Христиане бережно хранят святыни, связанные со Спасителем. Это хитон, Крест Господень, гвозди, сударь (плат с головы Иисуса). К ним также относится и Туринская плащаница. Возможно, именно в это длинное полотно было обернуто тело умершего на Кресте Иисуса Христа. После Воскресения Господа плащаница осталась лежать в гробнице. На этом полотне остались предполагаемые следы Крестных страданий Христа. Однако до сих пор некоторые подвергают сомнениям подлинность сохранённой до наших дней плащаницы, хранящейся в городе Турин (Италия).
Туринская плащаница — льняное полотно длиной немного более 4-х метров и шириной в 1 метр. На золотисто-желтой ткани два неярких отпечатка обнаженного мужского тела в полный рост спереди и сзади, расположенные симметричным образом — голова к голове. Изображения достаточно четкие, дающие возможность детально рассмотреть черты лица. Отпечаток на ткани передает правильную анатомию человеческого тела. Многочисленные кровавые следы в области головы (кровоподтеки от шипов Тернового Венца), на груди и спине (от ударов бичами). Раны видны также на запястьях и ступнях (следы от распятия на Кресте). На левом боку большое кровавое пятно (место ранения острием копья).
Умерший имел длинные волосы, небольшую раздвоенную посредине бороду, усы. Черты лица указывают на принадлежность к ориентальной (восточной) расе (по классификации французского учёного Жана-Батиста Бори де Сен-Венсана). По мнению американского антрополога Карлтона Стивенса Куна (1904-1981), облик на полотне принадлежит человеку семитского типа.
Плащаница запечатлела многочисленные повреждения на лице Умершего: раздувшиеся разбитые брови, порванное правое веко, ушибы под глазами, сломанный нос. Изображение на плащанице свидетельствует, что израненное тело было положено на одну половину ткани. Другая же часть полотна находилась сверху, покрывая голову и ниспадая с ног.
По отпечатку на плащанице можно составить представление о внешности Умершего. Это взрослый физически развитый человек. Рост составлял примерно 175-180 сантиметров. Умер Он незадолго до того, как Его обернули плащаницей. Причем, по мнению учёных, тело контактировали с тканью не больше 40 часов — нет следов разложения.
На Туринской плащанице также имеются затемнённые участки от продолжительного хранения полотна в сложенном виде. Некоторые темные полосы появились в результате неоднократных пожаров и попыток потушить загоревшуюся ткань водой. На прожженных местах имеются заплаты.
О полотне, используемом при погребении пострадавшего на Кресте Иисуса Христа, упоминается в Священном Писании. После Воскресения Спасителя эту святыню хранили ближайшие ученики Христа. Со временном плащаницу перенесли из Иерусалима в столицу православной Византии — Константинополь (Стамбул, Турция). В Средние века, как свидетельствовали паломники, плащаница Иисуса Христа находилась во Влахернском храме.
В 1204 году крестоносцы разорили Константинополь. Многие христианские святыни, в том числе и Плащаница, были утеряны при разграблении города. Лишь в 1353 году французский рыцарь-тамплиер Жоффруа де Шарни, потомок участника Четвертого Крестового похода, объявил о владении им плащаницей.
Первоначально реликвия хранилась во владениях де Шарни в городе Лирей (Франция). В 1452 году плащаница оказалась в собственности герцога Людовика I Савойского в городе Шамбери (юг Франции). Столицей Савойского герцогства в 1578 году стал город Турин (Италия). В туринский храм Иоанна Крестителя и была перенесена плащаница, где она находится сейчас. Именно поэтому плащаницу называют Туринской.
В 1898 году с разрешения Католической Церкви фотографом-любителем из Италии Секондо Пио впервые был сделан снимок Туринской плащаницы. При проявлении пленки фотограф обнаружил, что с помощью негатива можно более четко рассмотреть изображение. Лик с Туринской плащаницы полностью соответствовал каноническому Образу Спасителя. Фотоснимок давал возможность рассмотреть раны, что стало мировой сенсацией.
«Святая Плащаница Христова сама каким-то невообразимым образом представляет собою фотографически точный негатив; да еще с огромным духовным содержанием! Этой Святой Плащанице, этому удивительному в человеческий рост негативу гораздо больше тысячи лет. А ведь нашей-то новоизобретенной фотографии всего лишь 69 лет!.. Тут, в этих коричневых отпечатках из Гроба Господня, кроется необъяснимое чудо» (из воспоминаний Секондо Пио, 1907).
С этого времени Туринская плащаница неоднократно подвергалась всевозможным научным исследованиям.
«Если подтвердится её подлинность, она станет Пятым Евангелием – ещё одним историческим повествованием о страдании и воскрешении Иисуса Христа. В Евангелиях упоминается, что Иисус Христос до Своего распятия был подвергнут бичеванию, но только Плащаница «говорит» нам, сколь жестоким оно было. Воинов, бичевавших Иисуса Христа, было двое, а их бичи имели металлические шипы. Ударов, как видно, было не менее сорока, и они покрывали всю спину, грудь и ноги.
