Противоречат ли друг другу наука и религия? Однозначно отрицательный ответ на этот вопрос следует уже из того факта, что верующие ученые существовали на протяжении всей человеческой истории. Даже в наше скептическое к религии время значительная часть учёных придерживается религиозного мировоззрения. Их знания и логика не мешают им верить в реальность Творца. Напротив, именно незаурядный интеллект и глубина мысли зачастую приводят людей науки к Богу.
Протоиерей Димитрий Юревич, говоря о соотношении науки и веры, приводит следующий пример. Идущий по океану корабль можно описать с двух разных точек зрения. Согласно первой, в судне установлен двигатель. В нем сгорает топливо, а выделяющиеся при этом газы приводят в движение поршень. Он, в свою очередь, заставляет работать винт, благодаря которому и плывёт корабль.
С другой стороны, не вдаваясь в подробности механики, можно сказать, что этот корабль движется потому, что он был нанят для перевозки груза из одного материка на другой. Отец Димитрий объясняет:
«Первое описание будет научным. Второе – религиозным. Наука отвечает на вопрос “почему” и “как”. Религия – на вопрос “зачем”».
Православный писатель Сергей Худиев, отвечая на вопрос о научной и религиозной картинах мира, тоже говорит, что это два разных подхода к одному и тому же:
«Как именно развивается тот или иной процесс?» и «По чьей воле, с какой целью он так развивается?».
Таким образом, наука изучает лишь материальные и чувственные явления и процессы нашего мира. Она не может объяснить первопричину и смысл этих явлений. Вопросы о смысле жизни и нравственных законах также находятся вне компетенции науки. Всем этим занимается именно религия. Протоиерей Димитрий Юревич отмечает:
«Невозможно сформулировать полноценное мировоззрение, оставаясь в рамках исключительно научных знаний. Ни один эксперимент в области отдельной науки не способен дать ответы на вопросы о смысле и цели бытия».
Учёный-медик святитель Лука (Войно-Ясенецкий) говорит, что и наука, и религия являются важными потребностями человеческого духа, которые коренятся в недрах нашей природы. Святой учит:
«Наука ставит те же самые вопросы, на которые отвечает религия. Она по закону причинности приводит нас к Первопричине мира, а религия отвечает, Кто является этой творческой Первопричиной не только мира, но и человека. Религия не противоречит науке, но религия движет науку».
Итак, науку и религию можно рассматривать как две параллельные прямые (которые могут иметь общую точку, но не пересекаются, о чем свидетельствует неевклидова геометрия), и не могут вступить в конфликт друг с другом, на вместе ведут к познанию Бога и Его творения. Именно это имел в виду живший ещё в 4 веке святитель Григорий Богослов, наставляя: «Не должно унижать ученость» («Надгробное слово»). Поэтому задающимся вопросом «Что говорит наука о Боге?» следует знать: подлинная наука никогда не отрицала Создателя, а верующий легко может соглашаться с научной картиной мира.
Наиболее популярные «противоречия» между наукой и религией попросту надуманны и являются плодом невежества. Например, существует примитивное восприятие религии как наивной веры в старика-Бога, сидящего на облаках. В прошлом веке подобные иллюстрации активно использовались советскими властями в антицерковной пропаганде. Естественно, с таким подходом не составило особого труда «разоблачить» Церковь. Достаточно было заявить, что наука не нашла Бога в космосе.
Также широко известен антирелигиозный аргумент, заявляющий о конфликте научных и библейских сроков формирования Вселенной. Мол, наука доказала, что на это ушли миллиарды лет. А вовсе не шесть дней описанного в Библии творения. Причиной существования подобных примитивных аргументов является поверхностное изучение Священного Писания. В оригинале книги Бытие в отношении дней творения употребляется древнееврейское слово «йом». Оно обозначает не только 24-часовой день, но и какой-либо период времени. Также вспомним слова пророка Моисея о том, что для вечного, находящегося вне времени Бога «тысяча лет, как день вчерашний» (Пс. 89:5).
Говоря о подобной несерьёзной критике религии, святитель Лука (Войно-Ясенецкий) отмечает:
«Знание приводит к Богу, полузнание удаляет от Него».
Причину многих заблуждений святитель Лука видит и в смешении подлинной науки с частными мнениями учёных:
«Эти мнения, отражающие не столько объективную природу, сколько вкусы ученых, простираются в ту запредельную для науки область, где начинается простор и для веры, и для суеверия».
