Подлинную христианскую жизнь невозможно представить без молитвы. Это способ связи, общения человека и Бога. Молитвой можно возносить хвалу Богу, своё покаяние, мольбы или благодарение. Но в основе любой настоящей молитвы всегда лежит любовь к Создателю, желание приблизиться к Нему и обрести Его спасительную благодать. Сердечное и смиренное обращение ко Всевышнему никогда не останется без ответа. Каждый христианин должен стремиться к исполнению заповеди о непрестанной молитве. Но необходимым минимумом для верующего человека являются ежедневные утренние и вечерние молитвы.
Вечернее правило также имеет название “молитвы на сон грядущим”, то есть “молитвы идущим спать”. Многие люди ошибочно говорят “на сон грядущий” и тем самым искажают смысл словосочетания. Вечернее молитвенное правило включает различные обращения к Богу, Пресвятой Троице, Богородице, Святому Кресту. Мы благодарим Бога за прошедший день, исповедуем свои ежедневные грехи, просим защиты от земных и духовных врагов, помощи в соблюдении заповедей и Божьей воли. В правиле также присутствует молитва святителя Иоанна Златоуста, которая наглядно объединяет все эти нужды и чаяния христианина. Она состоит из 24 частей, которые соответствуют числу часов в сутках.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский сравнивал вечернее молитвенное правило с противоядием нашим ежедневным грехам. Святитель Игнатий (Брянчанинов) в «Поучении о молитвенном правиле» указывает на то, что ежедневные молитвы направляют душу на спасительный путь, научают её поклонению Богу, удерживают христианина в смирении и покаянии.
Чтение ежедневных молитв духовно связывает христианина с их составителями: праведными псалмопевцами и подвижниками. Таким образом в своём горячем порыве к Богу душа молящегося уподобляется их душам и приходит в благодатный покаянный настрой. Ежедневные молитвы укрепляют и напитывают христиан надеждой, умилением и любовью к Богу. Также утреннее и вечернее правила дисциплинируют и настраивают верующего на правильный ритм христианской жизни. Без соблюдения этого порядка человек выпадает из молитвенной жизни и обращается к Богу лишь от случая к случаю.
Вечерние молитвы, как и любые другие, следует читать с благоговением и сердечным сокрушением. Прочитать вечерние молитвы желательно перед иконами и зажженной лампадкой. Молиться можно как соборно, всей семьёй, так и в уединении. Во время молитвы нужно осенять себя крестным знамением, делать поясные поклоны. Неопытному молящемуся стоит ознакомиться с переводом церковно-славянского текста вечернего правила на русский язык. Толкование вечерних молитв поможет христианину читать их более осмысленно и глубоко.
К вечернему молитвенному правилу лучше относиться со здравым рассуждением. С одной стороны, нельзя поддаваться лени и другим страстям, которые выводят человека из правильного духовного русла. С другой стороны, вечерние молитвы не должны стать ежедневной формальной обязанностью, от которой человек страдает. Христианину нужно соизмерить объём вечернего правила со своими возможностями.
Молитва должна радовать, а не обременять. Поэтому в тех ситуациях, когда действительно существует необходимость (недостаток времени или чрезмерная усталость), позволительно читать сокращенное вечернее правило. Можно выбрать для этого отдельные молитвы или же пользоваться кратким молитвенным правилом Серафима Саровского (трижды «Отче наш», трижды «Богородице Дево» и единожды «Символ веры»). Короткая, но сердечная молитва Богу угоднее мучительного механического вычитывания всего правила. Также следует помнить и о регулярности вечерних молитв. Лучше прочитать короткое вечернее правило, чем не молиться вообще.
Необязательно читать вечернее правило непосредственно перед сном. В это время молящемуся сложнее сосредоточить свой ум и внимание. Поэтому молитвенное правило можно разделить на 2 части. Первую можно прочитать ранним вечером, до ужина. Концовку правила (от молитвы «Владыко Человеколюбче…») принято читать непосредственно перед сном. Молитвенное правило можно не только сокращать, но и дополнять (псалмами, акафистами), если молящийся чувствует такую потребность и находит в себе силы.