Успенский пост — история, традиции, режим питания

Праздник Успения Богородицы

Славянское слово «успение» означает «сон». В христианской лексике так называется особый уход человека из этого мира. По своему характеру это гораздо ближе ко сну, чем к смерти. Обычно это понятие применяется к окончанию земных дней Богородицы. С этим событием и связан Успенский пост.

После Вознесения Иисуса Христа (на сороковой день после Воскресения) Божия Матерь жила у апостола Иоанна Богослова. Согласно Священному Преданию, Она, как и апостолы, проповедовала христианскую веру. Ей выпал жребий идти в Иверию (современная Грузия). Однако по Промыслу Божию Пресвятая Богородица на корабле пристала к берегам горы Афон.

Успенский пост
Освящение яблок на Праздник Преображения — одна из традиций Успенского поста

Богоматерь непрестанно молилась, желая быть рядом со Своим Сыном. О приближающейся кончине Ей было сообщено архангелом Гавриилом. К этому времени все апостолы чудесным образом собрались в Иерусалиме, чтобы попрощаться с Богородицей. Среди них не было только апостола Фомы. Сам Спаситель со множеством ангелов явился принять пречистую душу Своей Матери. Смерть Ее была подобна мирному сну.

«В такой дивной кончине Преблагословенной Девы Марии, к утешению всех христиан, особенно торжественно проявилась сила и величие Господа нашего Иисуса Христа, Который смертью Своей и Воскресением сокрушил жало смерти и из страшной и мучительной сделал ее для верных Своих последователей радостной и блаженной. Самый очевидный пример торжества над смертью мы видим в Успении Пресвятой Девы Марии» (архимандрит Кирилл Павлов).

Установление праздника

Апостолы похоронили тело Богородицы в Гефсиманском саду. Через несколько дней апостол Фома прибыл в Иерусалим. Он желал проститься с Богоматерью, однако Ее тела не оказалось в могильной пещере. По учению Церкви, Иисус Христос воскресил Пресвятую Богородицу и вознес Ее на Небо.

В Православии Успение Богоматери отмечается как Великий праздник (28 августа по новому стилю). Это день, когда Пресвятая Богородица «уснула» на малое время перед Своим Воскрешением.

«Пресвятая Дева Мария была Пречистым Храмом Спасителя, в Нее вселился Дух Святой, и в Ее Святейшей утробе получил естество человеческое сошедший с небес Сын Божий. Поэтому Ее телесная смерть была не смертью, а успением, непосредственным переходом из царства Божия, находившегося внутри Нее, в жизнь вечную» (святитель Лука Крымский).

Духовный смысл Успенского поста

Православной Церковью для духовного совершенствования и приготовления к празднику Успения был установлен многодневный пост. Сроки Успенского поста: с 14 по 27 августа. Его символическое значение — подражание Богоматери. Богородица пребывала постоянно в молитвенной беседе с Господом, в труде и в воздержании.

«Пост в августе (Успенский) учрежден в честь Матери Божия Слова, Которая, узнавши Свое преставление, как всегда подвизалась и постилась за нас, хотя, будучи святой и непорочной, и не имела нужды в посте; так особенно Она молилась о нас, когда намеревалась перейти от здешней жизни к будущей, и когда Ее блаженная душа имела чрез Божественного Духа соединиться с Ее Сыном. А потому и мы должны поститься и воспевать Ее, подражая житию Ее и пробуждая Ее тем к молитве за нас. Некоторые, впрочем, говорят, что этот пост учрежден по случаю двух праздников, то есть Преображения и Успения. И я также считаю необходимым воспоминания этих двух праздников, одного – как подающего нам освящение, а другого – умилостивление и ходатайство за нас» (архиепископ Симеон Солунский, 14-15 век).