Наконец, святитель Лука говорит, что по-настоящему судить о религии может лишь тот, кто имеет личный религиозный опыт:
«Ведь о музыке может судить лишь человек, имеющий музыкальный слух или вкус, и совершенно недостаточно для этого знать ноты, историю музыки и её теорию. К сожалению, у многих антирелигиозных писателей отсутствует этот опыт. И уже потому неосновательны их нападки на религию в её чистом смысле».
Что говорили выдающиеся верующие ученые о Боге? Перечислим наиболее известных учёных-христиан, живших в последние несколько столетий. То есть именно тогда, когда религиозная картина мира перестала быть обязательной и единственной. Человек стал более осознанно делать свой мировоззренческий выбор.
Иоганн Кеплер. В сочинении «Гармония мира» математик и астроном Кеплер обращается к Богу:
«Благодарю Тебя за все те радости, которые я испытал в созерцании Твоих дел!».
Исаак Ньютон. Ему принадлежат слова:
«Чем дальше человек проникает в тайны природы, тем яснее перед ним открывается единство предвечного плана».
В невероятно сложном, но стройном и гармоничном живом мире физик видел произведение мудрого и могущественного «вечно живого Деятеля».
Карл Линней. Когда естествоиспытатель и медик Линней завершил одно из своих исследований, он воскликнул, что словно беспредельный и всеведущий Бог прошёл мимо него:
«Я не видал Его лицом к лицу; но отблеск Божества наполнил мою душу безмолвным удивлением. Я видел след Божий в Его творении…Что за мудрость! Что за неизреченное совершенство!»
Луи Пастер. Химик и биолог Пастер признавался, что молился во время своих исследований и непрестанно изумлялся делами Творца:
«Я много изучал и потому верую, как простой крестьянин. Если бы я сделался еще учёнее, то моя вера стала бы так же глубока и пламенна, как вера простой женщины-крестьянки».
Михаил Ломоносов. Великий учёный-естествоиспытатель настаивал на пользе гармоничного сочетания науки и веры. Называл природу Евангелием, которое торжественно благовествует о творческой силе, премудрости и величии Господа.
Иван Павлов. Выдающийся физиолог был воцерковлённым христианином. Заявлял, что, благодаря исследованиям, убедился в существовании у человека бессмертной души.
Макс Планк. Знаменитый физик говорил, что в религии Бог является фундаментом, началом всякого размышления, а в науке – его концом, вершиной.
О своём религиозном мировоззрении заявляли и такие великие учёные как Галилео Галилей, Роберт Бойль, Антуан Лавуазье, Алессандро Вольта, Майкл Фарадей, Чарльз Бэббидж, Макс Борн, а также многие другие.
Что говорят современные ученые, верующие в Бога?
Математик Михаил Цфасман отмечает, что именно наука подтолкнула его к знакомству с религией:
«Я прочел довольно много религиозных и религиоведческих текстов. Сперва у меня появилось ощущение, что, возможно, Бог есть. Потом во время чтения молитвы я пережил нечто подобное Божественному откровению. Я понял, что Он определённо есть. Последний, самый тяжёлый этап состоял в понимании, что земная церковь отражает Церковь Небесную».
Биолог Елена Садовникова уверена, что с помощью науки мы познаём Божье творение:
«Наука – это проникновение ко Творцу через дело Его рук».
Физик Жюль Дюшезн признаёт, что в наше время религия и наука как никогда близки. Учёный добавляет, что, благодаря поразительным исследованиям космоса,
«сегодня трудно убедить учёного, что Бог не существует».
Историк и философ Александр Доброхотов также не видит конфликта между верой и наукой:
«Учёному вполне естественно и верить, и заниматься наукой, и жить в мире искусства и т. д.».
Александр убеждён, что на определённом уровне наука и вера начинают «сотрудничать», вместе создавая целостную картину мира.
Декан естественнонаучного факультета Мюнхенского университета доктор Хаийохем Аутрум говорит, что в последние сто лет наука стала «скромнее», поскольку увидела свои границы:
«Ученый имеет гораздо больше оснований верить в Бога сегодня, нежели это было 50 лет назад».
Ректор МГУ академик Виктор Садовничий называет веру в Бога важнейшей основой:
«Верующий человек может вызывать у людей только уважение, поскольку он стремится к лучшему через веру в Бога, совершенствуя себя».
Учёный добавляет, что при МГУ есть церковь, которая никогда не пустует:
«Профессора, сотрудники, студенты приходят в церковь, а ведь это самые образованные люди, стоящие на переднем крае науки».