Полноценная христианская жизнь неразрывно связана с молитвой – общением, диалогом человека и Бога. Через молитву мы можем возносить хвалу Всевышнему, выражать свои просьбы, благодарения, покаяние. Молясь, в том числе исполняя утреннее правило, мы показываем Богу свою любовь и доверие, стремление приблизиться к Нему. Бог же всегда идёт навстречу искреннему воззванию и дарует молящимся Свою благодать.
В книге «Невидимая брань» можно найти поучительные слова святителя Иоанна Златоуста о значении молитвы:
«Когда мы пребываем в молитве, то сила и власть лукавого не действуют на нас; когда же мы перестаем молиться, то одолевает нас противник».
Исполнение заповеди о непрестанной молитве – это тот идеал, к которому должен стремиться каждый христианин. Дар непрестанной молитвы даётся лишь подвижникам, он недостижим для большинства верующих. Но существует определённый молитвенный минимум, позволяющий поддерживать “духовную форму” каждому православному. Это утренние и вечерние молитвенные правила.
Зачем читать утренние молитвы
Утреннее молитвенное правило для мирян включает различные обращения к Богу, Божьей Матери, Пресвятой Троице. Мы благодарим их за милость и долготерпение, просим помощи для того, чтобы безгрешно прожить наступивший день и исполнить волю Всевышнего. В 50-ом псалме мы выражаем перед Богом своё раскаяние, надежду на прощение и обретение радости. Утреннее правило также содержит Символ веры – краткое изложение основ христианского вероучения. В правиле присутствует и молитва ко святому, имя которого носит молящийся, молитва Ангелу-хранителю, а также поминовение живых и усопших.
Святитель Игнатий (Брянчанинов) в своём труде «Поучение о молитвенном правиле» говорит о том, что ежедневная молитва помогает душе стать на путь спасения, поклонения Богу. Она дарует христианину смирение и покаяние. Священник Валерий Духанин в статье «Что главное в молитвенном правиле?» указывает на то, что правила составлялись праведниками, а значит, в эти тексты вложены все те чувства и мысли, которые помогают молящемуся приблизить свою душу к Богу. Чтение утренних молитв дисциплинирует верующего человека, помогает ему настроиться на верный ритм христианской жизни.
Если говорить о внешней стороне утренней молитвы, то её принято творить в тишине перед иконами, с зажженной лампадкой. Молясь, нужно осенять себя крестным знамением, делать поясные поклоны. Утреннее правило можно читать как в уединении, так и всей семьёй. Новоначальным (начинающим) христианам, у которых еще нет значительного молитвенного опыта, для более осмысленного и глубокого общения с Богом, стоит ознакомиться с переводом утреннего молитвенного правила на русский язык.
Особое внимание нужно уделять и внутренней, духовной стороне молитвы. Молитва должна не обременять, а приносить радость и душевный мир. Поэтому к ней нельзя относиться как к ежедневной формальной обязанности. Читать утреннее правило следует с благоговением, вниманием и сердечным сокрушением. Также утренняя молитва православного христианина должна быть регулярной.
Приведём слова священника Валерия Духанина: «Если правило не имеет регулярного исполнения, то оно перестает быть правилом».
Молитва является областью творческой самостоятельности человека. Утреннее правило можно дополнять различными псалмами или акафистами, если того требует душа молящегося. При нехватке времени можно прочитать сокращённые утренние молитвы или же исполнить правило частями в течение первой половины дня. В различных православных церквах традиции чтения утренних молитв отличаются друг от друга. А в Греческой православной церкви вообще нет привычного нам утреннего правила. Также православные христиане прибегают к краткому молитвенному правилу Серафима Саровского. Оно заключается в чтении молитв «Отче наш» (трижды), «Богородице, Дево…» (трижды) и «Символа веры» (один раз).
Очень важно здраво оценивать свои возможности и не идти на поводу лени и других греховных страстей, которые расстраивают молитвенную жизнь человека. Качество молитвы важнее её объёма. Иногда лучше внимательно и осознанно вознести Богу короткие утренние молитвы, чем в спешке и рассеянности вычитать полное правило.
Святитель Игнатий (Брянчанинов) в «Аскетических опытах» указывает на то, что молитву нужно совершать «со вниманием и благоговением, с целью покаяния, заботясь единственно о том, чтоб эти три качества постоянно соприсутствовали молитве». Священник Димитрий Шишкин в статье «Что главное в молитвенном правиле?» напоминает нам, что молитву следует подкреплять богоугодной христианской жизнью. Если мы смиряемся и трудимся над собой, тогда даже краткая молитва принесёт духовную пользу.
Воспева́ю благода́ть Твою́, Влады́чице, молю́ Тя, ум мой облагодати́. Ступа́ти пра́во мя наста́ви, путе́м Христо́вых за́поведей. Бде́ти к пе́сни укрепи́, уны́ния сон отгоня́ющи. Свя́зана плени́цами грехопаде́ний, мольба́ми Твои́ми разреши́, Богоневе́сто. В нощи́ мя и во дни сохраня́й, борю́щих враг избавля́ющи мя. Жизнода́теля Бо́га ро́ждшая, умерщвле́на мя страстьми́ оживи́.
Я́же Свет невече́рний ро́ждшая, ду́шу мою́ осле́пшую просвети́. О ди́вная Влады́чня пала́то, дом Ду́ха Боже́ственна мене́ сотвори́. Врача́ ро́ждшая, уврачу́й души́ моея́ многоле́тныя стра́сти. Волну́ющася жите́йскою бу́рею, ко стези́ мя покая́ния напра́ви. Изба́ви мя огня́ ве́чнующаго, и че́рвия же зла́го, и та́ртара.
Да мя не яви́ши бесо́м ра́дование, и́же мно́гим грехо́м пови́нника. Но́ва сотвори́ мя, обетша́вшаго нечу́вственными, Пренепоро́чная, согреше́нии. Стра́нна му́ки вся́кия покажи́ мя, и всех Влады́ку умоли́. Небе́сная ми улучи́ти весе́лия, со все́ми святы́ми, сподо́би. Пресвята́я Де́во, услы́ши глас непотре́бнаго раба́ Твоего́. Струю́ дава́й мне слеза́м, Пречи́стая, души́ моея́ скве́рну очища́ющи. Стена́ния от се́рдца приношу́ Ти непреста́нно, усе́рдствуй, Влады́чице. Моле́бную слу́жбу мою́ приими́, и Бо́гу благоутро́бному принеси́.
Превы́шшая А́нгел, мирска́го мя превы́шша сли́тия сотвори́. Светоно́сная Се́не небе́сная, духо́вную благода́ть во мне напра́ви. Ру́це возде́ю и устне́ к похвале́нию, оскверне́ны скве́рною, Всенепоро́чная. Душетле́нных мя па́костей изба́ви, Христа́ приле́жно умоля́ющи; Ему́же честь и поклоне́ние подоба́ет, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.