Праздники, приходящиеся на время Успенского поста

В Православии Успенский пост начинается 14 августа по новому стилю. В календаре день отмечен как «Изнесение Честных Древ Животворящего Креста Господня». С 9 века сложилась традиция (первоначально в Константинополе) выносить Крест на дороги и улицы для освящения мест. Днем ранее крест из царской сокровищницы приносили на трапезу в церковь Святой Софии — Премудрости Божией. С этого дня и до Успения Пресвятой Богородицы крест был доступен для поклонения верующих. На Руси этот день считается днём Крещения, принятия христианства (988 год). В народе он известен под названием Первого Медового Спаса.

В середине Успенского поста, 19 августа, отмечается Преображение Господне, которое произошло на горе Фавор:

«Создавший невидимыми руками человека по Образу Своему Христос (во время Преображения) явил в сем создании (в человеке) первообразную красоту Свою, уже не как в Образе, но каков Он Сам по Существу (в блистании Божества), будучи Богом и человеком» (2-й канон Преображения). Для светских людей это Второй Яблочный Спас, когда по древней традиции совершается освящение плодов (3 Апостольское правило).

Успенский пост заканчивается на праздник Успения Пресвятой Богородицы, который отмечается 28 августа.

Питание в Успенский пост

Что можно есть в Успенский пост? По Церковному Уставу («Типикон») в Успенском посту исключается мясо, рыба, морепродукты, яйца и молочные продукты. Лишь на праздник Преображения Господня (19 августа) разрешается кушать рыбу. Однако эти ограничения в еде первоначально предназначались для монахов. Это  своего рода некий идеальный образец соблюдения поста. Для мирских людей отдельного устава не существовало. В первые времена христианства верующие придерживались монашеских правил. Однако со временем в условиях жизни в миру произошла «адаптация» этих правил.

Сейчас меру поста согласовывают с духовником (священником). Нужно учитывать возраст, состояние здоровья, тяжесть работы и многие другие факторы. Здесь важен духовный настрой христианина.

«Если человек не дойдёт до того, чтобы делать то, что он делает от любви к Богу и от любви к сочеловеку – своему ближнему, то он растрачивает свои силы зря. Если он постится и имеет гордый помысл о том, что совершает что-то важное, то весь его пост идет насмарку. Потом такой человек становится похож на дырявый бак, в котором ничего не держится. Попробуй налей в дырявый бак воды – потихоньку вся она утечет» (старец Паисий Святогорец).

Среди светских людей утвердилось неверное мнение, что смысл поста заключается только не кушать определенные продукты.

«Ошибается тот, кто считает, что пост лишь в воздержании от пищи. Истинный пост — есть удаление от зла, обуздание языка, отложение гнева, укрощение похотей, прекращение клеветы, лжи и клятвопреступления» (святитель Иоанн Златоуст, 347-407).

Успенский пост: суеверия

Успенский пост примечателен большим количеством важных церковных праздников, имеющих общее наименование «Спас». Народное название праздников «Спас» указывает на Спасителя мира, Иисуса Христа. Однако в народной жизни эти праздники обросли определенными суевериями.

14 августа Церковь чтит память  семи братьев Маккавеев, их матери Соломонии и учителя Елеазара. Они в 166 году до Рождества Христова претерпели мученическую смерть от сирийского царя. Мученики не захотели отказаться от веры в Истинного Бога. В России невоцерковленные люди считают, что в этот день обязательно нужно освятить мак. Якобы после этого он иметь магические силы отгонять злых духов. Подтверждением, по их мнению, служит само название праздника — память мучеников Маккавеев. Однако мак как растение абсолютно не имеет никакого отношения к празднику. По сложившейся традиции в этот день освящаются лекарственные травы и мед, собранные к этому времени.

19 августа известно под названием Яблочного Спаса. Среди суеверий, относящихся к этому дню, является запрет кушать яблоки до их освящения. Возникло это заблуждение вследствие отсутствия в северных землях Руси винограда, который упоминается в Типиконе. Яблоки стали аналогом винограда для суровых русских земель. Поэтому в народе стали считать большим грехом употребление яблок до праздника Преображения. 

