иисуса Христа — как изображают Бога