В Евангелиях говорится о том, что палачи в насмешку возложили терновый венец на голову Иисуса Христа. От Плащаницы мы узнаём, что это был не только способ уничижения, но и продолжение пыток. Шипы тернового венца были столь остры, что прокололи сосуды на голове и кровь обильно струилась по волосам и лицу Иисуса Христа. Исследуя Плащаницу, можно увидеть Страсти Христовы – избиение в темнице, несение Им креста, Его падение под ношей от изнеможения» (православный физик, директор Российского центра изучения Туринской Плащаницы Александр Васильевич Беляков).
Для христиан бесспорным остается одно: история не знает никого, Кто подвергся бы избиению, распятию на Кресте, был обвернут плащаницей, но не оставался в ней более двух дней. Никого, кроме Иисуса Христа, добровольного принявшего Крестную смерть для искупления всего человечества и воскресшего в третий день после Своей смерти.
Представители различных наук — физики, биохимики, криминалисты, медицинские научные эксперты — несколько раз приступали к изучению Туринской плащаницы.
В 1978 году над Туринской плащаницей было проведено комплексное научное исследование. Святыня подверглась электромагнитному излучению в различных спектрах. Проводилось микрофотографирование и химический анализ мельчайших нитей ткани.
Результаты изысканий показали, что Туринская плащаница имеет нерукотворное изображение — ткань не содержит никаких следов красителей. Само изображение на полотне могло появиться исключительно при выгорании волокон льна. Причиной этого могло быть некое мощное излучение изнутри (примерно как бумага выгорает под воздействием солнечных лучей). Однако на практике такое невозможно повторить даже при современных научных достижениях.
Также нельзя считать образ на полотне отпечатком от масла, используемого при погребении. В подобном случае неизбежной была бы деформация изображения, а Туринская плащаница имеет четкий образ. Ученые объясняют появление изображения следствием восприятия льняных волокон сильного потока активно заряженных частиц. Это напоминает последствия ядерного взрыва при условии сохранения ткани.
Ученые также смогли доказать, что образ на полотне возник уже после появления кровавых пятен. Кровь на ткани человеческая, IV группы.
Туринская плащаница — это свиток, своим изображением повествующий о страшной казни Христа. Так, учеными в области судебной медицины выявлено полное соответствие следов на Теле Умершего со страданиями Христа, описанными в Священном Писании.
В пользу подлинности Туринской плащаницы говорит и особый метод плетения полотна. Другое доказательство — обнаруженная на поверхности ткани пыльца растений, растущих на Ближнем Востоке.
«Самым важным фактом является то, что плащаница свидетельствует не только о распятии Спасителя, но и о Его воскресении. Это великое чудо ставит предел возможностям науки. Проникнуть в тайну она не может, но может косвенно подтвердить Евангелие» (иеромонах Иов Гумеров).
В 1988 году Туринская плащаница подверглась радиоуглеродному анализу. Полученные результаты показали, что дата создания святыни (возраст ткани) относится к 13-14 веку. Стали появляться предположения о намеренном создании плащаницы уже в Средние века. Однако американский учёный Раймонд Роджерс, принимавший участие в исследованиях, предположил, что исследуемые образцы были взяты с заплат, появившихся после пожара 1532 года.
Российский биохимик Дмитрий Кузнецов выдвинул иное предположение. По его мнению, во время пожара в 16 веке под воздействием высокой температуры могли произойти радиоуглеродные изменения структуры полотна. Он провел эксперимент с древней тканью из Израиля, возраст которой определен в 1800 лет. После сильного нагревания результат радиоуглеродного анализа свидетельствовал о происхождении ткани в 15 веке. Кузнецов пришел к выводу, что и у Туринской плащаницы под воздействием температуры могла произойти биодеградация химических связей. Однако некоторыми учеными такое заключение оспаривается.
В 21 веке при появлении новейших технологий Туринская плащаница продолжает подвергаться все новым исследованиям. Споры о ее подлинности не утихают по сей день.
Подлинность Туринской плащаницы признают многие православные пастыри, миряне, верующие исследователи. Однако такое мнение Православная Церковь не возводит на уровень догмата. Это не общеобязательная истина веры. Каждый сам решает для себя — верить или не верить в подлинность Туринской плащаницы.
«У РПЦ нет официального мнения относительно Туринской плащаницы. Есть люди, которые признают ее подлинность, а есть, которые не признают. Я лично признаю подлинность этой святыни» (патриарх Московский и всея Руси Кирилл).
Как отметил митрополит Волоколамский Иларион, «предстоя перед этой святыней, мы вспоминаем прежде всего страдания и смерть Господа нашего Иисуса Христа».
В качестве образа Крестных страданий Христа плащаница всегда почиталась в Православии. Каждый храм имеет символическое изображение погребальной пелены. В Страстную Пятницу, когда вспоминается Крестная смерть и погребение Спасителя, святыня выносится из алтаря для поклонения верующим.
Вопрос о подлинности Туринской плащаницы никак не влияет на основания христианской веры. Преклонение перед ней восходит к Первообразу, Самому Христу, принесшему Себя в Жертву за всех людей. Поэтому является ли Туринская плащаница подлинным погребальным саваном Спасителя или нет, для верующих это ничего не меняет.
«Наша вера не в Плащанице, не в рациональном знании, а в сердце, в благоговении и духовном опыте. «Блаженны не видевшие и уверовавшие». Плащаница нужна для Фомы неверующего» (протоиерей Глеб Каледа, 1921-1994).