29 августа Православная Церковь празднует перенесение из Эдессы в Константинополь (современная Турция) Нерукотворного Образа Господа нашего Иисуса Христа (944 год). Среди людей этот день больше известен как Третий Хлебный (он же Ореховый) Спас. В конце лета как раз собирается урожай орехов и пшеницы. Но это никакого не имеет отношения к сути самого праздника.

«Чтобы разобраться в различных приметах, нужно всегда смотреть на смысл действия или обычая. В Церкви все осмысленно, все подчинено Евангельской логике, служит спасению души человека. А суеверие всегда лишено внутреннего смысла и ориентируется на внешнее действие, при полном отсутствии внутреннего содержания. Чтобы не стать жертвой душевредных суеверий, выдуманных нецерковными людьми, необходимо ходить в храм и строго держаться церковного предания» (митрополит Антоний Паканич).

Тропарь

В Рождестве девство сохранила еси, во успении мира не оставила еси, Богородице, преставилася еси к животу, Мати сущи Живота: и молитвами Твоими избавляеши от смерти душы наша.

Кондак

В молитвах Неусыпающую Богородицу, и в предстательствах непреложное Упование гроб и умерщвление не удержаста: якоже бо Живота Матерь к животу престави во утробу Вселивыйся приснодевственную.

Величание

Величаем Тя, Пренепорочная Мати Христа Бога нашего, и всеславное славим Успение Твое.

