Для получения ответа на вопрос, «в чём идти на крестины в церковь», полезно ознакомиться с правилами благочестия. Так именуются принятые в Церкви нормы поведения, соответствующие духу христианства. Не следует отождествлять их с церковным этикетом. Архимандрит Платон (Игумнов) отмечает, что последний охватывает «горизонтальные» отношения между людьми. Благочестие же можно уподобить вертикали от земли к небу, оно затрагивает отношения человека и Бога. При этом отец Платон добавляет:
«Нельзя подняться к небу, не любя человека, и нельзя любить человека, не любя Бога».
Храм – священное место Божьего присутствия и потому требует особого, трепетного отношения к себе. Митрополит Антоний Сурожский учил:
«Когда входите в храм, твердо знайте, что находитесь в присутствии Самого Христа, распятого ради вашего собственного спасения и воскресшего для того, чтобы вы могли войти в Жизнь Вечную».
Посещение церкви должно сопровождаться благоговейной духовной радостью, молитвенно-покаянным настроем. На входе и выходе принято совершать троекратное крестное знамение с поясными поклонами. Приходить желательно заранее, до начала богослужения. Ведь тогда мы сможем полноценно принять в нём участие и не помешаем остальным молящимся.
В храме необходимо вести себя спокойно и тихо. Следует воздерживаться от праздных бесед, а во время богослужения и совершения священнодействий лучше вообще не разговаривать и не ходить по церкви. Фото- и видеосъёмку проводите с разрешения священника, не мешая окружающим.
Первыми ко Причастию и елеопомазанию подносят младенцев, затем подходят остальные дети, потом – мужчины, после них – женщины. Подходя на исповедь или целование креста не следует стремиться опередить остальных, соблюдайте очередь.
Если вы стали свидетелем того, как кто-то неосознанно нарушает вышеизложенные правила, то проявите терпение. Не следует осуждать, одёргивать и поучать других. Если из-за кого-то вы не можете сосредоточиться на молитве, то лучше отойти в другую часть храма.
Бывает, что чужие невольные ошибки мешают общей молитве. В таких случаях постарайтесь доброжелательно, со смирением подсказать человеку, что не так в его действиях. Точно так же следует принимать замечания и в свой адрес. Не расстраивайтесь, если кто-то обошёлся с вами недостаточно деликатно.
В Русском Православии женщины посещают храм с покрытой головой, а мужчины наоборот – с непокрытой. Выглядеть следует опрятно и прилично. Например, не принято посещать церковь в слишком яркой одежде или значительно обнажающей тело (майки, шорты, мини-юбки, наряды с глубоким вырезом). С другой стороны, желательно, чтобы даже целомудренный наряд был уместен. Например, довольно спорным решением будет надеть на богослужение спортивный костюм.
Тем, кто интересуется, в чём идти на крестины в церковь, следует понимать, что Православие не запрещает женщинам выглядеть в храме красиво. Священники лишь предостерегают от крайностей, в том числе от злоупотребления косметикой и парфюмами. Протоиерей Алексий Митюшин отмечает:
«В храм нужно одеваться хорошо, празднично, но так, чтобы мужчина, приходящий в церковь, думал о Боге, а не о женской красоте».
Причащаться и целовать святыни следует ненакрашенными губами.
Лицам женского пола рекомендуется приходить в храм в юбке ниже колен. Среди православных христианок не принято посещать церковь в брюках. Эта традиция восходит к ветхозаветному запрету на ношение одежды противоположного пола (Втор. 22:5). Однако здесь стоит обратить внимание на два важных момента.
Во-первых, данный запрет предостерегал от разврата и уподобления идолопоклонникам, практиковавшим переодевания для языческих обрядов. Во-вторых, брюки уже давно не являются исключительно мужским предметом гардероба. Они стали обычной женской одеждой. Таким образом, Православие не считает грехом их ношение женщиной.
Воздержание от брюк при посещении церкви является устоявшейся благочестивой традицией. Христианки прибегают к юбкам как к исконно женской и наиболее скрывающей фигуру одежде. Этот обычай может быть более или менее обязательным в зависимости от церковного прихода. Но если женщина пришла в храм в брюках, то её ни в коем случае нельзя осуждать и, тем более, отстранять от богослужения. Для Бога гораздо важнее сердечное расположение человека, его стремление к молитве и покаянию, чем внешний вид. Однажды митрополит Антоний Сурожский вместо традиционной проповеди после службы произнёс следующие слова:
«Вчера вечером на службу пришла женщина с ребёнком. Она была в брюках и без платка. Кто-то из вас сделал ей замечание. Она ушла. Я не знаю, кто ей сделал замечание, но я приказываю этому человеку до конца своих дней молиться о ней и об этом ребёнке, чтобы Господь их спас. Потому что из-за вас она может больше никогда не прийти в храм».
Крещение – великое церковное Таинство, требующее особого благоговения. Но вместе с тем это радостное и торжественное событие. Поэтому на крестинах уместен умеренно праздничный наряд. То есть такой, который подчеркнет светлый характер события, но не станет причиной смущения для окружающих.
Как одеваться крёстной маме на Крещение? Учитывая вышеперечисленные правила, для участия в Таинстве Крещения женщине лучше всего надеть юбку ниже колена или не оголяющее тело платье. Одежда должна быть комфортной, позволяющей двигаться и совершать поклоны. Голову же необязательно покрывать именно платком или косынкой, можно прибегнуть к другому уместному головному убору. Например, к шапочке, шляпе или берету. А вот панамки и кепки-бейсболки на Крещение надевать не стоит.
Допускается умеренное применение косметики. Однако приглашённой на роль крёстной матери стоит воздержаться от использования помады. Ведь на Крещении духовные родители ребёнка должны будут целовать крест и Евангелие.
Одежда для крёстной матери при Крещении – вопрос, заслуживающий внимания. Однако нельзя забывать о самом главном. А именно о значении Церковного Таинства, о роли и ответственности крёстных родителей. Накануне Крещения будущим восприемникам следует исповедаться и причаститься. Тем, кто ещё недостаточно воцерковлён, нужно выучить необходимые для участия в крестинах молитвы. Также стоит пройти курс огласительных (обучающих основам Православия) бесед со священником.
Священное Писание о противоестественном переодевании развратников:
«На женщине не должно быть мужской одежды, и мужчина не должен одеваться в женское платье, ибо мерзок пред Господом Богом твоим всякий делающий сие» (Втор. 22:5).
Слова апостола Павла, предписывающие женщинам на молитве в знак смирения покрывать голову, а мужчинам – оставлять непокрытой:
«Всякий муж, молящийся или пророчествующий с покрытою головою, постыжает свою голову. И всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову (1Кор. 11:6-7).
Следующие строки подразумевают, прежде всего, духовную «одежду» благочестивой жизни, защищающую нас от греха и гибели души. Однако полезно и их буквальное восприятие:
«Блажен бодрствующий и хранящий одежду свою, чтобы не ходить ему нагим и чтобы не увидели срамоты его» (Откр. 16:15).
В чем идти на крестины в церковь и как вообще одеваться — не судьбоносная проблема. Священное Писание призывает нас не делать из одежды культ, не увлекаться чрезмерно своим внешним видом, чтобы не забывать о самом главном:
«Чтобы также и жены, в приличном одеянии, со стыдливостью и целомудрием, украшали себя не плетением волос, не золотом, не жемчугом, не многоценною одеждою, но добрыми делами, как прилично женам, посвящающим себя благочестию» (1Тим. 2:9-10).«Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом» (1Петр. 3:3-4).