Венчальные иконы, свечи, кольца, венцы новобрачных делают Таинство Венчания одним из красивейших церковных обрядов. Все внешнее убранство имеет свое сакральное значение. Само Таинство брака берет свое начало еще с ветхозаветных времен. Оно было установлено Творцом между мужчиной и женщиной для духовно-телесного единства, взаимопомощи, деторождения (Бытие, 2:18-24). Господь Иисус Христос подтвердил святость брачных уз, напомнив, что супруги — одна плоть (Евангелие от Матфея, 19:3-9).
«Господь, соединяя людей в Таинстве венчания, дает какое-то глубинное проникновение одного человека в другого. И слова при совершении Таинства, что две плоти станут одной плотью, касаются этого взаимного преображения. Действительно, две плоти, два человека становятся одним целым. Такое соединение – это результат Таинства Церкви. Только в таком – таинственном – соединении и возможна истинная жизнь плечом к плечу. Это тайна верующей души. Но насколько близкими, родными станут повенчавшиеся, зависит от силы веры каждого из них. И от понимания, что происходит с двумя людьми после Таинства венчания. Что они соединяются Богом на века и после смерти останутся вместе» (протоиерей Алексий Гомонов).
Таинство венчания представляет собой церковный обряд призывания Божьего благословения на семью. Традиция получения такого благословения брака впервые упомянута священномучеником Игнатием Антиохийским (умер в 107/112 году). Первоначально оно заключалось в совместном причащении жениха и невесты. В раннехристианские времена не было отдельного чина венчания. Бракосочетание совершалось на Литургии как часть службы и завершалось причащением, ибо, как писал Симеон Солунский (14-15 век):
“завершением всякого священнодействия и печатью всякого божественного таинства является Святое Причащение”.
Молодые причащались совместно друг за другом как единая плоть, как вновь созданная домашняя церковь. В “Послании к жене” богослова Тертуллиана (2-3 век) написано, что “брак согласовывается с церковью”, “знаменуется благословением”, “написуется ангелами на небеси” и закрепляется Приношением, то есть Евхаристией.
Возникновение сложившегося обряда венчания относится к 4 веку. Красоту Таинства стали дополнять венчальные иконы, свечи, кольца.
Святые Отцы советуют начинать брачную жизнь с духовного приготовления. Поэтому для желающих создать семью необходимо исповедаться и причаститься Святых Тайн на Литургии перед свадьбой.
«Начинать семейную жизнь нужно просьбой о помощи к Богу. Любое хорошее дело мы начинаем с молитвы: служим молебен перед путешествием, строительством дома и проч. И, естественно, перед строительством нашего семейного очага нужно сугубо помолиться Богу. И Господь дарует Свою благодать. Но Бог не спасает нас без нас. И Таинство венчания – это не какое-то магическое действие, которое свяжет пару на всю жизнь независимо от духовного состояния супругов, от их веры, и дальше уже всё пойдет у них как по накатанной дорожке, по хорошо проложенным рельсам.
Конечно, любое таинство и даже любой обряд не действует без веры человека. Если человек считает, что всё за него должен делать священник, сам не прилагает никаких усилий, не молится, не собирается соблюдать правила дорожного движения, ясно, что это не поможет ему нисколько. В браке точно так же. Супруги должны вести духовную христианскую жизнь, должны молиться друг за друга, должны быть православными христианами. И должны, естественно, сами призывать на помощь силу Божию и верить в силу совершенного Таинства, в то, что Господь им поможет» (протоиерей Павел Гумеров).
Во время венчания жених и невеста обручаются кольцами (символ неразрывного вечного союза) и клянутся вечно любить друг друга. От священника они получают зажженные свечи, символизирующие их взаимную пламенную и чистую любовь. На голову им надевают венцы как награда за сохранение целомудрия до свадьбы. Каждение ладана означает таинственное присутствие благодати Духа Святого, Который освящает и совершает святые Таинства Церкви. Молодыми совершается троекратный ход вокруг аналоя с Евангелием. Это знак того, что они всю свою жизнь должны идти рука об руку. Вкушение вина из одной чаши является символом их общего будущего.
Важнейшей особенностью Православной Церкви является благоговейное почитание икон. Для православных икона является окном в Горний мир, Небесное Царствие, где обитают ангелы и святые. Почитание образа заключается в благоговении не перед доской, а перед запечатленным на ней Первообразом. В православном понимании можно физически уничтожить доску. Однако изображенный святой лик нетленен, не подвержен материальным воздействиям. Это можно сравнить со Светом в окне. Возможно уничтожить окно, но не струящийся через него Свет. Поэтому православные возносят молитвы не иконе, а Первообразу на иконе.