Молитва

  • О, Пресвятая Богородице, Дево, Владычице, вышшая Ангел и Архангел, и всея твари честнейшая, ангельское великое удивление, пророческая высокая проповедь, апостольская преславная похвало, святителей изрядное украшение, мучеников крепкое утверждение, иноков спасительное наставление, постников неизнемогающее воздержание, девствующих чистото и слово, матерей тихое веселие, младенцев мудросте и наказание, вдовиц и сирых кормительнице, нагих одеяние, болящих здравие, пленников избавление, по морю плавающих тишино, обуреваемых небурное пристанище, блуждающих нетрудная наставнице, путешествующих легкое прехождение, труждающихся благое покоище, в бедах сущих скорая Заступнице, обидимых покрове и прибежище, ненадеющихся надеяние, требующих помощнице, нищих неистощимое богатство, печальных присное утешение, ненавидимых любовное смирение, грешников спасение и к Богу присвоение, правоверных всех твердое ограждение, непобедимое поможение и заступление.
  • Тобою нам, Владычице, невидимый видим бысть, и Тебе мольбу приносим, Госпоже, грешнии раби Твои: о премилостивая и пречудная света умнаго Царице, рождшая Царя Христа Бога нашего, Живодавца всех, от небесных славимая и от земных хвалимая: ангельский уме, светозарная звездо, святых пресвятейшая, Царице цариц, владычице всех тварей, Боголепная Девице, нескверная Невесто, палато Духа Пресвятаго, огненный престоле невидимаго Царя, небесный кивоте, носило Слова Божия, огнеобразная колеснице, покоище живаго Бога, неизреченное составление Плоти Христовы: гнездо Орла Небеснаго, горлице Богогласная, голубице кроткая, тихая и незлобивая, мати чадолюбивая, милостей бездно, разверзающая тучу гнева Божия, неизмеримая глубино, неизреченная тайно, несведомое чудо, нерукотворенная церкве единаго Царя всех век, благоуханное кадило, честная багрянице, Боготканная порфиро, душевный раю, живоноснаго сада отрасле, цвете прекрасный, процветший нам небесное веселие, грозде спасения нашего, чаше Царя Небеснаго, в нейже растворися от Духа Святаго вино неизчерпаемая благодати, Ходатаице закона, зачало истинныя веры Христовы, непоколебимый столпе, еретиков пагубо, мечу ярости Божия на Богопротивных, бесов устрашение, во бранех побеждение, христиан всех неложная хранительнице, и мира всего известное спасение.
  • О всемилостивая Госпоже, Дево, Владычице, Богородице, услыши нас молящихся Тебе и яви милость Твою на людех Твоих, моли Сына Своего избавитися нам от всякаго зла, и сохрани обитель нашу, и всяку обитель, и град, и страну верных, и люди благочестно прибегающыя и призывающыя имя Твое святое, от всякия напасти, губительства, глада, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменников, междоусобныя брани, от всякия болезни, и всякаго обстояния: да ни ранами, ни прещением, ни мором, ни всяким праведным гневом Божиих умалятся раби Твои: но соблюдай и спасай милостию Своею, Госпоже, за ны молящися, и полезное благорастворение воздуха ко времени плоднаго приношения нам даруй: облегчи, возстави и помилуй, премилостивая Владычице, Богородице препетая, во всякой беде и нужде сущыя.
  • Помяни рабы Твои, и не презри слез и воздыхания нашего и обнови нас благостию Своея милости, да со благодарением утешаемся обретше Тя Помощницу. Умилосердися, Госпоже Пречистая, на немощныя люди Твоя, надеждо наша: разсеянныя собери, заблуждшыя на путь правый настави, отпадшия от благочестивыя отеческия веры паки возврати, старость поддержи, юныя накажи, младенцы воспитай, и прослави славящыя Тя, изрядне же Церковь Сына Твоего соблюди, и сохрани в долготу дний. О милостивая и премилостивая Царице небесе и земли, Богородице Приснодево! Ходатаиством Твоим помилуй страну нашу и христолюбивых жителей ея, и вся православныя христианы, сохраняющи их под покровом милости Твоя, ризою Твоею честною защити: и моли из Тебе воплощшагося без семене Христа Бога нашего, да препояшет ны свыше силою на вся видимыя и невидимыя враги наша, на иноплеменники и единоплеменники, воюющыя на ны и на веру нашу православную.
  • Спаси же и помилуй, Госпоже, святейшия патриархи, митрополиты, преосвященныя архиепископы и епископы православныя, иереи же и диаконы, и весь причет церковный, и вся правоверныя люди покланяющыяся и молящыяся пред честною Твоею иконою. Призри на всех призрением милостивнаго Твоего заступления: Воздвигни нас из глубины греховныя, и просвети очи сердечныя ко зрению спасения, милостива нам буди зде, и на страшном суде Сына Твоего о нас умоли, преставльшыяся во благочестии от жития сего рабы Твоя, в вечной жизни со Ангелы и Архангелы, и со всеми святыми причти, да одесную Сына Твоего и Бога предстанут: и молитвою Твоею сподоби вся православныя христианы со Христом жити, и радости ангельския в небесных селениих наслаждатися. Ты бо еси, Госпоже, слава небесных и упование земных, Ты наша надежда, и заступница всех притекающих к Тебе, и Твоея святыя помощи просящих: Ты молебница наша теплая к Сыну Твоему и Богу нашему: Твоя матерняя молитва много может на умоление Владыки, и Твоим предстательством ко престолу благодати Пресвятых и Животворящих Его Таин приступати дерзаем аще и недостойнии.
  • Темже всечестный образ Твой, и рукою Твоею держимаго Вседержителя видяще на иконе, радуемся грешнии, со умилением припадающе, и любовию сей целуем, чающе, Госпоже, Твоими святыми Богоприятными молитвами дойти небесныя безконечныя жизни, и непостыдно стати в день судный одесную Сына Твоего и Бога нашего, славяще Его купно со Безначальным Отцем, и Пресвятым, Благим, Животворящим и Единосущным Духом, во веки веков. Аминь.
Предыдущая запись Обязанности крестного отца — что нужно знать и уметь
Следующая запись Медовый Спас — что и как праздновать