Валаамский монастырь — северная святыня России

Узнайте все самое интересное и полезное о Валаамском монастыре, прочитав статью или посмотрев видео в конце текста

Валаамский монастырь: основание и основатели

Подтвержденные исторические сведения о времени основания монастыря на острове Валаам отсутствуют. Существует предание, что зарождение обители на Севере началось вскоре после Крещения Руси. В конце 10 века в Карельские земли пришли два греческих православных монаха, Сергий и Герман.Они пришли с миссионерской миссией просвещения местных народов христианской верой. Именно они основали на острове Валаамский монастырь. При этом о их жизни практически ничего не известно. Единственное упоминание о них в летописи связано с позднейшим перенесением мощей в Великий Новгород в 1163 году.

Валаамский монастырь
Вид на остров Валаам и монастырь

История Валаама до 1917 года

Первые письменные упоминания о Валаамском монастыре встречаются в житии Савватия Соловецкого (15 век). Из жития преподобного известно, что монахи на острове Валаам вели строгий образ жизни. Иноческая жизнь была хорошо развита, уже в 16 веке насчитывалось 600 человек братии. Однако из-за частых нападений шведов монастырь стал приходить в упадок.

Возрождение Валаамского монастыря началось после 1715 года, когда Петр I издал указ о его восстановлении. К тому времени относится строительство Спасо-Преображенского храма, келейных корпусов и вспомогательных помещений. Однако в результате пожара 1754 года начальные постройки сгорели. К 1765 году в монастыре осталось лишь 11 монахов.

Очередное восстановление обители началось в 1774 году, когда была построена церковь Преображения Господня. Все деревянные постройки постепенно заменялись на каменные. В конце 18 века была построена 72-метровая колокольня, на которой повесили колокол в честь апостола Андрея Первозванного весом в 1000 пудов (16380 кг).

С 1811 года Валаамский монастырь находился на территории Великого Финляндского княжества в составе Российской империи. К этому периоду относится наибольший расцвет обители. Архитекторами из Петербурга был построен новый Спасо-Преображенский собор вместимостью 3000 человек.

Уклад жизни в Валаамском монастыре тех времён был суровым. На каждого члена братии возлагались многочисленные трудовые послушания с обязательным посещением всех церковных служб. Монахи питались постной (растительной) пищей, рыба подавалась только во время праздничной трапезы. В начале 20 века в монастыре проживало около 1000 монахов.

Валаамский монастырь с 1917 по 1939 год

В декабре 1917 года Финляндия стала независимым государством. Валаамский монастырь оказался в категории религиозного меньшинства (официальная религия в Финляндии — лютеранство). Начала проявляться дискриминация со стороны правящей власти, явная политика дерусификации.

За то, что настоятель Валаамского монастыря Серафим Лукьянов не сдал экзамен финского языка, его депортировали. В 1923 году из Эстонии прислали нового настоятеля Германа Аава, при котором в монастыре начались несогласия. В 1925 году все церковные службы были переведены на финский язык. Финская Православная Церковь отошла под юрисдикцию Константинопольского Патриархата и перешла на новый стиль летоисчисления.

Валаамский монастырь вынужден был официально его принять. В обители братия разделилась на две части. Монахи, не принявшие новый стиль, покинули монастырь. Многие из них перешли в Православные монастыри Сербии, Греции, Македонии. В 1930 году на Валааме осталось 300 монахов.

Советский период истории Валаамского монастыря

В период Советско-Финской войны (1939-1940) Валаам оказался в зоне боевых действий. В несколько этапов была произведена эвакуация людей с острова. 18 марта 1940 года обитель прекратила свое существование. Монахи забрали с собой все самое ценное, в том числе и Валаамскую икону Божией Матери. Они основали Ново-Валаамский монастырь в деревне Хейнявеси (Финляндия).

С приходом Советской власти в 1940 году в обители открыли школу боцманов и юнг, выпускники которой принимали участие в защите Ленинграда. В сентябре 1941 года остров Валаам был занят финскими войсками. Через год Валаамский монастырь стал снова действовать (вернулась часть эвакуированных ранее монахов). Однако после того, когда в сентябре 1944 года финская армия покинула эти земли, на месте монастыря советской властью был открыт целлюлозный завод. В монастырских кельях был устроен Дом инвалидов войны и труда. В конце 1970-х годов на Валааме был организован музей-заповедник.

Возрождение монастыря и современное состояние

Власти Карелии в сентябре 1989 года передали часть территории монастыря  в пользование Ленинградской епархии. Днем возрождения монашеской жизни считается 13 декабря 1989 года, когда на остров приехали 6 монахов. В храмах стали служить Божественную Литургию. Постепенно начали восстанавливаться монастырские постройки и скиты. В 2005 году была полностью восстановлена монастырская колокольня, где заново установили колокол Андрея Первозванного.

В 2011 году на Валааме насчитывалось 217 насельников. Монашеская жизнь регламентирована старинным строгим Уставом обители, который схож с Уставами Афонских монастырей. После 21 часа после вечерних богослужений наступает время безмолвия. Утренние службы начинаются в 5 часов утра, затем монашествующие выполняют свои послушания. В 13 часов дня совершается общая братская трапеза, присутствие на которой обязательной для всех. Монахи Валаамского монастыря ежедневно служат молебен у раки мощей преподобных Сергия и Германа Валаамских.

В настоящее время на территории монастыря имеется гостиница для паломников, которая может вместить 200 человек.

Спасо-Преображенский Валаамский монастырь является ставропигиальным, то есть подчиняется непосредственно Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу.

Святыни Валаама

В нижнем храме Спасо-Преображенского собора находится рака с мощами основателей обители, преподобных Сергия и Германа. Над ракой находится икона Господа с предстоящими перед ним Валаамскими святыми. В 1999 году эта икона стала мироточить. 

В соборе находится чудотворный список Валаамской иконы Божией Матери (написан в 1900 году). Первообраз этой иконы предположительно был принесен в карельские земли преподобными Сергием и Германом Валаамскими.

Предыдущая запись Смоленская икона Божией Матери — история чудотворного образа
Следующая запись Богородичная икона «Умиление» — история, особенности написания, молитва