Православные храмы носят имена не только священных личностей и почитаемых икон, но и главных христианских праздников. Например, Успенский собор посвящён важному событию Священной истории – Успению Пресвятой Богородицы. Так Церковь называет кончину Девы Марии («успение» и «усопший» являются однокоренными словами). Отмечаемое 28 августа Успение для верующих является не скорбной датой, а великим радостным праздником. Он имеет особое значение как в Православии в целом, так и в истории русской Церкви в частности.
Согласно Церковному Преданию, Матерь Христа скончалась в середине 1 века н.э. в Иерусалиме. Ей было заранее открыто свыше о близкой смерти. Узнали об этом и ученики Христа, которые проповедовали Его учение далеко за пределами Израиля. Они вернулись в родные земли, чтобы проститься с Богородицей и торжественно похоронить Её.
Один из апостолов, Фома, смог прибыть в Иерусалим лишь спустя несколько дней после кончины Пречистой. Опечаленный опозданием, он попросил открыть пещеру-усыпальницу Марии, чтобы проститься хотя бы с Её телом. Однако могила оказалась пустой, внутри лежали лишь благоухающие одеяния Богоматери. В тот же день Она в окружении ангелов явилась ученикам Христам со словами «Радуйтесь! Ибо Я с вами во все дни».
Православная Церковь учит, что Господь воскресил Свою Матерь и вознёс Её с телом в рай. Поэтому Успение почитается как великий праздник воссоединения Девы Марии с Сыном, Её перехода от временного земного служения к вечному Небесному. Приведём слова святителя Игнатия Брянчанинова:
«Богоматерь в третий день по блаженном успении Своем воскресла и ныне жительствует на небесах душою и телом. Она не только жительствует на небесах, Она царствует на небесах… Ей даны особенная власть и особенное дерзновение ходатайствовать пред Богом о человечестве».
Итак, после Своего Успения Дева Мария стала Небесной Владычицей, Молитвенницей и Заступницей всего христианского рода. А значит, она стала Покровительницей и тех народов, которые приняли христианство много позднее земной жизни Спасителя. Это было крайне важно для жителей Древней Руси, которая крестилась в конце первого тысячелетия. Поэтому праздник Успения особенно почитался нашими предками. Ему было посвящено большинство древних русских храмов. Расскажем о двух наиболее значимых из них.
Первая из многочисленных Успенских церквей на Руси возвели в Киеве в 11 веке. На территории современной России первый храм Успения Богородицы основан князем Андреем Боголюбским во Владимире в 1158 году. Это был главный кафедральный собор Владимиро-Суздальской Руси вплоть до возвышения Москвы в 14 веке. Именно в нём венчались на правление владимирские и московские князья.
Собор построен в архитектурном стиле русской романики. Для него характерно использование гладкотёсанного белого камня и применение скульптурного декора в виде орнамента и человекоподобных фантастических существ. Высота сооружения – 32 метра. В конце 12 века, при князе Всеволоде III, храм пострадал от пожара. При восстановлении его расширили, пристроили галерею, которая стала усыпальницей для местных князей и епископов. В стенах собора захоронили и его главных строителей – Андрей Боголюбский и Всеволод III. Немалый ущерб храму наносился в ходе нападений монголо-татар на Владимир (1238,1411 гг.), из-за чего сооружение неоднократно ремонтировалось.
В начале 15 века Владимирскую церковь расписывали выдающиеся древнерусские иконописцы Андрей Рублёв и Даниил Чёрный. Часть их фрески «Страшный суд» сохранилась до нашего времени. Что касается первоначальной росписи, то от неё остались лишь небольшие фрагменты. Остальные сохранившиеся фрески являются относительно новыми и датируются позапрошлым столетием.
Церковь Успения Богородицы значительно обновили в 18-19 веках. Помимо прочего, заменили древний иконостас, пристроили четырёхуровневую колокольню со шпилем. Стали проводиться регулярные реставрации собора с привлечением учёных. В советское время храм превратили в музей. В 1944 году, по просьбам верующих, в нём позволили проводить богослужения.
Сегодня во Владимирском Успенском соборе проводятся как богослужения, так и музейные экскурсии. Это уникальный домонгольский архитектурный памятник федерального значения, объект Всемирного наследия ЮНЕСКО. Он послужил образцом для многих более поздних соборов, один из которых (Московский) стал главным храмом объединённой Руси.
Долгое время кафедра митрополита Киевского и всея Руси находилась во Владимире. Однако в начале 14 века митрополит Пётр перенёс её в Москву. В 1326 году на территории Кремля он основал новый одноглавый кафедральный собор – тоже Успенский, по образу Владимирского. Спустя год, вслед за церковной властью, Москва унаследовала от Владимира и политическое первенство. Она стала главным городом Владимиро-Суздальского княжества, а в следующем столетии – столицей объединённых Русских земель.
Повышение статуса Москвы побудило великого князя Ивана III кардинально обновить значительно обветшавший главный храм Руси. В 1471 году началась его перестройка под руководством русских архитекторов Кривцова и Мышкина. Однако спустя 3 года, когда работы были почти завершены, сильное землетрясение разрушило собор. Началось возведение нового – на этот раз по проекту итальянского зодчего Аристотеля Фиораванти. За образец взяли Успенский храм Владимира. Строительство завершилось в 1479 году, накануне избавления Руси от монголо-татарского ига.
Новый величественный Успенский кафедральный собор Кремля стал символом сплочения княжеств вокруг Москвы. Для его иконостаса привезли почитаемые иконы со всех уголков Руси. Пять глав храма символизируют Христа в окружении четырёх апостолов-евангелистов. А центральный купол одновременно похож и на пламя свечи, и на шлем русского воина, что было особенно знаменательно в период освобождения Руси от захватчиков.
В 1547 году в Успенском храме венчали на царство первого русского царя Ивана Грозного, а в 1613 году – Михаила Романова. Здесь «поставляли» митрополитов и патриархов русской Церкви, короновали российских императоров. Большинство наших патриархов погребено именно в этом соборе.
Кремлёвский собор Успения Пресвятой Богородицы оставался главным храмом Русского Православия вплоть до прихода советской власти. Она закрыла его и изъяла многие ценности. После Великой Отечественной войны церковь отреставрировали и открыли в качестве одного из музеев Кремля. Этот статус у собора сохранился и после его возврата Церкви в 90-е годы. В отдельные дни здесь совершаются богослужения. В 2017 году началась масштабная реставрация храма.
В рождестве́ де́вство сохрани́ла еси́,/ во успе́нии ми́ра не оста́вила еси́, Богоро́дице,/ преста́вилася еси́ к животу́, Ма́ти су́щи Живота́,// и моли́твами Твои́ми избавля́еши от сме́рти ду́ши на́ша.
Перевод: При рождении Христа Ты девство сохранила и по смерти мира не оставила, Богородица: к жизни Ты перешла, как Матерь Жизни, и молитвами Твоими избавляешь от смерти души наши.
В моли́твах неусыпа́ющую Богоро́дицу/ и в предста́тельствах непрело́жное упова́ние/ гроб и умерщвле́ние не удержа́ста:/ я́коже бо Живота́ Ма́терь/ к животу́ преста́ви// во утро́бу Всели́выйся присноде́вственную.
Перевод: В молитвах неусыпающую Богородицу и в ходатайствах надежду непоколебимую гроб и смертность не удержали. Ибо Ее как Матерь Жизни к жизни перенес Вселившийся в Ее чрево вечно девственное.
Велича́ем Тя, Пренепоро́чная Ма́ти Христа́ Бо́га на́шего, и всесла́вное сла́вим Успе́ние Твое́.