«Святые Отцы 7 Вселенского собора сформулировали основной принцип иконопочитания: честь, воздаваемая образу (иконе) переходит на Первообраз. Этот принцип незыблемо действует и в обычной жизни. Публичное сожжение фотографии президента, или государственного флага страны, будет расценено, как оскорбление, нанесённое самому президенту и государству. Хотя сгорели лишь фотография и кусок материала, а не человек. В области религиозной мы в иконе чтим не вещество: дерево, краски, бумагу. Мы воздаём честь Личности, на ней изображённой. И умом, и сердцем от видимого образа, восходим к Первообразу» (протоиерей Димитрий Шушпанов).
На иконах могут быть изображены Господь Иисус Христос, Пресвятая Дева Мария, святые угодники и ангелы.
Венчальная пара — это иконы, которыми благословляют молодых при совершении Таинства Венчания. Затем святые образы хранятся в семье на протяжении всей супружеской жизни. Эти иконы для венчания представляют собой два образа — Спасителя и Богоматери. Они символизируют присутствие на браке Иисуса Христа и Его Матери как свидетелей брачного союза.
Во время совершения Таинства венчальные иконы кладутся на аналои с двух сторон от царских врат. В присутствии незримого Бога жених и невеста произносят клятвы и обещания любви, уважения, взаимопомощи при любых жизненных обстоятельствах. По окончании венчания жених получает из рук священника икону Вседержителя, а невеста — Пресвятой Богородицы. По сложившейся русской традиции молодые с венчальными иконами в руках выходят из церкви. Так начинается их брачный союз.
В доме молодоженов венчальная пара помещается в домашнем иконостасе.
Венчальные иконы могут приобретать как молодожены, так и их родители. Однако наибольшим сакральным значением обладают иконы, передаваемые по наследству как семейная традиция.
Иконы для венчания можно купить в любом храме или создать на заказ. Для венчальной пары можно выбрать икону Нерукотворный Спас или Вседержитель. Образ Богоматери также может быть любым. Все зависит от личной предрасположенности к конкретной иконе. В Русской Православные Церкви более традиционным для венчания считается образ Пресвятой Богородицы, именуемый Казанским. Обычно перед этой иконой верующие молятся о семейном благополучии.
Не имеют принципиального значения размеры икон. Как правило для венчания подбирают образы средних размеров (20х30, 30х40, 50х60 см). Слишком большие иконы могут создать трудность в процессе совершения обряда. Также будут не совсем удобны и маленькие иконки. Однако и они могут иметь место при определенных условиях.
Выбирая венчальные иконы, следует обратить внимание на качество выполнения образов. Более качественно написанные иконы дольше сохраняют яркость красок, не выгорают на солнечном свете.
У современных людей принципиально разное отношение к венчальным иконам. Для одних — это символ крепкого брачного союза. У других — предмет роскоши, для третьих — просто атрибут непонятного ритуала. Для верующих венчальные иконы это образное олицетворение Господа и Пресвятой Богородицы. Поэтому эти иконы должны занимать соответствующее место в доме — в центре семейного иконостаса. По традиции икону Вседержителя располагают с правой стороны (с точки зрения наблюдателя), образ Богородицы — с левой.
О, Пресвята́я Влады́чице Богоро́дице, Цари́це Небеси́ и земли́, вы́шшая а́нгел и арха́нгел и всея́ тва́ри честне́йшая, чи́стая Де́во Мари́е, ми́ру блага́я Помо́щнице, и всем лю́дем утвержде́ние, и во вся́ких ну́ждах избавле́ние! При́зри и ны́не, Госпоже́ Всеми́лостивая, на рабы́ Твоя́, Тебе́ умиле́нною душе́ю и сокруше́нным се́рдцем моля́щияся, со слеза́ми к Тебе́ припа́дающия и покланя́ющияся пречи́стому и цельбоно́сному о́бразу Твоему́, и по́мощи и заступле́ния Твоего́ прося́щия.
О, Всеми́лостивая и Премилосе́рдая Де́во Богоро́дице Чи́стая! Воззри́, Госпоже́, на лю́ди Твоя́: мы бо гре́шнии не и́мамы ины́я по́мощи, ра́зве Тебе́ и от Тебе́ ро́ждшагося Христа́ Бо́га на́шего. Ты еси́ засту́пница и предста́тельница на́ша. Ты еси́ оби́димых защище́ние, скорбя́щим ра́дование, си́рым прибе́жище, вдо́вам храни́тельница, де́вам сла́ва, пла́чущим весе́лие, больны́м посеще́ние, немощны́м исцеле́ние, гре́шным спасе́ние. Сего́ ра́ди, о Богома́ти, к Тебе́ прибега́ем, и на Твой Пречи́стый о́браз с Предве́чным на руку́ Твое́ю держи́мым Младе́нцем, Го́сподем на́шим Иису́сом Христо́м взира́юще, умиле́нное пе́ние Тебе́ прино́сим и вопие́м: поми́луй нас, Ма́ти Бо́жия, и проше́ние на́ше испо́лни, вся бо суть возмо́жна хода́тайству Твоему́: я́ко Тебе́ сла́ва подоба́ет ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
О, вели́цыи уго́дницы Бо́жии и преди́внии чудотво́рцы, благове́рнии кня́же Пе́тре и княги́не Февро́ние, гра́да Му́рома предста́тели и храни́тели и о всех нас усе́рднии ко Го́споду моли́твенницы! К вам прибега́ем и вам мо́лимся со усе́рдием кре́пким: принеси́те за нас, гре́шных, святы́я моли́твы ва́ша ко Го́споду Бо́гу, и испроси́те нам у бла́гости Его́ вся благопотре́бная душа́м и телесе́м на́шим: ве́ру пра́ву, наде́жду бла́гу, любо́вь нелицеме́рну, благоче́стие непоколеби́мое, в до́брых де́лех преуспе́яние, ми́ра умире́ние, земли́ плодоно́сие, возду́ха благорастворе́ние, душа́м и телесе́м здра́вие и ве́чное спасе́ние. Исхода́тайствуйте у Царя́ Небе́снаго Це́ркви Святе́й и всей стране́ Росси́йстей мир, тишину́ и благоустрое́ние и всем нам житие́ благополу́чное и до́брую христиа́нскую кончи́ну.
Огради́те оте́чество ва́ше, град Му́ром и вся гра́ды Росси́йския от вся́каго зла и вся правове́рныя лю́ди, к вам приходя́щия и моще́м ва́шим покланя́ющияся, осени́те благода́тным де́йством благоприя́тных моли́тв ва́ших, и вся проше́ния их во бла́го испо́лните. Ей, чудотво́рцы святи́и! Не пре́зрите моли́тв на́ших, со умиле́нием вам возноси́мых, но бу́дите о нас при́снии предста́тели ко Го́споду и сподо́бите нас по́мощию ва́шею свято́ю спасе́ние ве́чное получи́ти и Ца́рствие Небе́сное унасле́довати, да славосло́вим неизрече́нное человеколю́бие Отца́, и Сы́на, и Свята́го Ду́ха, в Тро́ице покланя́емаго Бо́га, во ве́ки веко́в. Ами́нь.
О, вели́кий Архистрати́же Бо́жий Арха́нгеле Варахии́ле! Предстоя́ престо́лу Бо́жию и отто́ле принося́ благослове́ния Бо́жии в до́мы ве́рных ра́б Бо́жиих, испроси́ у Го́спода Бо́га милосе́рдия и благослове́ния на до́мы на́ша, да благослови́т Госпо́дь Бо́г на́с и умно́жит изоби́лие плодо́в земны́х, и пода́ст на́м здра́вие и спасе́ние, во все́м благо́е поспеше́ние, и на враго́в побе́ду и одоле́ние, и сохрани́т на́с на мно́гая ле́та, всегда́, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Святы́й сла́вный и всехва́льный апо́столе Христо́в Си́моне, сподо́бивыйся прия́ти в дом твой в Ка́не Галиле́йстей Го́спода на́шего Иису́са Христа́ и Его́ Пречи́стую Ма́терь, Влады́чицу на́шу Богоро́дицу, и очеви́дцем бы́ти пресла́внаго чудесе́ Христо́ва, на бра́це твое́м явле́ннаго, претворе́ния воды́ в вино́! Мо́лим тя с ве́рою и любо́вию: умоли́ Христа́ Го́спода претвори́ти ду́ши на́ша из грехолюби́вых в боголюби́выя; сохрани́ и соблюди́ нас моли́твами твои́ми от искуше́ний диа́вольских и паде́ний грехо́вных, и испроси́ нам свы́ше по́мощь во вре́мя уны́ния и беспомо́щия на́шего; да не преткне́мся о ка́мень собла́зна, но неукло́нно ше́ствуем спаси́тельным путе́м за́поведей Христо́вых, до́ндеже дости́гнем о́ных блаже́нных оби́телей ра́йских, иде́же ты ны́не водворя́ешися и весели́шися.
Ей, апо́столе Спа́сов! Не посрами́ нас, кре́пце на тя упова́ющих, но бу́ди нам помо́щник и покрови́тель во всем житии́ на́шем и помози́ нам благоче́стно и богоуго́дно житие́ сие́ вре́менное сконча́ти, благу́ю и ми́рную христиа́нскую кончи́ну получи́ти и до́браго отве́та сподо́битися на Стра́шнем Суде́ Христо́ве; да избежа́вше мыта́рств возду́шных и вла́сти лю́таго мироде́ржца, унасле́дуем Ца́рство Небе́сное и просла́вим великоле́пое и́мя Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, во ве́ки веко́в. Ами́нь.